Проект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Романова Галина Николаевна

Цель проекта: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами. Формировать культуру речи. Закреплять знание русских народных сказок. Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам, к устному народному творчеству, умение сопереживать героям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

                                               «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами. Формировать культуру речи. Закреплять знание русских народных сказок. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам, к устному народному творчеству, умение сопереживать героям.                                                                                        

Словарная работа: Обогащать речь детей эпитетами, сравнениями: развесистые ели, заснеженные дубы, сказочная, мудрая страна, глаза горят как угли, дыбом волосы стоят и т.д.  Активизировать в речи детей слова-определения( лиса – рыжая, хитрая, плутовка; волк - злой, серый, зубастый, глупый), уменьшительно-ласкательные  слова ( бабулечка-Ягулечка, бабусенька- Ягусенька). Учить подбирать слова-антонимы(день-ночь, утро-вечер, слова-синонимы по цвету (красный -алый, оранжевый -морковный, апельсиновый,  желтый – лимонный и т.д.)

Индивидуальная работа: Подготовить детей для инсцениковки отрывков из сказок.  Поупражнять детей в интонационной выразительности.  С подгруппой детей закрепить слова-антонимы.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы по ним. Инсценировки, драматизации по русским народным сказкам. Обыгрывание сказок в настольном, пальчиковом, кукольном театрах. Лексические и грамматические упражнения на интонационную выразительность речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (ответы) Хотите совершить путешествие в страну сказок? (ответы) Тогда закройте глаза и повторяйте за мной:

    «Здравствуй мудрая страна.

     Что отсюда не видна

     Явись ниоткуда

     Пусть свершится чудо                                                                                              

     Встань на пути

     Нас к себе впусти!»

(в это время надеваю шапочки героев сказок на детей, звучит музыка)

- Открывайте глаза, ребята. Посмотрите вокруг. Стоят развесистые ели, заснеженные дубы. Как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы)

- Посмотрите, я вижу сказочных зверей: лисичку, зайчика, лягушку, мышку. А вот нас встречает сказочный Лесовичок.

Лесовичок:

«Я сказочного леса – хранитель

  И тайн лесных покровитель

  Лесные сказки я люблю

  Их сейчас вам подарю.»

- Ребята, вот вам моё задание ( подает открытку с заданием воспитателю)

Воспитатель: Спасибо, лесовичок, что привел нас в лесную сказку. Ребята и сказочные зверята! посмотрите, что это висит на дереве?как вы думаете? (ответы детей)

-Правильно, мы попали в русскую народную сказку «Хвосты». Сейчас я прочитаю задание лесовичка, а вы угадайте, о ком я скажу: зачитываю задания лесовичка:

- «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой вертит хвостом, любуется» - о ком это?(ответы детей - о лисе)

- «Хвост длинный как палка, с метелкой на конце. По бокам бьет – мух, слепней отгоняет» - о ком это?(ответы детей - о корове)

- «Хвост гладкий как веревочка. Завила его колечком – какой красивый показался, лучше всех» - о ком это как вы думаете? (о свинье)

- «Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост,- хорошо что черный» - о ком это? (о медведе)

- Молодцы, ребята, правильно отвечали.

- Посмотрите, стоит теремок и звери возле него. Давайте посмотрим и послушаем о чем они говорят.  

Инсценировка отрывка из сказки:

Воспитатель: - Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок. Бежит мимо лисичка. Остановилась и спрашивает:

Лиса: - Терем – теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: - Я мышка –норушка.

Лягушка: - Я лягушка – квакушка.

Заяц: - Я зайчик - побегайчик.

Все: - А ты кто?

Лиса: - А я лисичка- сестричка. Пустите меня.

Все: - Заходи! В теремочке вчетвером очень весело живем

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как называется эта сказка? (ответы)

- Какие герои живут ещё в этой русской народной сказке? (ответы детей)

- Давайте, ребята,  попробуем слова из сказки «Терем- теремок, кто в тереме живет» сказать голосом волка(имитация грубого голоса волка) А теперь голосом мышки(имитация)  Голосом медведя… А как говорила эти слова лягушка…

- Молодцы! Дети, идемте дальше. Посмотрите мы пришли на сказочную поляну. Давайте сядем, отдохнем, послушаем героев следующей сказки.

 2 детей показывают отрывок из сказки за ширмой. Волк и лиса куклы-перчатки

Воспитатель: - Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

 Диалог лисы и волка:

- Здравствуй кумушка- лиса!

- Здравствуй волк- волчок.

-Что делаешь?

- Рыбку кушаю.

- Дай мне рыбки!

- Налови сам, да ешь.

- Я не умею.

- Я тебя научу. Ступай на реку, опусти хвост в прорубь. Сиди да приговаривай: «Ловись рыбка и мала и велика» Рыбка на хвост и прицепится.

- Спасибо кумушка- лиса. Я пошел.

Воспитатель: Как называется эта сказка? (ответы)

-Правильно, эта русская народная сказка «Лисичка- сестричка и серый волк». Как вы думаете лисичка в этой сказке какая? (ответы детей) А волк в этой сказке какой? (ответы)

- Ребята, а в каких других сказках живет волк? ( ответы)

- Дети, кто ещё живет в сказочном лесу, как вы думаете?

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Может быть на наше эхо кто-нибудь откликнется.

   Игра  « Эхо»

 ( звучит музыка, появляется из избушки Баба Яга – кукла-перчатка у воспитателя на руке)

Баба Яга:- Ну чего раскричались? Разбудили меня. Чего надо?

Воспитатель:- Мы путешествуем по сказочной стране. Пришли сказочный лес посмотреть.

Б- Яга:- Ага, в гости пожаловали! Меня не боитесь?

Воспитатель: - Ребята, вы узнали кто это? (ответы)

- Давайте поздороваемся с Бабой Ягой! (здороваются)

Б- Яга:- Ну, здравствуйте. Выходите-ка на поляну, коль меня разбудили. Поиграем! Косточки надо размять.

 Физкультминутка с Бабой Ягой(движения по тексту):

«В темном лесе есть избушка- стоит задом наперед

В той избушке есть старушка- бабушка Яга зовут

Нос крючком глаза в полоску- и как угли все горят

Ух сердитая какая!- дыбом волосы стоят

Ух сердитая какая!- и поломана нога

Не простая – костяная! Вот так бабушка Яга!

Б-Яга: - Да, нечего сказать – молодцы! Играть умеете. Я сказочная бабушка только сегодня добрая, а вообще-то я противная, люблю делать всё наоборот. Ну-ка, где моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот кому брошу шишку должен сказать наоборот.

  Игра « Наоборот»

Б-Яга: - Так, а теперь поднимите руки, кто любит всё наоборот, как я. Кто готовится стать Б-Ягой?(ответы детей)

Воспитатель: - Нет уж, спасибо Б-Яга. Тебя и одной в сказочном лесу достаточно.

Воспитатель – Дети, вам нравится в стране сказок , в сказочном лесу? (ответы)

Б-Яга:- Мне тоже нравится, но только доброй долго я быть не могу – сейчас кого-нибудь съем!

Воспитатель: - Да, что ты, что ты

                          Бабушка Яга не сердись

                          Лучше ты бабусенька

                          Ребяткам улыбнись!

Б-Яга: - Ой, ой. Бабусенька. Меня так ласково ещё никто не называл. Мне это очень понравилось. Давайте ещё разок скажите ласково, да нежно.

  Упражнение « Скажи ласково»

( дети по очереди говорят Б.Яге ласковые слова)

Воспитатель: - А мы ещё тебе подарим красивый цветок! Ведь всем известно, что от красоты добреют.

Б-Яга: - Ну-ка, ну-ка, что за цветок?

Воспитатель: - Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.

      Игра « Слово- цвет»   на фланелеграфе

      (подбор синонимов)

Б-Яга: - Да, согласна. Красивый цветок расцвел у меня на поляне. Надо и мне вам что-нибудь подарить… Вот вам - « ковер-самолет». На нем будете в сказки летать. И домой он вас быстро доставит. Ну пора пришла прощаться. До свидания, не поминайте лихом. (прячется в избушку)

Воспитатель:- Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.

                     - Лесовичок! Что ты скажешь нам на прощанье?

Лесовичок: - Пусть герои сказок дарят вам тепло

                       Пусть добро на свете побеждает зло!

Воспитатель: - Ребята, вставайте на ковер-самолет. Закройте глаза и повторяйте за мной:

  - До свидания сказочная страна,

  - Здравствуй детский сад! ( снимаю с детей шапочки героев)

  - Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

  - В каких русских народных сказках мы побывали? (ответы)

  - Каких сказочных героев видели?

  - Кто вам понравился больше всех? Почему?

  -А в другие сказки вы хотели бы попасть?

  - Теперь у нас есть ковер-самолет,  и  мы сможем слетать в другие сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе: "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по теме «Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие в страну сказок»Цели и задачи:·         Продолжат...

Влияние сказок на нравственно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

·        Познакомить с теоретическими обоснованиями влияния сказки на воспитание и развитие детей.·        Раскрыть нравственно-ре...

Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...

Роль сказок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера). С развитием массового те...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...