«Адаптация детей младшего возраста в детском саду»
статья (младшая группа) на тему

Клинтух Татьяна Дмитриевна
Адаптация детей младшего возраста в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Адаптация детей младшего возраста в детском саду»

    Мой педагогический стаж 2 года. Берешь в свою группу совершенно маленького, беззащитного ребенка. Отдаешь много сил, энергии, заботы, тепла, педагогического мастерства. И когда дети уходят из детского сада в школу, большие, самостоятельные, готовые к учебе в школе, не раз заноет и заболит сердце, так как их любишь всей душой и очень жаль с ними расставаться. 

   На смену им приходят дети с «большими проблемами маленького человека». И мы воспитатели сильно переживаем, беспокоимся, ставя перед собой вопрос: «Какие это дети?», «Как с ними надо будет работать?».

Время же не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые и маленькие.

    Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателя в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

     Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

     На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе. Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста длится обычно 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден. В моей младшей группе адаптационный период затянулся до 2-3 месяцев.

     В группе очень много сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных, не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя. Поэтому приходилось проводить большую воспитательную работу с родителями. И могу сделать такой вывод, что прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того; насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

     Из опыта работы можно отметить, что в проведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры.

     Вот в этой ситуации и возникает проблема в отношениях между родителями и воспитателями.

    В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

     Известные трудности в этот период адаптации испытывают дети, привыкшие к общению только с мамой и папой. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.

    Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптация длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, много играют, общаются с персоналом группы.

     Из наблюдений: Агата вместе с мамой и папой за 2-3 недели до поступления в детский сад, приходила на территорию и наблюдала, сначала издали, затем подходила поближе, знакомилась и общалась со взрослыми и детьми. Эта девочка быстро адаптировалась, не плакала и удовольствием ходит в детский сад.

    Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко прошел период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период.

    Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, он плохо усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду. Чтобы помочь родителям в период адаптации велась совместная работа со старшим воспитателем, с медсестрой и специалистом по физическому воспитанию. В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья малышей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. Был оформлен уголок «Азбука вежливости» (Разговор с родителями), где давались советы, как помочь ребенку войти по возможности безболезненно в жизнь детского сада, приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду, как важно упорядочить часы сна, питания, игры и как правильно поощрять детскую самостоятельность.

Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, давала совет, чтобы первые несколько недель приводили его в детсад папа, бабушка или дедушка, и не оставляли в дошкольном коллективе на целый день, забирали пораньше, чтобы дома создавали спокойный, бесконфликтный климат, щадили ослабленную нервную систему ребенка, в воскресные дни создавали для него режим такой же, как и в детский сад.

Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него не пропадает аппетит, мы можем не тревожиться. Он готов к новым изменениям в своей жизни.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду "

Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования....

Адаптация детей младшего возраста в детском саду.

Статья для педагогов и родителей: Адаптация детей младшего возраста в детском саду....

Консультация для родителей «Адаптация детей младшего возраста к детскому саду»

Ваш малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.Адаптацией принято называть процесс вхождения ре...

Адаптация детей младшего возраста к детскому саду.

Адаптация детей младшего возраста к детскому саду....

Консультация для родителей «Адаптация детей младшего возраста в детском саду «

Первые дни пребывания детей в детском саду самые волнительные и сложные для ребёнка. От родителей во многом зависит на сколько легко пройдёт адаптация их ребёнка....

Памятка для воспитателей по адаптации детей младшего возраста к детскому саду

Эта памятка будет полезна воспитателям детей младшего дошкольного возраста. Содержит признаки адаптации и рекомендации для воспитателя, как облегчить ребёнку прохождение периода адаптации к детскому с...