Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Проект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"

    Романова Галина Николаевна

    Цель проекта: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами. Формировать культуру речи. Закреплять знание русских народных сказок. Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам, к устному народному творчеству, умение сопереживать героям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx17.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

                                                   «Путешествие в страну сказок»

    Цель: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами. Формировать культуру речи. Закреплять знание русских народных сказок. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам, к устному народному творчеству, умение сопереживать героям.                                                                                        

    Словарная работа: Обогащать речь детей эпитетами, сравнениями: развесистые ели, заснеженные дубы, сказочная, мудрая страна, глаза горят как угли, дыбом волосы стоят и т.д.  Активизировать в речи детей слова-определения( лиса – рыжая, хитрая, плутовка; волк - злой, серый, зубастый, глупый), уменьшительно-ласкательные  слова ( бабулечка-Ягулечка, бабусенька- Ягусенька). Учить подбирать слова-антонимы(день-ночь, утро-вечер, слова-синонимы по цвету (красный -алый, оранжевый -морковный, апельсиновый,  желтый – лимонный и т.д.)

    Индивидуальная работа: Подготовить детей для инсцениковки отрывков из сказок.  Поупражнять детей в интонационной выразительности.  С подгруппой детей закрепить слова-антонимы.

    Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы по ним. Инсценировки, драматизации по русским народным сказкам. Обыгрывание сказок в настольном, пальчиковом, кукольном театрах. Лексические и грамматические упражнения на интонационную выразительность речи.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (ответы) Хотите совершить путешествие в страну сказок? (ответы) Тогда закройте глаза и повторяйте за мной:

        «Здравствуй мудрая страна.

         Что отсюда не видна

         Явись ниоткуда

         Пусть свершится чудо                                                                                              

         Встань на пути

         Нас к себе впусти!»

    (в это время надеваю шапочки героев сказок на детей, звучит музыка)

    - Открывайте глаза, ребята. Посмотрите вокруг. Стоят развесистые ели, заснеженные дубы. Как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы)

    - Посмотрите, я вижу сказочных зверей: лисичку, зайчика, лягушку, мышку. А вот нас встречает сказочный Лесовичок.

    Лесовичок:

    «Я сказочного леса – хранитель

      И тайн лесных покровитель

      Лесные сказки я люблю

      Их сейчас вам подарю.»

    - Ребята, вот вам моё задание ( подает открытку с заданием воспитателю)

    Воспитатель: Спасибо, лесовичок, что привел нас в лесную сказку. Ребята и сказочные зверята! посмотрите, что это висит на дереве?как вы думаете? (ответы детей)

    -Правильно, мы попали в русскую народную сказку «Хвосты». Сейчас я прочитаю задание лесовичка, а вы угадайте, о ком я скажу: зачитываю задания лесовичка:

    - «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой вертит хвостом, любуется» - о ком это?(ответы детей - о лисе)

    - «Хвост длинный как палка, с метелкой на конце. По бокам бьет – мух, слепней отгоняет» - о ком это?(ответы детей - о корове)

    - «Хвост гладкий как веревочка. Завила его колечком – какой красивый показался, лучше всех» - о ком это как вы думаете? (о свинье)

    - «Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост,- хорошо что черный» - о ком это? (о медведе)

    - Молодцы, ребята, правильно отвечали.

    - Посмотрите, стоит теремок и звери возле него. Давайте посмотрим и послушаем о чем они говорят.  

    Инсценировка отрывка из сказки:

    Воспитатель: - Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок. Бежит мимо лисичка. Остановилась и спрашивает:

    Лиса: - Терем – теремок! Кто в тереме живет?

    Мышка: - Я мышка –норушка.

    Лягушка: - Я лягушка – квакушка.

    Заяц: - Я зайчик - побегайчик.

    Все: - А ты кто?

    Лиса: - А я лисичка- сестричка. Пустите меня.

    Все: - Заходи! В теремочке вчетвером очень весело живем

    Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как называется эта сказка? (ответы)

    - Какие герои живут ещё в этой русской народной сказке? (ответы детей)

    - Давайте, ребята,  попробуем слова из сказки «Терем- теремок, кто в тереме живет» сказать голосом волка(имитация грубого голоса волка) А теперь голосом мышки(имитация)  Голосом медведя… А как говорила эти слова лягушка…

    - Молодцы! Дети, идемте дальше. Посмотрите мы пришли на сказочную поляну. Давайте сядем, отдохнем, послушаем героев следующей сказки.

     2 детей показывают отрывок из сказки за ширмой. Волк и лиса куклы-перчатки

    Воспитатель: - Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

     Диалог лисы и волка:

    - Здравствуй кумушка- лиса!

    - Здравствуй волк- волчок.

    -Что делаешь?

    - Рыбку кушаю.

    - Дай мне рыбки!

    - Налови сам, да ешь.

    - Я не умею.

    - Я тебя научу. Ступай на реку, опусти хвост в прорубь. Сиди да приговаривай: «Ловись рыбка и мала и велика» Рыбка на хвост и прицепится.

    - Спасибо кумушка- лиса. Я пошел.

    Воспитатель: Как называется эта сказка? (ответы)

    -Правильно, эта русская народная сказка «Лисичка- сестричка и серый волк». Как вы думаете лисичка в этой сказке какая? (ответы детей) А волк в этой сказке какой? (ответы)

    - Ребята, а в каких других сказках живет волк? ( ответы)

    - Дети, кто ещё живет в сказочном лесу, как вы думаете?

    - Давайте поиграем в игру «Эхо». Может быть на наше эхо кто-нибудь откликнется.

       Игра  « Эхо»

     ( звучит музыка, появляется из избушки Баба Яга – кукла-перчатка у воспитателя на руке)

    Баба Яга:- Ну чего раскричались? Разбудили меня. Чего надо?

    Воспитатель:- Мы путешествуем по сказочной стране. Пришли сказочный лес посмотреть.

    Б- Яга:- Ага, в гости пожаловали! Меня не боитесь?

    Воспитатель: - Ребята, вы узнали кто это? (ответы)

    - Давайте поздороваемся с Бабой Ягой! (здороваются)

    Б- Яга:- Ну, здравствуйте. Выходите-ка на поляну, коль меня разбудили. Поиграем! Косточки надо размять.

     Физкультминутка с Бабой Ягой(движения по тексту):

    «В темном лесе есть избушка- стоит задом наперед

    В той избушке есть старушка- бабушка Яга зовут

    Нос крючком глаза в полоску- и как угли все горят

    Ух сердитая какая!- дыбом волосы стоят

    Ух сердитая какая!- и поломана нога

    Не простая – костяная! Вот так бабушка Яга!

    Б-Яга: - Да, нечего сказать – молодцы! Играть умеете. Я сказочная бабушка только сегодня добрая, а вообще-то я противная, люблю делать всё наоборот. Ну-ка, где моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот кому брошу шишку должен сказать наоборот.

      Игра « Наоборот»

    Б-Яга: - Так, а теперь поднимите руки, кто любит всё наоборот, как я. Кто готовится стать Б-Ягой?(ответы детей)

    Воспитатель: - Нет уж, спасибо Б-Яга. Тебя и одной в сказочном лесу достаточно.

    Воспитатель – Дети, вам нравится в стране сказок , в сказочном лесу? (ответы)

    Б-Яга:- Мне тоже нравится, но только доброй долго я быть не могу – сейчас кого-нибудь съем!

    Воспитатель: - Да, что ты, что ты

                              Бабушка Яга не сердись

                              Лучше ты бабусенька

                              Ребяткам улыбнись!

    Б-Яга: - Ой, ой. Бабусенька. Меня так ласково ещё никто не называл. Мне это очень понравилось. Давайте ещё разок скажите ласково, да нежно.

      Упражнение « Скажи ласково»

    ( дети по очереди говорят Б.Яге ласковые слова)

    Воспитатель: - А мы ещё тебе подарим красивый цветок! Ведь всем известно, что от красоты добреют.

    Б-Яга: - Ну-ка, ну-ка, что за цветок?

    Воспитатель: - Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.

          Игра « Слово- цвет»   на фланелеграфе

          (подбор синонимов)

    Б-Яга: - Да, согласна. Красивый цветок расцвел у меня на поляне. Надо и мне вам что-нибудь подарить… Вот вам - « ковер-самолет». На нем будете в сказки летать. И домой он вас быстро доставит. Ну пора пришла прощаться. До свидания, не поминайте лихом. (прячется в избушку)

    Воспитатель:- Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.

                         - Лесовичок! Что ты скажешь нам на прощанье?

    Лесовичок: - Пусть герои сказок дарят вам тепло

                           Пусть добро на свете побеждает зло!

    Воспитатель: - Ребята, вставайте на ковер-самолет. Закройте глаза и повторяйте за мной:

      - До свидания сказочная страна,

      - Здравствуй детский сад! ( снимаю с детей шапочки героев)

      - Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

      - В каких русских народных сказках мы побывали? (ответы)

      - Каких сказочных героев видели?

      - Кто вам понравился больше всех? Почему?

      -А в другие сказки вы хотели бы попасть?

      - Теперь у нас есть ковер-самолет,  и  мы сможем слетать в другие сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

    Совместная деятельность с детьми  доставляет  чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...

    конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"

    - систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...

    План-конспект НОД "К нам весна шагает" по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

    Тема «К нам весна шагает»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,Задачи:1)...

    «План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

    «Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

    Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Тридевятое царство"

    Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально - волевой сфере.  Предполагается, что использ...

    Методическая разработка НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у дедушки и бабушки в деревне»

    Ребята совершают виртуальную поездку в деревню, где находят отличие деревенского и городского образа жизни, закрепляют и расширяют своё представление о домашних животных, овощах и фруктах. У детей фор...