Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте, «Путешествие вокруг света»
проект по теме

Матлахова Наталья Геннадиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_peredelanyy_-_kopiya.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

 «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»

инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста

НОМИНАЦИЯ: « Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования»

ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА»

                                                                      Разработчик проекта:

Матлахова Наталья      Геннадьевна

                                                                       воспитатель первой категории

г.Сургут, 2012г.

Введение

Данный проект направлен на воспитание межнационального  мышления детей дошкольного возраста в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 «Незабудка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей II категории.

Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка.  Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности». Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. №164.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.12660-10.
  4. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
    дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо
    Минобразования России от 14.03.2000г. №65/23-16.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03.

          6.   Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008г.).

          7.          Национальная доктрина в образования в Российской Федерации.

Одобренная постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000г. №

751, СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 408

       8.             Приказ  «О концепции модернизации Российского образования        до 2010» от 11.02.2002    №393    

      9.       Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня                    2011 г. N 161-ФЗ г. Москва "О национальной платежной системе"

     10.     Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО,1995)//Первое сентября. 2000. № 66.

Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.                                                                                                               

Новизна данного  проекта:

  Работа с детьми разновозрастной мобильной группы  от 3 до 7 лет в рамках единого образовательного пространства (ЕИП) дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 «Незабудка».

Актуальность данной проблемы обусловлена  обостряющимися межнациональными конфликтами в результате миграции населения. В настоящее время вопрос межнациональной толерантности мало изучен педагогической наукой и на практике  осуществляется эпизодически, нецеленаправленно.

 Так же проблема безопасности России тесно связано с национальным вопросом. Для нее возможен только союз всех народов, ее населяющих, с их богатством культур и нравственных ценностей на основе общих духовных начал и общенациональных интересов. Во все времена такая сплоченность  позволяла народам России выстоять в лихие годы.

 На сегодняшний день национальная проблема начинает проникать и в сферу образования. Концепция модернизации образования и другие документы федерального уровня указывают на воспитание толерантности как на одну из важных задач образования. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию  образовательного и воспитательного процесса, предъявляемых государственным образовательным стандартам.

 Очень важно начать эту работу в дошкольном возрасте, так как именно в детстве развиваются  основы нравственности: честность, доброта, трудолюбие, сочувствие, которые  являются составляющими межнациональной толерантности.  Каким вырастет ребенок, во много зависит от воспитания и среды, в которой находится ребёнок. Социологические исследования утверждают, что интернациональное воспитание становится доступным для ребенка, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают формироваться основы национального самосознания, дети способны сравнивать людей.

           Наш детский находится в Сургуте,  который является  одним  из многонациональных городов России.   При разработке своего проекта, работы с детьми и родителями учитывалась данная таблица (приложение: таблица №1).

Мне приходится сталкиваться  в практической деятельности с  конфликтами, возникающими между детьми и родителями разных национальностей. Обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность, отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях  послужили основанием для выбора данной темы.

Цель проекта – развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.

Отличие от других проектов – все современные проекты ориентируют педагога на формирование основ общей культуры поведения,                               (основ нравственности), а вопросы межнациональной толерантности мало изучены.

Задачи проекта.

1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.                                                                                         

2.  Развивать умение находить общее и различие в культуре разных  народах.

3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.

Управленческо-кадровый аспект

Управление проектом осуществляется заведующим и заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения  детского сада № 90 «Незабудка», в функциональные обязанности которых входит:                                                                                                                                                                        

  1. Заключение договоров со школами № 30 и 46.
  2.   Заключение договоров с диаспорами Сургута.                                                                                              
  3.  Подготовка отчетной документации.                                                                                                  

Учебно-воспитательный процесс организует воспитатель:

  1. Планирование работы с детьми, воспитателями, родителями.
  2. Построение межнациональной развивающей среды в дошкольном учреждении.
  3. Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на межнациональное развитие детей.
  4. Активное участие родителей в межнациональном образовании дошкольников.
  5. Диагностика уровня развития детей.

Управление проектом осуществляется по направлениям:

  1. Организационно-управленческая деятельность
  • Контроль педагогического процесса организации и проведения сюжетно-ролевой игры.
  • Координирование взаимодействия между педагогами, родителями.
  • Организация работы по межнациональному воспитанию детей с родителями и лицами их заменяющими.
  • Создание условий для развития социальной компетентности воспитанников.
  1. Методическая деятельность.
  • Анализ современных подходов по воспитанию межнационального поведения детей.
  • Обеспечение методического оснащения образовательного процесса.
  • Повышение творческой инициативы педагогов в данном направлении.
  • Анализ собственной деятельности педагогами с целью ее совершенствования.  
  • Использование современных  технических средств обучения воспитанников.
  1. Экспертная деятельность.
  • Диагностика уровней сформированности межнациональной толерантности .
  • Анализ полученных результатов диагностирования.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что работа дошкольного образовательного учреждения по данному направлению способствует формированию человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Содержание проекта.

       Основное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает игра. Не зря ее считают вершиной детского счастья и благополучия, залогом психического и физического комфорта. Именно в ней происходят психические изменения у дошкольника, способствующие появлению таких новообразований как образное мышление, воображение, социальная компетентность, способность к взаимодействию со сверстниками. Поэтому  межнациональную толерантность целесообразно  развивать и воспитывать в сюжетно-ролевой игре.

    Наш детский сад разработал программу «ЕИП».

      Единое игровое пространство – это игровая модель города в миниатюре на всей территории дошкольного образовательного учреждения, созданная для активного взаимодействия детей и взрослых в организации и развертывании сюжетно-ролевой игры.

     В каждой группе  представлена выбранная сюжетно-ролевая игра в полном объеме с дополнительным оборудованием, чтобы  было интересно заниматься различными видами самостоятельной деятельности.                    Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Салон красоты», «Почта», «Ателье», «Стройка», «Универсам», «Игротека», «Школа – детский сад», «Семья» ,«Перекресток», «Дискотека», «Аттракционы», «Банк», «Туристическое агентство «Путешествие вокруг света» есть свои «улицы» (коридоры), «площади» (холлы), «перекрестки» (лестничные клетки).                                                   В моей группе проходит игра  « Путешествие вокруг света». У детей есть возможность поработать в выше перечисленных предприятиях, «заработать деньги» и отправиться в путешествие по округу, великим годам России, по  некоторым республикам России и ближнего зарубежья, а так же  по континента  (планируя данную работу, учитывала таблицу состава населения Сургутского района, политическую обстановку в стране). По правилам игры путешествовать самостоятельно разрешено детям старшего дошкольного возраста, а дети младших и средних групп путешествуют в сопровождении  старших сверстников.

Организация часа игры проходит по следующему плану во вторую половину дня один раз в неделю (четверг):

• после полдника происходит распределение ролей и мотивация предстоящей игры. Уровень самостоятельности зависит от возраста детей. Воспитанникам 3 -5 лет предлагается выбрать «работу» с помощью карточек с условным изображением городских учреждений, фишек, загадок, д/и «Чудесный мешочек»  и т. д.  Ребята 5 – 7 лет планируют свою деятельность   самостоятельно,   причём   впоследствии – и   на неделю вперёд.

  • Дошкольники расходятся по игровым площадкам, в группе остаются лишь несколько детей по желанию. Воспитатель руководит, играя, самостоятельной деятельностью в мобильной разновозрастной группе.
  • В конце игрового часа, принимая на себя роль мастера   и т. д. предупреждает о скором завершении рабочего дня и в 17. 00 закрывает его. Ребята возвращаются в группы и в кругу обсуждают впечатления от игры.

  Проведение второй прогулки после ужина допускается правилами и нормативами санитарно - эпидемиологической службы (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 от 20.06.2003г.).

                Организация работы по созданию единого игрового пространства предполагает выполнение ряда условий:

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие участников педагогического процесса.
  2. Предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Тесное сотрудничество с семьей воспитанников, другими муниципальными учреждениями.

Основные направления реализации проекта:

       

Содержательная основа проекта построена в соответствии принципами:

- научности, формируя основы научного мировоззрения.

- доступности,  адаптация научных знаний к специфике возрастных,  особенностей развития детей дошкольного возраста;

- последовательности    обеспечивающих постепенное изучение народной культуры по темам,  возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний .

- системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире                                                                        -интегративности, предусматривающим возможность использования содержания народной культуры в разных видах деятельности (занятиях, играх, подвижных, дидактических играх ,сюжетно-ролевой игре ).

- культуросообразности, обеспечивающих становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры  народов, на познании историко-географических, этнических особенностей стран.

-гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей  (сохранение мира на Земле, уважение народа-соседа, его страны) Бесспорно, у каждого народа есть свои национальные ценности, которые для других стран могут не иметь значения.

Основные направления реализации проекта:

1. Работа определяется необходимостью формирования и воспитания межнациональной толерантности:

1.1 Материальная культура:

- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

 -одежда (национальные костюмы), украшения;

- национальные кушанья;

- транспортные средства;

- орудия труда;

- труд с учетом его специфики.

1.2.  Духовная культура:

- народные обычаи, обряды, праздники;

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

1.3.  Нормативная культура:

- общечеловеческие нравственные качества;

- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

2. Диагностическая работа определяется ориентацией на углубленное изучение уровня сформированности межнациональной толерантности социального развития каждого ребенка, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений социального развития и последующие возможное их корректирование.

3. Консультативная работа направлена на взаимодействие с семьей воспитанников или лиц их заменяющих с целью обеспечения единых требований в развитие межнациональной толерантности, индивидуализации обучения и воспитания в становлении личности.

Основные формы и методы взаимодействия с детьми по развитию межнациональной толерантности:

 1.  Занятия познавательного характера.                                                                                                                                                                                                    

 2.  Экскурсии в библиотеки, музеи , по городу.

 3.  Чтение художественной литературы по данной тематике, энциклопедий с целью обогащения знаний детей о данной стране и народе

 4.   Рассматривание иллюстраций, картин.

 5.  Создание альбомов «Разнообразие разных рас», «Культура разных национальностей», «Праздники разных народов» и т.д.

 6.  Развлечения, досуги, праздники.

7.  Сюжетно-ролевые игры в едином игровом пространстве и в группе(развитие навыков общения в игре).

8.   Дидактические, словесные игры.

9.   Народные подвижные игры.

10.  Устное народное творчество.

11.  Создание проблемных ситуаций  между разными этническими группами, инсценировки.

12.  Просмотр познавательных передач, слайдов, видео фильмов.

13.  Общение детей с детьми другой национальности.

14.  Знакомство с национальной куклой.

15.  Вечера встреч с местными художниками, поэтами, писателями.

     16. Параллельное изучение этнокультуры, анализ сходства различия.

17.  Встреча с представителями  диаспор.

18.  Выставка «Кукла из бабушкиного сундука» (изготовление национальных кукол, оберегов).

19.  Проведение  национальных развлечений совместно с родителями.

20.  Приглашение родителей для участия в едином игровом пространстве.

 21.  Организация предметно-развивающей среды.

 22.  Погружение ребёнка в изучаемую культуру.                                                                                  

 23.  Народно-прикладное искусство.

  Содержание работы по межнациональной толерантности

  1. Формирование знаний о народах Росси .

При выборе соседних республик учитывалось следующее:

- возможность эпизодического общения с людьми соседних республик;

- близкое территориальное положение и природные условия.

- сходство труда и быта

- национальной культуры соседних народов.

Соблюдение этих условий позволяет детям не только получать знания о народах соседних республик, но и проникнуться уважением к их труду, воспитывает дружеские чувства к сверстникам других национальностей.

При ознакомлении детей с народами России следует обращать внимание на характерный труд людей данной республики, подчеркивать его значимость для всей страны. Большое значение придается ознакомлению детей с искусством и бытом народов.

  1. Формирование знаний о народах зарубежных стран.

Данная работа ведется с подготовительной группы. О жизни, быте, труде, обычаях людей разных стран дошкольники узнают из радио, телепрограмм, книг. Важно помочь родителям в выборе информации, выделить те знания, на основе которых можно формировать дружеские отношения и познавательность. Большая роль отводится родителям в отборе материала по народным республикам и зарубежным странам. Они помогают отобрать иллюстрации, открытки, атрибуты, литературу, что дает возможность провести «путешествие» по странам и республикам.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный: 2008 – 2009 учебный год (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики).

2 этап – основной: 2009 – 2010 учебный год (создание развивающей среды; организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на экологическое воспитание дошкольников. Разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта).

3 этап – заключительный: 2010 – 2011 учебный год (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

                                     

               Задачи диагностического инструментария .                                                                                                   ( материальная, духовная культура)

Старший возраст

  1. Учить относить себя и своих родителей к своей этнической группе.
  2. Знать название страны,  в которой живут.
  3. Формировать знания о национальном составе страны.
  4. Уметь различать существенные различия и сходства между народами.
  5. Знакомить с народами и странами за пределами России.
  6. Знакомить детей с  национальными костюмами.
  7. Воспитывать, уважение к традициям местного народа Ханты.
  8. Воспитывать  уважение  к традициям, фольклору народов России.            
  9. Развивать желание исполнять народные игры, песни, танцы в разных видах                    деятельности.
  10. Учить уважительно относиться к фольклору других народов ( в пределах страны).
  11. Уметь сравнивать и анализировать народные сказки.
  12. Учить уважительно, относиться к  искусству других народов.
  13. Развивать желание использовать в художественной деятельности  элементы                           народного творчества
  14. Познакомить со странами ближнего зарубежья
  15. Познакомить с традициями и искусством наров мира
  16. Развивать желание использовать в художественной деятельности  элементы народного     творчества народов мира.
  17. Развивать желание использовать народные игры, песни, танцы  в повседневной      деятельности  ( называть какого народа )
  18. Учить отражать в своей деятельности знания и умения свойственные  другим народам.

                         Параметры  межнациональной толерантности

  1. Умеет относить себя и  родителей к своей этнической группе.
  2. Знает название страны,  в которой живёт.
  3. Имеет представление о национальном составе страны.
  4. Умеет различать существенные различия и сходства между народами.
  5. Имеет представления о народах и странах за пределами России.
  6. Имеет представление о национальных костюмам.
  7. Уважительно относиться к традициям местного народа Ханты.
  8.  Уважительно относиться к традициям , фольклору народов России.            
  9. С желанием участвует в народных играх, исполняет, песни, танцы в разных видах деятельности.
  10. Уважительно относится к фольклору других народов ( в пределах страны).
  11. Умеет сравнивать и анализировать народные сказки.
  12. Уважительно относится к  искусству других народов.
  13. Использует в художественной деятельности  элементы народного творчества.
  14. Имеет представление о странах ближнего зарубежья.
  15. Имеет представление о традициях и искусстве народов мира.
  16. С желанием использует в художественной деятельности  элементы народного творчества     народов мира.
  17. Отражает в своей деятельности знания и умения свойственные  культуре других народов.

Диагностическое исследование по следующим параметрам :                 (нормативная культура)

- способы общения детей между собой в группах однородного и неоднородного национального состава;

- проявление дружелюбия к детям другой национальности;

- групповая сплоченность, выявление системы существующих избирательных отношений детей друг к другу;

- выявление умения детей определять национальную принадлежность детей в группе;

- характер национального самочувствия детей в группе с неоднородным национальным составом.                                                                                              

 Были проведены диагностические исследования по материальной , духовной, нормативной культуры.

На первом этапе проведенные исследования показали, что дети могут использовать гармоничный способ общения, проявляют дружелюбие друг к другу, группируются по личным симпатиям, эмоционально сопереживают друг другу независимо от национальной принадлежности, хотя присутствуют негативные высказывания о других нациях и народах и незнание их культуры и традиций. Природа этого негатива идёт из семьи. Таки образом, мы пришли к выводу, что дети не знают традиции, культуру другого народа и не разделяют друг друга по национальному признаку. Тогда мы провели опрос родителей детей старшего и среднего дошкольного возраста. Опрос проводился с целью оценки знаний родителей о культуре своего народа и культурах народов ближайшего окружения. Результаты опроса показали, что 64% родителей недостаточно знают о культуре других народов и из них 42% недостаточно знают о культуре своего народа, имеют национальную неприязнь к некоторым нациям. Во время анкетирования выяснилось, что у родителей есть желание поближе познакомиться с культурой своего народа. Таким образом, мы получили социальный заказ. Образовательное учреждение должно знакомить детей с родной культурой, приобщая их к традициям, воспитывая культуру межнационального общения.

Мы начали работу по этой проблеме. На втором этапе, изучая нормативно-правовую базу, мы убедились в том, что это проблема не только нашего образовательного учреждения. В концепции государственной национальной политики, подчеркивается необходимость разработки программ для разных образовательных учреждений. Данная работа  должна начинаться с дошкольного возраста, воспитывающая у подрастающего поколения культуру межнационального общения.

В рамках федеральной полевой программы отмечается необходимость внедрения в социальную практику культуры межнационального общения, определяющей устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве

На третьем этапе в годовом плане были определены основные этапы решения задач межнационального воспитания дошкольников, намечено содержание научно-методической и организационно-педагогической работы. Была разработана диагностическая методика, которая позволила получить следующие результаты.

Сформированность компонентов национального самосознания детей -    19%.

Сформированность представлений о культурах народов - 11,5%.                                                                                   Эмоционально-положительные отношения к представителям разных народов - 49%.

Одним из принципов системы воспитания у дошкольников культуры межнационального общения является принцип средового подхода, предполагающий создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В ДОУ существуют уголки, оформлены стенды, макеты, функционируют мини-музеи культуры народов ханты. В их создании принимали участие взрослые и дети. Это нужно для того, чтобы в созданном культурном пространстве ребенок жил естественным образом, ненавязчиво воспринимая и впитывая в себя особенности национальных культур. Надо отметить, что дети очень чутко реагируют на подлинные национальные предметы. Язык искусства своего народа, да и любого другого народа доступен детям своей наглядностью и не требует перевода. Сегодня наши малыши играют в различные национальные игры, рассказывают потешки, прибаутки, слушают, напевают и разучивают на музыкальных инструментах народные песни с такой же охотой, как и русские. Старшие дети, независимо от своей национальной принадлежности, поют песни, рассказывают стихи других национальностей. Для успешного взаимодействия с детьми разных национальностей необходимо не только дать детям представление о культуре живущего рядом с ним народа, но и развивать у маленького человека чувство толерантности. Поскольку воспитание культуры межнационального общения охватывает все стороны образовательного процесса, в нашем ДОУ педагогическим коллективом используются все формы и средства работы, которые воздействуют на эмоциональную, познавательную и творческо-деятельностную сферы. Нами широко используются и занятия познавательного цикла, проводимые в том числе на базе этнографического музея нашего города, в детской библиотеке, различных музеях города. Большое значение в развитие межнациональной толерантности послужила организованная работа в едином игровом пространстве игра «Путешествие вокруг света». Проводятся народные праздники, ежегодный фестиваль дружбы народов, несущие интернациональное значение.

   Вся работа с детьми по межнациональному воспитанию происходит в тесном взаимодействии с семьей. Родители должны быть союзниками и помощниками. Для выработки единых требований к ребенку по данному вопросу надо выбирать активные формы взаимодействия с семьей. При таком взаимодействии они выступают не в роли учеников, которым мудрый воспитатель вещает прописные истины, а равноправных участников педагогического процесса, несущих полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей.

Помимо этого, в группе организуется развивающая среда по межнациональному воспитанию, оформлен родительский уголок, основная цель которого – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе интернационального воспитания детей, накопления опыта гуманного отношения к людям другой нации. Именно от их личного примера зависит, насколько прочно ребёнок освоит  межнационального образования в детском саду организованную, на базе ДОУ

            

         Ожидаемые результаты

- Развитие коммуникативной компетентности детей. Умеют распознавать эмоциональные переживания и состояния. Выражать свои эмоциональные ощущения, переживания.

-  Формирование коммуникабельности.

-  Развитие доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей.

- Повышение познавательного интереса развитие творческих способностей.

- Заинтересованность и активность родителей, в развитие межнациональной толерантности и оказание помощи не только в сборе экспонатов, пошиве костюмов, но и активное участие в образовательных и развлекательных мероприятий.

-  Повышение профессионального уровня педагогов в данной области.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями по межнациональному воспитанию.

Для реализации данного проекта, необходимо обеспечение различными материалами и пособиями.

Список использованной литературы

1. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.                                                                                                    2. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37

3.Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

4.Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

5.Ботнаренко А..Г. «Дидактические игры в детском саду»

6. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

7. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.

8. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

 9.А.В.Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР»

10. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

12. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

Л.Ф.Коломийченко «Воспитание в национальных традициях»

13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.

14. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.

15. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002. - С. 11-17.

16. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 14-18.

17. О реализации проектов в 2005 году в рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации за 2001-2005 годы": приказ Федерального агентства образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. - 2005. - № 10. - С. 28-31.

18. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.

19. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680

20. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

21. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.

22. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.

22. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Проект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"

Цель проекта: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, си...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие вокруг света»

Ребенок – любознательный исследователь мира. Ему нужно предоставить многообразные возможности приобретения опыта и самовыражения. Задача взрослых: создать подходящую для этого образовательную ср...

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности....

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обог...