Игры и занятия для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностного развитие
методическая разработка на тему

Ткаченко Венера Рустамовна

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_sotsialno-lichnostnoe_razvitie_doshkolnikov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и занятия для детей дошкольного возраста,  направленные на социально-личностного развитие.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

        
Чтобы эффективно общаться, он должен овладеть рядом умений:
• внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
• проявлять уважение к говорящему, не перебивать его, выражать свое отношение к предмету разговора - излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;
• ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;
договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
• завершать общение, используя этикетные формулы.

Предлагаемые мною игры направлены на достижение главной цели - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующих целей - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя.

Игры:

-для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения:

«Жизнь в лесу»,         «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки»- разыгрывается бессловесное действие.

«Муравьи»

        Воспитатель рассаживает детей вокруг себя.

Воспитатель. Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и всё лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые тёплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

        Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

- Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы: «Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Моя любимая игрушка», «Подарок другу», «Солнечный зайчик», «Волшебный цветок», «Волшебники», «Пирамида любви» - воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу, умение быть ласковым, умение слушать друг друга,  учат взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, развивают атмосферу тепла, любви и ласки.

«Пирамида любви»

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

- Игры на развитие коммуникативных способностей: «Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Игра в тарелочку», «Менялки»- развивают умение сотрудничать: учат слышать, понимать и подчиняться правилам (подвижные игры).

Зайчики и лиса

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

-Игры на воспитание доверия друг к другу, чувство ответственности за другого: «Я не должен», «Звери на болоте».

Звери на болоте

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

-Игры, которые учат задавать открытые и закрытые вопросы: «Почта»,  «Да» и «нет» не говорите»,  «Как тебя зовут?»,  «Азбука почемучек»,  «Пум – пум – пум».

Пум – пум – пум

«Сейчас мы сыграем в игру «Пум – пум – пум». Пум – пум – пум – это какой-нибудь предмет, который есть в нашей группе».

Выбирают ребёнка, который должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что это за «пум – пум – пум» такой.

Вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум – пум – пум? Для чего он нужен? Этот пум – пум – пум большой или маленький?». И т. д.

Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы полными предложениями.

- Игры, которые учат перефразировать сказанное (сохранив главный смысл): «О чём я сказала», «Объясни Незнайке!», «Слушай и повторяй»

Объясни Незнайке!

Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т. д.

- Игры на развитие умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения: «Что на что похоже», «Я бросаю тебе мяч», «Задом наперёд», «Почему? А потому!».

Я бросаю тебе мяч

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».

- Игры на развитие умения излагать свои мысли точно и лаконично: «Художник слова», «Магазин», «Библиотека», «Знакомство».

Магазин

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

- Игры на преодоление негативных эмоций, гнева: ««Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Уходи, злость, уходи».

«Ругаемся овощами».

Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.

Предлагаются ряд занятий, которые учат выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям, проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учат чувствовать настроение и желания друг друга, оценивать индивидуальные качества друг друга; формировать уважительное отношение друг к другу; повышать самооценку детей, учат видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого; формировать уважительное отношение друг к другу; преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом.

Занятие 1. «Как я чувствую мир»

Ход занятия
Воспитатель. Сядьте в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Внимательно слушайте своих собеседников, помните: каждый имеет право на собственную точку зрения.
Воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить (по желанию).
1. Я чувствую себя счастливым, когда...
2. Я обижаюсь, когда...
3. Я злюсь,, когда...
4. Я боюсь, когда...
5. Самое хорошее - это...
6. Самое плохое - это...
7. В дождь я чувствую себя...
8. В снегопад я ощущаю...
9. В солнечный день я ощущаю...
10. Сегодня я чувствую себя...
11. Если бы я был животным, я был бы...
12. Если бы я был птицей, я был бы...
13. Если бы я был растением, я был бы...
14. Если бы я был зданием, я был бы...
15. Если бы я был волшебником, я бы...
16. Если бы мне разрешили, я бы в детском саду...
17. Если бы я оказался в сказке, то я бы был...
18. Когда я представляю себе синий цвет, я думаю о...
19. Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о...
20. Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о...
21. Когда я представляю себе желтый цвет, я думаю о...
22. Когда я представляю себе черный цвет, я думаю о...
23. Когда я представляю себе красный цвет, я думаю о...
24. Когда я представляю себе зеленый цвет, я думаю о...
25. Когда я представляю себе розовый цвет, я думаю о...
Далее детям можно задать вопросы:
1. Было ли трудно высказывать свои мысли?
2. На какой вопрос было сложнее дать ответ?
3. Над каким вопросом вы раньше не задумывались?
4. Что нового вы узнали о ком-то из ребят?

Занятие 2. "Друзья"

Занятие 3. "Интервью"

    Занятие 4. «Я глазами других»

Занятие 6. «Таланты»

 Итак, развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми. Поможем им в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностное развитие ребенка.

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" обеспечение социально-личностного развития детей - одна из задач дошкольного образования.Федеральные государственные...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Витаминная страна» Социально-личностное, познавательное, физическое развитие

Цель: формирование экологического сознания и закрепление знаний детей об окружающей среде.Задачи:Обучающие:познакомить детей с понятием «витамины», как они обозначаются и их пользе дл...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"

Протокол организации и проведения практикума для педагогов ДОУ по развитию мышления средствами математической деятельности...

Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».

laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...