Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Колоколова Татьяна Михайловна

Статья написана  на основе знакомства детей  дошкольного возраста с историей и  культурой г. Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Знакомство детей   дошкольного возраста с Санкт-Петербургом»

 Воспитатель

 ГБДОУ детского сада  № 28

Колоколова Татьяна Михайловна

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

А.С. Пушкин

Санкт-Петербург… Это город – миф, город – легенда, город – загадка. Сейчас наш город находится  в преддверье своего 300-летнего юбилея. О нем постоянно говорят и  пишут, открывая все новые страницы его истории.

Санкт-Петербург – город символ Европейской России, вошедший в  почетную когорту великих столиц мира. Он не перестает восхищать и потрясать свей красотой и неповторимостью, величием  и благородством.

Начиная знакомить детей с  историей Петербурга, я сначала сомневалась: а не рано ли? А дойдет ли до них необходимая информация? Будет ли интересна?  И на собственном опыте убедилась – не рано. Знакомит ребенка с историей родного города надо с того момента, когда он начинает воспринимать какую-либо информацию.

Маленький еще не сформировавшийся человечек, как можно раньше почувствовать себя крошечной частичкой огромного города, а наша задача помочь приблизиться к нему душой, сердцем полюбить город, в котором живешь.

Чем старше ребенок, тем интерес к истории своего города возрастает. Дети с интересом воспринимают доступную им информацию, факты и события, рассказы о выдающихся личностях. Петр I для многих является любимым героем. Во время рассказа о болезни и смерти Петра I многие дети плакали. Они близко к сердцу принимают все, что связано с жизнью царя. Это радует, т.к. дети не равнодушны к людям, которые, действительно заслуживают уважения, к  событиям вековой давности. В дошкольном возрасте проявление эмоций просто необходимо.

Стихотворение: «Жил давно в России царь …» дети выучили моментально. Всю информацию о Петре дети воспринимают с  большим интересом.

Проводя экскурсию по Петропавловскому собору, после того, как мы постояли около надгробия Петра I, его жены  и  дочери, я сказала, что у Петра был еще сын, Алексей, который похоронен здесь же, в  соборе, только по велению Петра I в  отдаленном уголке, под лестницей… Это вызвало множество вопросов… Пришлось отвечать.

Открывая новые страницы истории Санкт-Петербурга, постоянно узнаешь о нем что-то новое, интересное, удивительное. Детям необходима самая новая, достоверная и доступная информация.

Знакомя детей  с  историей города, не обхожу стороной и отрицательные стороны его жизни: мусор на улицах и  в подъездах, надписи на стенах домов и лифтов. То очень неприглядная картина для любого города, а для Петербурга – особенно.

Открывая негативные стороны жизни города, стараюсь дать им возможность понять, что они тоже причастны к тому, что город «болеет», пусть маленький человек почувствует большую ответственность за город, в  котором живешь, постарается сделать его чище и красивее.

Дети постоянно получают уроки нравственности. В этом помогают игры: «Хорошо – плохо», «Так – не так», «Фея вежливости» и любимый персонаж детьми - Карлсон. Большое внимание уделяю военному и блокадному Ленинграду.

Небольшое отступление: работая летом в  детском оздоровительном лагере, до траурной линейки 22 июня, я спросила  у нескольких детей, чтоо то за дата, дети не знали.

Чтобы того не произошло с нашими детьми, очень важно чтобы они знали о тех страшных днях и годах, которые были пережиты их бабушками и  прабабушками. Необходимо вызвать у детей чувство гордости   и уважения за тех, кто воевал, страдал от холода и голода, бомбежек и обстрелов, отдавал свою жизнь за лучшее, светлое время.  Стихи о войне, блокаде дети учат с интересом, к военной теме относятся не равнодушно.

В подготовительной группе знакомлю детей с Дорогой жизни – Ладогой, рассматриваем карту – схему, находим важные объекты.  В этом помогает книга: «Дорога жизни», автор Ходза.

Экскурсии по городу безусловно доставляют детям большое удовольствие, дарят огромную возможность увидеть своими глазами достопримечательность или какой-либо объект, проявить личное отношение к увиденному.

Дети  с удовольствием отражают знания, полученные после экскурсий, в изо-деятельности, сочиняют загадки и стихи, обмениваются впечатлениями  в беседах друг с другом.

В изо-деятельности, придумыванию загадок и стихов, принимают участие  и  взрослые. Дидактические игры, просмотр слайдов, чтение худ. литературы и т.д. помогают глубже усвоить программный материал. Как я успела заметить,  в  каждой группе находятся  дети, которые путают две достопримечательности  - Петропавловский собор и Адмиралтейство, затрудняются ответить, что находится на обоих шпилях, приходится прибегать  к стихам Скаченкова – «Маленький кораблик» и «Раздумал видно Ангел  улететь…»

Любое занятие начинаю с отрывка из стихотворения о городе, в  зависимости от темы занятия. Стихи о городе дети учат очень быстро и  знают их много. Стихи помогают заниматься логоритмикой, проводить физкультурные паузы.

Все занятияпо истории города, как и любое другое, включают элемент игры. Как уже говорилось, Карлсон – любимый сказочный герой детей. Он хотя и говорит, что он самый умный и воспитанный, а о нашем городе знает мало, и  не всегда бывает вежливым и воспитанным. Любимая игра детей – «трик-трак – то не так». Она не только помогает закрепить полученные знания, но и развивает логическое мышление, учит понимать юмор, да и  просто поднимает хорошее настроение. Дети любят путаницы, наглядные и словесные.  Любима игра и  в  экскурсоводов.  Держа  в  руке импровизированный микрофон дети с  удовольствием «проводят экскурсии» по городу. Эта игра дает возможность быть увереннее, конечно, закрепляет знания, развивает логическое мышление, связную речь.

Знакомя детей с историей города, его достопримечательностями, не добиваюсь того, чтобы дети запомнили архитектора или скульптора, хотя их называю, важно, чтобы дети проявили эмоции при знакомстве с объектом, получили необходимые сведения, почувствовали то время,  когда достопримечательность создавалась.

Книга Л. Шифф «Путешествие  с Аликом и  Гусариком» дает возможность нам это сделать.

Одной из форм работы по закреплению полученных знаний, является совместная деятельность детей и  родителей. Викторины и вечера досуга дают возможность оценить знания детей о Петербурге. Нередко случалось так, дети знают о городе гораздо больше родителей.  

Последняя проводимая викторина включала в  себя элемент игры «Поле чудес», и «Верите – не верите». Разнообразные конкурсы доставляют детям  и взрослым большое удовольствие.  Совместно с музыкальным руководителем проводятся Петербургские вечера и ассамблеи, на которых дети читают стихи, поют песни о городе, танцуют старинные танцы. В роскошных костюмах: париках и камзолах дети оказываются  переносятся в Петровские времена. ( см. фото).

Работа по изучению истории родного города ведется постоянно, а  в этом юбилейном году проходит красной нитью во всех видах деятельности.

Тема родного города всегда будет волновать и увлекать детей и взрослых.  Его историю знать просто необходимо, важно понять его не только умом, но и  почувствовать  душой.

Знакомство с Петербургом необходимо с самых ранних лет. Ведь именно детям предстоит жить в  нем, созидать его, делать еще богаче и красивее. И мы надеемся, что наш Петербург будет таким, он этого достоин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...

Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом

Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом через продуктивную деятельность....

Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

Теоретические и практические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста г. Санкт-Петербурга.

  Усовершенствование развития у детей дошкольного возраста внимательности и способности сосредотачиваться с помощью практических занятий, развивающих мелкую моторику....

Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники

в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....

"Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

В статье описана система моей многолетней работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом...