Роль сказок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Соколова Марина Васильевна

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера). С развитием массового телевидения, к сожалению, читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев,Д.Б., Эльконин,Е.И.,Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. Они считали, что овладение речью является первым важнейшим условием становление у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Видя такую проблему, одной из форм своей работы в решении этого вопроса, я выбрала тему по развитию речи у детей. И, вот здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сказок в речевом развитии детей

старшего дошкольного возраста.

Что такое речь?

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.

Речь помогает ребенку общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

В возрасте 5-6 лет речь должна быть сформирована полностью, ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

Овладение речью – это способ познания действительности.

 Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи.

             Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера). С развитием массового телевидения, к сожалению, читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

         

 Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев,Д.Б., Эльконин,Е.И.,Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. Они считали, что овладение речью является первым важнейшим условием становление у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

            Видя такую проблему, одной из форм своей работы в решении этого вопроса, я выбрала тему по развитию речи у детей. И, вот здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки.

Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказками.

Задачи:

    - Развивать образную речь детей;

    - Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей;

    - Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание, составление описательных рассказов (по картинкам, по серии сюжетных картинок, рассказов – загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам);

    - Развивать выразительную речь детей; умственные способности (умение самостоятельно составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).

    - Развитие творческого мышления, фантазии, воображения и т.д.

    - Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

А между тем сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Сказка – оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни.

 Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Центр книги состоит их художественной литературы по программе. Периодически этот  центр пополняется в связи с комплексно-тематическим планом. Также в центре книги имеется энциклопедическая литература, периодическая печать и гостевая книга. Художественная литература и сказки  являются средством развития речи у дошкольников, обогащением словаря, формированием составления связного текста.

Ознакомление с литературными произведениями происходит в течение дня, как в ООД, совместной деятельности (групповое чтение в вечернее время), так и в индивидуальной, при проведении режимных моментов и перед сном.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому сказки до них доносить нужно навыками выразительного чтения.

Передо мной сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить детей (слушателей) эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора.

И, конечно, необходимо владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам.

  1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности, которые помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею произведения.

  2. Рассматривание иллюстраций.

  3. Словесные зарисовки. Детям предлагается вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

  4. Повторное чтение отрывков из текста.

  5. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

    Типы ООД

   1.Чтение нескольких произведений, объединенных единой

   2. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

    - чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

    - чтение и сочетание с музыкой.

   3. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

    - чтение и рассказывание с игрушками (сопровождается показом игрушек и действий с ними);

    - настольный театр (картонный или фанерный)

    - кукольный и пальчиковый;

               4. Чтение, как часть занятия по развитию речи:

    - оно может быть логически связано с содержанием занятия;

    - чтение может быть самостоятельной частью занятия.

.

Работая с детьми группы риска,  в основном в индивидуальном порядке, я  подбираю репертуар сказок в связи с индивидуальными запросами ребенка.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному:

  1. Поместить в книжном уголке новую книгу. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия расспросить детей об их предложениях, похвалить за наблюдательность, догадливость. Назвать произведение.

   2. Продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помочь запомнить их названия, объяснить значение, рассказать об особенностях.

   3. Провести специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить новые слова. Предложить детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Просить заканчивать фразы, которые будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища).

Рассказывание по сериям сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Кроме рассказывание по картинкам некоторые дети придумывают свои сюжеты сказок или придумывают окончание той ли иной сказки.

С детьми необходимо читать и разбирать не только русские сказки, но и сказки зарубежных писателей. И детям это очень нравится. Они не только любят слушать интересные сказки, но и играть в них, а именно проигрывать театральные сценки понравившихся сказок в самостоятельной деятельности.

В работе с родителями применяются такие формы как: консультации, рекомендации, беседы о том, какие сказки нужно читать детям старшего возраста. Все это вывешивается в информационном уголке.

Таким образом, сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка.

Работая над проблемой развития речи на своих занятиях, я пришла к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль сказок очень велика в развитии ребенка дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль книги в речевом развитии детей по возрастным группам...

Роль сказки в речевом развитии ребенка дошкольного возраста

Консультация содержит рекомендации для родителей, игры...

Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается значение семейного воспитании в процессе формирования грамотной речи ребенка,как важная составляющая гармоничного развития личности....

«Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выступление перед родителями о роли книги в речевом развитии....