"Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
статья

Хрущ Маргарита Александровна

В статье описана система моей многолетней работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 3 с осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 

Выборгского района 

Санкт–Петербурга 

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

 

                                                Воспитатель:

Хрущ Маргарита Александровна

 Санкт-Петербург

2020 год

           Мы живём в одном из прекраснейших городов мира. Огромное количество туристов ежегодно посещают наш город и, порой, приезжие знают Санкт - Петербург, его историю лучше, чем горожане, обремененные повседневными заботами. Чтобы это не происходило, необходимо с дошкольного возраста привить детям любовь к своему городу.

         Знакомство с родным городом оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Такой прекрасный город, как Санкт-Петербург, с огромным количеством скульптур, архитектурных памятников, с первого свидания с ним поражает своей красотой, грацией, изяществом. Это не может не оказать влияние на формирование эстетического вкуса детей.

       В результате работы по воспитанию любви к родному городу, дети получают знания о его истории, достижениях, жителях, архитектуре, значит, развиваются умственные способности: внимание, память, речь.

     Чтобы дети больше узнали, запомнили - необходимы экскурсии, длительные прогулки по городу. Тем самым осуществляется физическое развитие, путём повышения их выносливости. Выносливость, ловкость, подвижность детей тренируются так же и с помощью подвижных игр, хороводов петербуржского содержания.

        На прогулках, во время трудовых поручений (сгрести снег, сухие листья, собрать мусор, веточки), дети понимают, что если все будут беречь чистоту в окружающих дворах, улицах, то и весь город станет чище, наряднее.

       Знакомясь с городом, дети изучают правила поведения на улицах, в транспорте, в общественных местах, изучают культуру общения с окружающими людьми, запоминают «вежливые» слова. Дети понимают, что они - петербуржцы, и это ко многому обязывает их. Ведь часто, по тому  какой ты, люди судят и о твоём городе.

        Рассматривая, рисуя памятники архитектуры, дошкольники закрепляют понятия форм, геометрических фигур; учатся считать шаги, количество колонн; решают программы - алгоритмы, это способствует формированию элементарных математических представлений у детей.

      Всё вышеперечисленное, помогает осуществлять воспитание детей в различных образовательных областях, а так же воспитание позитивных качеств личности ребенка.  

Перед началом более глубокого и целенаправленного знакомства детей с городом, мне пришлось прочесть имеющуюся литературу, сделать подбор иллюстраций, открыток, игр.

      Но иметь знания о Петербурге - это одно, любить свой город - это другое, а вот передать всё, что знаешь о городе детям, помочь понять им красоту и величие нашего прекрасного города - это третье.

       Приходилось наблюдать, как при одном лишь упоминании города на Неве теплеют лица людей, и этот город начинает притягивать, и начинаешь гордиться тем, что живешь в таком прекрасном городе.

       Вот и хотелось мне это чувство гордости передать детям. У меня были знания о городе, было желание передать чувство любви к городу дошкольникам, и были сами дети. Но как сделать так, чтобы это осуществлялось?

    Уже много лет я занимаюсь углубленным знакомством детей с Санкт - Петербургом. Для себя я решила, что:

1. Необходимо, строя свою работу, опираться на чувственный опыт детей и их представления.

2. Ознакомления с родным городом должно быть связано со всем содержанием жизни в детском саду. Экскурсии, беседы, чтение, рассказывание, художественно-эстетическое развитие, творческие, строительные, дидактические игры - всё это при умелом руководстве расширяет знания детей и углубляет их чувства.

3. Занятия по воспитанию любви к Родине, городу надо строить по-особому. Помимо общих требований, в том числе и таких важных, как систематизация знаний и последовательное их формирование, усиливать с помощью разных средств воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

4. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи. Необходимо объединить усилия детского сада и семьи по знакомству детей с родным городом, так как родители имеют больше возможностей выезжать на экскурсии, к памятным местам, в музеи, поэтому родителей надо заинтересовать этой работой, увлечь их.

Много лет назад я отстаивала право начинать знакомство с родным городом с младшего дошкольного возраста среди коллег из других детских садов, где заведующие рекомендовали в младших группах убрать весь материал по петербурговедению, так как он не доступен пониманию детей. Но когда к концу года дети знали названия своего города, узнавали многие архитектурные памятники Петербурга, знали названия близлежащих улиц, название «главной» реки города, то это вызвало одобрение, как сослуживцев, так и родителей. На практике было доказано, что элементарные знания о родном городе можно давать детям, начиная с трех - четырех лет. Ведь наш город уникален по своей истории и красоте. С возрастом знания усложняются, углубляются, расширяются. Дабы идти от простого к сложному, не повторяться из года в год, нужно было разработать и систематизировать материал, который будет даваться детям. Для этого я написала план - программу работы по ознакомлению детей с Санкт - Петербургом. Программа предназначена для подгруппового использования в группах старшего дошкольного возраста и построена от « близкого к далёкому», то есть - чтобы дети интересовались архитектурными памятниками, музеями, нужно чтобы они хорошо знали свой микрорайон, ближайшие улицы и проспекты.

     В группе мы с детьми рассматриваем фотографии зданий ближайшего окружения. Дети учатся видеть: чем больше проспект, тем больше на нём общественных зданий (магазины, ателье, библиотеки), но есть и жилые дома. Они наблюдают за проходящим транспортом, называют виды транспорта. Плавно, постепенно я осуществляю переход к изучению города в целом.

    Мы знакомимся с архитектурными памятниками, рассматриваем открытки с изображениями Петербурга, репродукции картин великих мастеров, чьи полотна находятся в Эрмитаже, читаем стихи, книги о нашем городе. Приятно видеть, как дети узнают знакомые здания, радуются этому, стараются рассказывать друг другу, что о них знают, обращаются ко мне с вопросами о неизвестных им достопримечательностях, расспрашивают о них всё, то есть между детьми как бы идет соревнование: кто больше узнает о родном городе.

  В процессе работы я, постепенно, по мере усложнения, вношу в группу игры и пособия: альбом с календариками на которых изображены виды города, книги о Санкт - Петербурге, игры: «Узнай по силуэту», «Собери из частей», «Дорисуй», карты город и др. При использовании игр - программ на знание города, дети развивают свои математические способности, внимание, память.

      На занятиях по изобразительной деятельности, дети с удовольствием изображают архитектурные памятники, стараются передать их характерные особенности, добиться сходства.

Так как дети дошкольного возраста учатся играя, то я стала больше уделять внимания играм, знакомящим детей с Санкт - Петербургом.

           Мною изготовлены и внесены в группу различные развивающие игры, такие как «Перевертыши», «Собери из частей», «Собери кубики», кроссворды, ребусы, «5 художников», «Узнай по силуэту», «Дорисуй изображение», «Петербургское лото», «Построй город на карте» и др.

         Эти игры помогают развивать память, внимание, усидчивость, речь детей. Дети с огромным удовольствием играют в эти игры.

Игра «Петербургское лото» способствует закреплению названий архитектурных памятников, учит детей сосредоточенности, вниманию, развивает зрительную память воспитанников.

В журнале «Колокольчик» № 2 за 1997год я нашла обозначение восьми рек нашего города. С помощью моделей я решила расширить эту тему, придумав обозначения рекам и каналам. В дальнейшем, дети по моделям узнавали более 30 рек Санкт - Петербурга.

Мы учим стихи, считалки о нашем городе. Детям интересно отгадывать загадки, посвященные Петербургу, играть в игры петербургской тематики. Но, к сожалению, загадок о городе слишком мало, поэтому мне пришлось придумывать загадки.

На занятиях по изобразительной деятельности дети раскрывают своё отношение к городу через рисунки, аппликации, лепку.

Детям очень нравятся игры и занятия, посвященные Санкт - Петербургу. Во время них развивается память, внимание, мышление, речь; развиваются такие качества, как вежливость, взаимопонимание, умение действовать сообща, коллективом, соотнося свои действия с действиями других ребят.

Поэтому и дальше я буду продолжать работать по этой теме, развивать её, обогащать материал, так как она очень актуальна в наше время.

                Литература:

       

1. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город»,  Норинт, 1996 г.

2. Махинько Л.Н. «История и культура Санкт - Петербурга», Питер С-Пб, 1996 г.

3. Махинько Л.Н.  «Я- петербуржец», Питер, 1996 г.

4. Нестеров В.   «Знаешь ли ты свой город», Норинт, С - Пб, 1997 г.

5. Румянцевы В.М. и Л.С. «Путешествие с детьми по городу и его пригородам»,

    С - Пб,1996 г.

6. «Страницы истории нашей Родины», Малыш, 1989г.

7. ж. «Колокольчик», С - Пб, № 2, 1997г.

8. ж. «Колокольчик», С - Пб, № 29, 2003 г.

9. « Построй город Санкт - Петербург», Тимошка, 1998 г.

10.Толкачева Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольноков с историей        и культурой Санкт-Петербурга», Детство – Пресс, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ре...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

В условиях модернизации дошкольного образования деятельность воспитателя должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возра...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а теле...

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержани...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с пдд

работа по обучению  детей безопасности  на дорогах и улицах города...

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а теле...

система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движенияС каждым годом растет интенсивность движения транспорта на дорогах, а вместе с этим увеличивается и количество д...