ПРОЕКТ "Огород на подоконнике"
проект (старшая группа) по теме

Мигунова Юлия Владимировна

ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_podgotovitelnaya.docx64.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ужурский детский сад № 2»

Проект  для подготовительной группы детского сада «Огород на подоконнике»

                                                                       Руководитель проекта:

                                      Воспитатель: Мигунова Ю. В.

        

Актуальность:

В современном мире все больший интерес детей, в том числе и

дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут

или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду» Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи –

и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.. Ребенок-дошкольник -

маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: март, апрель 2017 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель:

Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Воспитывать положительное отношение к труду. Формировать у детей интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

1.  Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. 3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок, петрушка, укроп и т. д.).

3.  Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования.

4. Продолжать        развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

5. Развивать        чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков).

6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Работа с родителями:

1. Беседа о проекте «Огород на подоконнике».

2. Помощь родительского комитета в приобретении посевного материала для огорода на подоконнике.

Предполагаемый результат:

1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему.
2.У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива)

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала.

4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

5. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

6. Активное участие родителей в реализации проекта.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап:

  1. Беседа с родителями «Огород на  подоконнике».

Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.

  1. Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Цель: Просвещать родителей по данной теме.

  1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного  материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».

Основной этап:

  1. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания.

  1. Беседа «Дикорастущие и культурные растения».

Цель: Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).

  1. Практическая деятельность: посадка семян в землю.

Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

  1. Опыт-наблюдение за ростом растений.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерен.

  1. Труд в уголке природы.

Цель: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

  1. Опыт-наблюдение, сравнение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Экспериментирование: высадка лука в вату, в камни, в опилки, в воду.

Опыты: создание условий для роста лука

  1. тепло, воду, свет.
  2. тепло, воду, темноту.
  3. холод, воду, свет.

Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

  1. Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие»

Цель: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

  1. Наблюдение «Растут ли наши растения?».

Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

  1. Итоговая беседа «Огород на подоконнике переноситься на участок детского сада».

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке рассады на участок детского сада.

  1. Оформление выставки «Чудо своими руками»

Предварительная работа:  наблюдения, сбор материала, беседы, чтение

художественной литературы.

Предполагаемый результат:

- Дети познакомятся с культурными растениями.

- С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.

- С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и

разнообразие посевного материала.

- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

- У детей сформируется уважительное отношение к труду.

- Создание в группе огорода на подоконнике.

- Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Исследовательский этап:

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта :

беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций

и чтение художественной литературы.

Заключительный этап:

Подведение итогов, оформление выставки детских рисунков «Чудо своими руками».

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской

деятельности детей. Пополнение дидактической базы

Приложение 1

Беседа «Культурные и дикорастущие растения»

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания.

Ход беседы

«Мир цветов» очень яркий, красочный, необыкновенно красивый. Цветы радуют глаз, есть растения с неповторимыми ароматами. Скажите, какие цветы вы знаете? У каких цветов есть запах?

Как вы думаете, для чего людям нужны растения? Они играют огромную роль в жизни человека: красота цветов радует, успокаивает нас, дарит хорошее настроение; многие растения кормят и лечат людей.

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным цветком – тюльпаном. Послушайте рассказ о нём.

Долгое время существовало поверье о том, что бутон жёлтого тюльпана содержит в себе сильнейшую энергию, и тот, кто сможет открыть его – станет счастливым. Однако, не было такого человека, который бы оказался способным открыть этот нежнейший бутон, державшийся на тонкой зелёной ножке и обдуваемый ветрами горного склона.

Но однажды на этот склон пришла погулять мать с маленьким сыном. Мальчик впервые увидел красивый цветок и побежал к нему, желая разглядеть диковинное и прекрасное растение поближе. Когда мальчик подошёл к тюльпану, его лицо озарила улыбка, а по склону разнеслось эхо, повторяющее звонкий детский смех. Тюльпан раскрылся навстречу искренней улыбке, детский смех сделал то, чего не могла сделать никакая земная сила.

С того времени принято дарить тюльпаны всем, кто счастлив. На праздник или просто так, подаренные цветы дарят хорошее настроение, а тем более такие красивые и такие разные, как тюльпаны.

Родиной тюльпанов считается Греция, но более ранние сведения о тюльпанах найдены в книгах Персии (сейчас это Иран). Здесь цветок называли «тюрбан» (он по внешнему виду напоминал головной убор местных жителей).

Тюльпаны возвещают нам о приходе долгожданной весны. Садоводы любят тюльпаны за многообразие и буйство желто – красных красок.

Но человек выращивает растения не только для красоты и радости. Многие из них используются в лекарственных целях, в косметике для приготовления различных кремов, шампуней, духов.

А сейчас отгадайте загадки:

  1. Сидит дед, во сто шуб одет
    Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (
    лук)
  2. Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
    Скажут весело ребята: «Эх, рассыпчата, вкусна!» (
    картошка)
  3. Телятки гладки, привязаны к грядке,
    Лежат рядками, зелены сами.
    Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (
    огурцы)
  4. В огороде вырастаю. А когда я созреваю,
    Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (
    помидор)

С давних пор люди выращивают овощи для использования в пищу. А вы, ребята, какие овощи любите больше всего? Что бы вырастить овощи, нужно приложить много усилий. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы вырастить богатый урожай? После посадки семян в почву, за ними нужен особый уход (полив, рыхление почвы, подкормка, опрыскивание листьев). Овощи – это культурные растения, без внимания и ухода человека не могут вырасти ни огурцы, ни помидоры, ни картофель, ни капуста с луком.

Я вам предлагаю посадить свой огород на окне и вырастить рассаду овощей и цветов, каждый из вас приложит свои усилия. А чтобы лучше понять, от чего зависит рост и развитие наших культурных растений, мы будем вести дневник наблюдений.

Приложение 2

Консультация для родителей.

«Огород на окне».

В наше время самое интересное чудо для детей в холодное время года - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети  наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный  материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.

Приложение 3

Пальчиковые игры

«Приглашаем в огород»

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

МОРКОВКА

Красный нос в землю врос,

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.

А над ним зеленый хвост.

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.

Нам зеленый хвост не нужен,

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».

Нужен только красный нос.

КАПУСТА

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть (рис. 25).

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста!

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно -

Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста

Пальчиковая игра «Дождик» (см. рис. 1).

http://detsadmickeymouse.ru/89/_25.png

Капуста

КАРТОШКА

И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)

На грядке куст.

Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»),

Под кустом – картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.

ПИРОЖКИ

Испекли всем пирожки:

Хлопать одной ладонью по другой – «печь» пирожки.

Мышонку (большой, средний и безымянный пальцы вытяните вперед и соедините: получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцам – это «ушки» (рис. 26) -

С картошкой,

Сжать кулаки.

Зайчонку (пальчиковая игра «Зайчик» (см. рис. 14)

С морковкой,

Котенку (средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, – это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки (рис. 27) -

С капустой (пальчиковая игра «Капуста» (см. рис 25) -

Ешьте! Будет вкусно!

http://detsadmickeymouse.ru/89/_26.png

Приложение 4

Загадки про огород

Ветер спит, и тучек нет.

А на лилии, и розы,

И смородины кусты

Брызг весёлые стрекозы

Налетают с высоты.

Льётся дождичек с утра,

Но не с неба - из ведра.

У ведра курносый нос

Тонкой сеточкой зарос.

Наш Арсюшка смотрит зорко:

Что за чудное ведёрко? (Лейка)

Не лошадку, не осла

Нам соседка принесла.

Тётей Клавою подарен

Нам вчера потешный парень.

Рыжий, в драном сюртуке

Пляшет он на ветерке

И грозит воронам

Кулаком зелёным. (Пугало)

Весёлые ребятки

При клоунских усах

Приехали на грядки

В зелёных сюртучках.

Откроешь их одёжку –

Быстрее, кто вперёд! –

Покатятся в ладошку,

А из ладошки - в рот. (Горох)

На местечке невысоком

Вырос овощ-светофор,

И светил ЗЕЛЁНЫМ боком

Он до некоторых пор.

Наступил июль - и ярко

Вспыхнул ЖЁЛТЫМ цветом бок:

В ожидании подарка

Не спеши, мол, стой, дружок.

Тает в небе нитью тонкой

Августа вечерний жар,

И горит, горит под плёнкой

КРАСНЫМ цветом урожай. (Помидор)

Жизнь укрылась в прохладу расщелин.

Жгут лучи сквозь прозрачный покров.

Дирижаблей пупырчатых зелень

Заблудилась в узорах усов.

Дирижабли устанут в пареньи.

"До свиданья!" - им крикнет июль,

И найдут они отдохновенье

В холодке котелков и кастрюль. (Огурцы)

Песчинка малая! В очках

И то поймёшь не скоро,

Что это не случайный прах,

А целая контора!

Как уместиться здесь могли,

В пылинке захудалой,

Проект, энергия земли,

Машины, матерьялы?

Но бросил в почву этот прах,

Полил водой из лейки –

И вот сквозь тяжесть, тьму и страх

Ползёт листочек клейкий.

Пройдут неделя или две,

Уж как судьба отпустит,

И выстроит себя в траве

Весёлый крепкий кустик. (Семена)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....