Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
проект (младшая группа) на тему

Абрамова Наталья Викторовна

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Наталья Викторовна

Воспитатель МДОУ

Детский сад №2 «Теремок»

г.о Власиха Московской области

Проект

 «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Паспорт проекта

Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.

Продолжительность: 2,5 месяца

Сроки проведения: август – октябрь 2016 г.

Участники: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: 2-3 года

 Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

• Изучить инновационный опыт;

• Установить систему взаимодействия участников проекта;

• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;

• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;

• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;

• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;

• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.

Гипотеза:  Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители:

• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

• Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Программа проекта:

  1.  Организационно-подготовительный – август;
  2.  Основной –  сентябрь;
  3. Заключительный – октябрь.

  1. Организационно-подготовительный этап:
  • Изучение методической литературы;
  • Повышение уровня педагогической компетенции;
  • Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
  • Составление диагностического инструментария;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Создание системы в планировании;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Создание эмоционального комфорта;
  • Составление и подбор информационного материала для родителей;
  • Повышение педагогической компетенции родителей;
  • Анкетирование родителей;
  • Исследование социальных навыков детей;
  • Выявление особенностей семейного воспитания;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

  1.  Основной:

Принципы работы:

  • Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Работа с детьми:

Мероприятие

Дата

Знакомство и наблюдение

Август

Диагностирование детей, прогнозирование результатов

Сентябрь

Учет домашних привычек, интересов

Сентябрь

Индивидуальный подход к ребенку

Сентябрь

Игры-занятия

Сентябрь

Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми

Сентябрь

Игры-упражнения

Сентябрь

Игры-инсценировки

Сентябрь

Использование фольклора

Сентябрь

Сюрпризные моменты

Сентябрь

Продуктивная деятельность

Сентябрь

Элементы закаливающих мероприятий

Сентябрь

Сохранение и укрепление здоровья детей

Сентябрь

Оптимальный двигательный режим

Сентябрь

Работа с родителями

Сентябрь

Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»

Мероприятие

Дата

Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду с помощью пальчиковых, подвижных игр и упражнений.

Август

Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни. Основные задачи воспитания».

Сентябрь

Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».

Сентябрь

Беседа «Питание – залог здоровья».

Сентябрь

Консультация «Капризы и их предупреждение»

Сентябрь

Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».

Сентябрь

Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»

Сентябрь

Повышение педагогической компетенции родителей:

Сентябрь

Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

Сентябрь

Рекомендации «Пальчиковая гимнастика»

Сентябрь

Мини-выставка детских работ

Сентябрь

  1.  Заключительный:

Мероприятие

Дата

Наблюдение

Октябрь

Диагностирование детей

Октябрь

Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)

Октябрь

Анкетирование родителей

Октябрь

Изучение эффективности деятельности

Октябрь

Анализ полученных результатов

Октябрь

Подведение итогов работы

Октябрь

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми

Октябрь

Выявление недостатков

Октябрь

Корректировка планов работы с детьми и родителями

Октябрь

Устранение недостатков

Октябрь

Форма предоставления результатов

•Презентация проекта

Анализ уровня адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада

в МДОУ Детский сад №62 «Теремок» (август-октябрь  2016г.).

После внедрения проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада», был проведен анализ уровня адаптации.

Результаты анализа уровня адаптации детей:

Высокий уровень адаптации – 10 детей;

Средний уровень адаптации – 6 детей;

Низкий уровень адаптации – 2 детей;

Вывод: Считать проведение периода адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада в 2016-2017 учебном году успешным.

Информационные ресурсы:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2008
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2016
• Колдина Д.Н «Лепка с детьми в детском саду» М., 2016
• Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия с детьми раннего возраста» Воронеж, 2004
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми» М.,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Проект был представлен в рамках  I Педагогических чтений...

проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Адаптация детей раннего возраста к условиям  детского сада .«Детство – это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни , а настоящая , яркая , самобытная , неп...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Игры и занятия с детьми, предложенные в проекте, помогут детям безболезненно войти в новую социальную среду, а родители смогут лучше понять проблемы малышей в этот период....

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...