Применение логических игр и упражнений в моей практике
статья (подготовительная группа) на тему
Логические игры и упражнения для старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerasimova_r.g._statya_dlya_sbornika.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Герасимова Р.Г., воспитатель.
г.Нижнекамск, МАДОУ № 77
Применение логических игр и упражнений в моей практике.
Зачем ребёнку логика? Всё дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма. Поэтому, навыки и умения, которые приобретает ребенок, будут служить фундаментом для развития способностей в старшем возрасте. Ребенку, который не овладел логическим мышлением, будет очень трудно в дальнейшем обучении. В результате этого может пострадать здоровье ребенка. Ослабнет, а то и вовсе пропадет интерес к познанию нового.
Современный дошкольник – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг, он сам действует, решает мыслительные задачи, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает их причинно-следственные связи, а затем на этой основе преобразует мир по-своему. Логическое мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Благодаря умению логически мыслить, человек может устанавливать закономерности между явлениями в природе и обществе.
Старший дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции помогают характерные особенности детей данного возраста: повышенная восприимчивость к знаниям, впечатлительность, игровое отношение к различным видам деятельности, неудержимая познавательная активность, повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению. Также, заметно проявляется своеобразие мышления и направления познавательной деятельности. Одни дети, например, хорошо умеют рассуждать, другие же обращают на себя внимание сообразительностью в практических вопросах; одни предпочитают разбираться с компьютером, другие - иметь дело с растениями и птицами; одним легко удается обнаруживать ошибки и неправильности, другим - придумывать что-нибудь новое, изобретать. Эти особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития. Таким образом, старший дошкольный возраст является важным периодом в формировании логического мышления.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, благодаря которой происходят главнейшие изменения в развитии ребенка. Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, способная обогатить познавательный опыт ребенка, развить его умственные способности, умение классифицировать, обобщать, высказывать свои суждения, делать умозаключения. При таком познавательном взаимодействии возникают ситуации, способствующие эффективному развитию логического мышления у дошкольников. Кроме игр, средствами развития логического мышления могут быть:
- задачи на смекалку;
- головоломки;
- занимательные игры.
Я очень люблю работать с детьми старших групп. Тут явно видишь результат своей многолетней работы-дети становятся настолько развитыми, что становятся сооавторами или просто авторами увлекательных головоломок, способными придумывать собственные игры, умеют делать выводы, порой неожиданные. В связи с этим хочу привести один пример из своей практики. Проводила занятие по ознакомлению с природой, рассказывала о деревьях, в каких невероятных условиях они могут произрастать, рассказ подкрепляла соответствующими картинками. В одной из них была изображена гористая местность, где росли большие деревья, цепляясь корнями за огромные камни. Когда начали делать выводы к занятию, один мой мальчик сказал: « Я думаю, что камни-это скелет Земли, они крепко держат её, как наш скелет нас.» Я была приятно шокирована, услышав это один единственный раз в жизни. Обобщая свой опыт, могу сказать, что мои дети очень часто удивляют своим мышлением и самостоятельными выводами.
Мои дети очень любят играть в словесные логические игры. По-моему это очень удобный вид развития памяти, наблюдательности и логического мышления. В такие игры можно играть в любое время и любом месте-на прогулке, во время продуктивной деятельности, когда руки заняты одним делом, голова другим, после сна, когда не все хотят активных игр, как вступление к занятиям и т. п.
Хочу рассказать о некоторых наших любимых играх. Например, игра «Найди пару» на развитие словесно-логического мышления. В игре предлагается подобрать к данному слову подходящее по смыслу другое слово, с учётом назначения предметов: иголка---нитка, заплатка, одежда.., лопата---снег, песок, огород… Затем нужно составить предложение с каждой парой слов. Игра «Что лишнее?» в нескольких вариантах, в которой предлагается выбрать из 3-4 объектов 1 лишний и объяснить свой выбор. Объекты могут быть классифицированы по нескольким признакам: форме, цвету, материалу, вкусу, весу и др. Игра «Ассоциации», в которой нужно подобрать слово, которое будет логически с ним связано и подробно объяснить свой выбор. Например: птица-воздух, рыба-…(вода), яйцо-скорлупа, картошка-…(кожура)… Игра «Часть-целое», где нужно найти слово, логически связанное со сказанным: рукав-…(платье), колесо-…(машина)… И также необходимо доказать правильность своего выбора.
Часто использую игры на классификацию, обобщение, такие как: «Назови одним словом», « Что бывает с данным признаком?», «Продолжи ряд», «Где ошибся художник?» и др. Детям очень нравится игра «Что будет, если…?» Они могут целый день задавать эти вопросы сами друг другу, воспитателю, отвечать на мои вопросы. Тут тематика может быть очень разнообразной и неожиданной, ситуативной или целенаправленной.
Любимая словесная игра моих детей - «Что во что превратится?» направленная на развитие воображения и логического мышления. Детям нужно представить, например, во что превратится стул без спинки, мороженое без холода, окно без стёкол, детский сад без детей и т. д. Тут такая фантазия у детей разыгрывается, на ходу вопросы выдумывают, ответы становятся невероятно оригинальными.
Мы увлекаемся не только словесными играми, любим также играть в шашки, шахматы, настольные игры. Девочкам нравятся паззлы, мальчикам больше конструкторы лего и строительные наборы. Всем в последнее время очень нравятся кубики, они фигурируют почти в каждой игре, иногда приводя к конфликтным ситуациям из-за их нехватки. Но наши дети умеют быстро улаживать любые конфликты и найти выход из неловкого положения.
Из настольных игр детям нравятся различные лото, домино, игры-ходилки, дидактические игры. Очень часто используем самодельные игры «Логический поезд», «Умная гусеница». В них ребёнок учится думать, говорить, логически мыслить, находить признаки, объединяющие предметы, обогащает свои представления об окружающем мире. Эти же игры мы используем для закрепления знаний по татарскому языку.
Часто на занятиях я использую логические упражнения для проверки уровня внимания детей на данный момент. Например, даётся задание найти ошибку в приведённых суждениях: трёхэтажный дом выше одноэтажного или ручеёк шире реки, самолёт движется медленне машины или папа моложе сына и др. это упражнение используется также для развития операций анализа и синтеза, развития речи.
С этой же целью используется логическое упражнение «Сделай вывод», в котором на основании 2ух суждений дети должны сделать самостоятельное умозаключение. Например, воспитатель говорит- «Все овощи растут на грядке. Капуста продаётся в магазине. Значит…(её привезли в магазин с огорода). Дети самостоятельно любят играть в игру «Угадайка». Игра напоминает ранее популярную телеигру «Устами младенца», где дети задумывали какое-то слово или событие и описывали его признаки, не называя само слово. Противная сторона должна угадывать, задавая наводящие вопросы и получая в ответ только «да» или «нет». Эта игра очень увлекательная и азартная.
Кроме игр, развитие логики происходит в повседневном общении с детьми. Я очень люблю отвечать на детские вопросы, но редко даю прямые готовые ответы. Чаще говорю «А ты сам как думаешь? и вместе с ребёнком мы начинаем рассуждать, и в конце приходим к выводу, что какой ты умница, сам догадался. В результате и ребёнок рад, и я довольна.
Обобщая результаты своей работы не могу не похвастаться и успехами. В этом учебном году мои дети очень активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Пока итоги такие: в Республиканском конкурсе «Дебют в науке» в номинации «Исследовательский проект» мой воспитанник занял 1 место с проектом «Крупа-не только каша», в Республиканском конкурсе видеопроектов «Радуга идей» мы тоже стали победителями. В городской олимпиаде «Умка» из 12 участников стали абсолютными победителями 6 детей. Также 6 детей из 11 участвовавших стали абсолютными победителями во Всероссийской очной олимпиаде «Сомик» в номинации «Звуки-буквы». Надеюсь, что дети ещё покажут себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по защите моей практики
Режим дняСредняя группа холодный период времени. КомпонентыПрием детей..........................................................................................................................
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...
Особенности работы психолога в ДОУ (отчет о моей практике)
Особенности работы психолога в ДОУ (отчет о моей практике)Введение. ...
ИКТ в моей практике
Использование ИКТ в детском саду...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений»
Работая, в этом году с воспитанниками старшего возраста определила, что одним из основных принципов при организации познавательной деятельности в математическом развитии детей должно быть направление ...
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...
Образовательные технологии в моей практике
В данном разделе я рассказываю о образовательных технологиях, которые использую в своей педагогической деятельности.А что же означает сам термин «технология»?Технология &nd...