«Использование артикуляционных сказок в формировании ЗКР детей».
консультация на тему

Исаева Марина Владимировна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:

«Использование артикуляционных сказок в формировании ЗКР детей».

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.

В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на занятиях по развитию речи, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки) Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Улыбочка», «Грибок» и др.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Лопаточка», «Иголочка» и др.

 Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют артикуляционные сказки.

Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

— Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок».

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

Сказка «Невоспитанный мышонок».

Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу  змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).

И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).

Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики,  связной речи.

Веселый язычок

Жил веселый язычок,

Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.

Запирался на крючок.

Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.

А потом ты наклонись.

Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.

А затем подскоки, бег —

Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.

Тут совсем не до утех.

Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

Стараются сделать язычок как можно уже.

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил, полоскал,

Имитируют полоскание ротовой полости.

А умылся — засверкал.

Кончиком языка облизывают губы.

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным вареньем,

Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув зубы.

Взялся язычок за дело —

И работа закипела:

Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.

Подметал, белил и мыл —

Отрабатывают подъем языка и его подвижность.

Ничего он не забыл.

Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он пошел,

Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях покачался,

Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.

На лошадке поскакал,

Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и улыбнулся.

Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

Делают язык широким.

Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.


Трудолюбивая божья коровка

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка».

— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. «Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой «Чашечка».

И набрала дождевой водички для чаяПопила чайку с бубликом «Бублик», и снова за работу. На картинках она увидела лошадку «Лошадка». Веселого  маляра «Маляр». Грибок «Грибок». И даже гармошку. «Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

—  Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.

— Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем«Вкусное варенье».

И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Заяц-огородник

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на  полянку.

«Лопатка». Копает зайчик землю да песни  напевает. Слышит он — шипит  рядом кто-то:

— Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

— Огород копаю, чтобы еду на  весь год вырастить, — отвечает

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца «Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла«Грибок». «Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

— Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье». Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

— Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень. Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.

— Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка «Чашечка». 

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать«Ковшик».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

ОПИСАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКАХ.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.

Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.

«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.

«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.

«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.

«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.

«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.

«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.

Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.

«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.

«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.

«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.

«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ, ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка»).

«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.

«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.

«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Удачи вам в занятиях, радости в общении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"...

Групповые логотренинги с использованием артикуляционных сказок

Групповые логотренинги с использованием артикуляционных сказок...

Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.

Статья,опубликованная в сборнике ОГУ им. И.С. Тургенева "Актуальные проблемы дошкольного образования"...

Консультация Тема: «Использование артикуляционных сказок при формировании правильного звукопроизношения»

     Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения. Но часто быва...

Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.

Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к по...

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры ...