УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ И 6-7 ЛЕТ.
статья (подготовительная группа) по теме

Ситникова Нина Федоровна

Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой через драматизацию русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством  устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchyot.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 3-4 ЛЕТ И 6-7 ЛЕТ.

"Нет такой стороны воспитания на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира"

Учитывая особенности каждого возрастного этапа детей (младшего, среднего, старшего) при создании предметно - развивающей среды -это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. При создании развивающей среды в младшем дошкольном возрасте воспитатель  учитывает ведущую роль в групповом помещении игровой деятельности.

У ребенка развивается положительное отношение к миру, людям, к себе, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Игровая зона позволяет развивать гуманистическую направленность поведения детей.

 Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками. Воспитатель  направляет все действия в небольшой игре с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Воспитатель  выделяет определенные правила, положение ребенка в группа среди сверстников.

В игре развиваются память и мышление, наглядно - действенное мышление.  поощряет участие детей в совместных играх, помогает детям объединяться для игры по 2-3 человека на основе личных симпатий. Воспитатель поощряет попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

     Вследствие этого предметно-пространственная среда, созданная воспитателем организуется по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скучности детей.

    Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать столкновения путей передвижения.

     Данный возраст характеризуется тем, что у дошкольников появляется широкий интерес к языку, речи. Поэтому группе имеются технические средства.

В группе создан уголок познания, мотивирующий детей к познавательной активности.

     Воспитатель   создаёт творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.

    Использует методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая. За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Разнообразное применение этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование в повседневных ситуациях для организации питания и обучения говорит нам о целесообразности использования этой полифункциональной зоны. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение группы помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.  

При проектировании развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста, учитывались их возрастные особенности.

В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности. Воспитатель старается обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную, самостоятельную и иную активность детей. Особенность детей старшего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. Поэтому, предметно-пространственная среда сохраняет некоторые особенности среды для младших детей, но и в то же время учитываются потребности детей более старших. Расположение зон способствует плавному переходу от одного вида деятельности к другому. Каждая зона в игровой деятельности по необходимости и желанию детей легко трансформируется и изменяется за счет материалов из соседствующего центра развития. Поэтому мебель и атрибуты для игр в группе мобильны, легко перемещаются, чтобы эффективнее использовать пространство. В группе много стеллажей с контейнерами, которые можно выдвигать и переносить в другое место. Так же в группе легкие столы, переносные макеты, ширма для театра и сюжетно-ролевых игр.

В группе используется принцип открытости-закрытости: почти все игрушки и атрибуты убраны в маленькие шкафчики с картинками-обозначениями для детей, которым трудно запомнить места игрушек, так как замечено, что выставленные на полках игрушки и созданные игровые ситуации надоедают детям, рассеивают их внимание, затрудняют выбор чего-то определенного и мешают проявлению самостоятельности в выборе той или иной игры. Когда игрушки, макеты, и игровые пособия закрыты, возникает невольное желание открыть и выбрать то, во что хочется поиграть. Дети сами создают игровую ситуацию, развивая свои творческие способности, активность, самостоятельность. После игры дети быстро убирают игрушки на свои места.

         Игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста отличают отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются,

обогащаются, существуют продолжительное время. В игре ребенка данного возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до

5-7 человек. Воспитатель направляет внимание детей на подбор основного игрового оборудования, оказывает помощь в изготовлении недостающего, направляет на элементарное планирование игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры воспитатель даёт детям советы, задаёт вопросы, привлекает внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д.

Учитывая принцип половых и возрастных различий детей, в группе создан центр сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты», «Кухня», «Поликлиника», «Супермаркет». Проживая игровые ситуации в этих играх, мальчики могут почувствовать себя настоящими мужчинами, подражают роли отца в семье.  Девочки же, разыгрывая ситуацию «Салон красоты», смогут почувствовать себя настоящей маленькой леди, которая учится ухаживать за собой.

Игрушки для сюжетно-ролевых игр, с одной стороны, побуждают ребят к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой – среди них появляются новые для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с игрушками для сюжетной игры, воспитатель детям предоставляет информационный материал – природный, бросовый, элементы от конструкторов для использования сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Гигиенические комнаты группы используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей – взрослой» жизни (мытье игрушек, другие бытовые операции, экспериментирование).

Учитывая принцип эмоциональности среды и индивидуальной комфортности, в группе воспитатель создает оптимальные условия: у каждого ребенка есть личное пространство (кроватка, стульчик, шкафчик в приемной комнате, принадлежащих только одному ребенку.) Все они промаркированы красочными картинками и порядковым номером. Каждый ребенок без труда находит свои шкаф, стул, кровать. Эмоциональный комфорт поддерживается воспитателем за счёт экспонирования детских работ, в котором отводится место для каждого ребенка независимо от уровня его достижений в рисовании и лепке и т.п.

Предметно-развивающая среда группы организуется воспитателем таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Всё групповое пространство доступно детям: дидактический материал, игры, игрушки. В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог занять удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.

Преимущество созданной в старшей группе развивающей среды состоит в том, что появились возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, экспериментов и игровых импровизаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды

Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды...

«Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды».

Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в нашей группе создает условия для индивидуализации и г...

Предметно- развивающая среда музыкального уголка в группе ДОУ с учётом возрастных особенностей детей

Классификация оборудования музыкального уголка в группвом помещении ДОУ с учётом возрастных и пограммных требований....

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....