Инновационный подход к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
консультация на тему

Мирошникова Ирина Ивановна

Организация РППС в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pps_2015g.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Инновационный подход к организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Созданию адекватной предметно – пространственной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место. В последнее время в связи с принятием ФГОС к Основной образовательной программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной среды.

Интеграция образовательных областей, приоритет игры как ведущей деятельности дошкольников, акцент на общении ребёнка со взрослыми и сверстниками требуют новых подходов к формированию предметно - пространственной среды детского учреждения.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора движущей силы в целостном процессе становлении личности ребёнка, она обогащает личностное развитие.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно – пространственную развивающую среду и её средства, помочь ребёнку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребёнку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется созданию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

При создании предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:

1.Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

2.Письмо Минобразования РФ от15.03. 2004г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

3.Федеральный закон РФ от 29.12 -2010г.№436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( в редакции ФЗ от 28.07.2012г №139 ФЗ)

4.Указ президента РФ от 01.06. 2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

5.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14.11. 2013г. №30384.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13» Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Каковы же требования к созданию ППС в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала организации, а также возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения. Эта среда также должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

ППС должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При организации ППС в группе важнейшим условием является учёт возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

 Младшая группа.

Обстановка в младшей группе прежде всего создаётся как комфортная и безопасная для ребёнка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования ещё до прихода малышей в детский сад. Маленькие дети – это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребёнка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности.

В совместной деятельности с ребёнком воспитатель помогает освоить новые способы и приёмы действий, даёт образец поведения и отношения. С учётом этого пространственная обстановка организуется для одновременной деятельности 2 – 3 детей и взрослого.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с этим движения ещё плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно – бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребёнка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, чёткой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребёнка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твёрдость – мягкость и другие разнообразные свойства.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей. Пирамидок, шнуровок,- нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе для четырёхлетних детей используем игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машину скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла – доктор и т. п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами – заместителями для развития воображения ребёнка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых игровых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки, пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребёнка. Это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Много возможностей развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками,

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика, пазлы состоящие из 3 – 15 частей, наборы кубиков ии4 – 12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные мягкие конструкторы на ковролиновой основе позволяют организовать игру по – разному: сидя за столом, лежа на полу, стоя у стены.

Ребёнок младшего возраста начинает проявлять всё более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой плёнкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать и ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит изменить свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа.

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Средний дошкольный возраст время расцвета сюжетно – ролевой игры. Дети пятого года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжеты игры воспроизводятся с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде может служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстроты сворачивания игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья. магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, моряки, поликлиника, цирк, путешествие на дачу…

Пятилетний ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые заместители. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола, мягкие игрушки, наборы посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера, формы, бечёвок, катушек, лоскутов ткани, палочек, трубок, и всё это найдёт применение в игре, будет способствовать развитию замыслов и творчества.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах к воспитателю: «Почему?» «Зачем?», «Для чего?».

Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется сенсорный центр – место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например, музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слушать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами можно нюхать.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания.  Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным признакам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойству, воссозданию целого из частей («Танграм», пазлы из 12 – 24 частей, игры на внимание).

Игры с песком, водой, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к ним примерно те же самые что и для младшего возраста, но набор материалов шире и представлен постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса результата экспериментов. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планированию, целеполагания.

В среднем дошкольном возрасте появляется высокий интерес к языку, речи. По возможности надо приобрести в группу технические средства (магнитофон, планшет, диктофон и др.). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

Развивающую предметно пространственную среду не следует отождествлять с материально – технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование не всегда способствуют интересам ребёнка и его развитию. В тоже время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой выставку для визитов возможных комиссий, недоступен детям, не может использоваться ими в свободное время, в нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует возрасту, он не может стать развивающей средой, а останется лишь «материально – техническим обеспечением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС."

В презентации содержится материал о том. как можно организовать предметно-развивающию среду в Доу в соответствии с ФГОС, содержит много фотоматериалов....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Статья посвящена вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта....

Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ

Данный материал содержит инновационные подходы  в организации РППС В ДОУ...

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...

Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе

Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» ГО «город Якутск» Степкаева Наталья СеменовнаОсновным принципом дошкольного образования...