Шкала ECERS-R, как инструмент развития группы и детского сада
статья на тему

Галимзянова Мадина Ахтямовна

О шкале  ECERS-R, о подходах и системе этой шкалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pro_shkalu_erkers.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

 Шкала ECERS-R  как инструмент развития группы и детского сада

     ФГОС, определив новое направление в управлении образовательным процессом в  ДОУ, вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей организаций  в сфере дошкольного образования. Один из них, почему планируемые результаты  даны в виде целевых ориентиров, а не итоговых и промежуточных характеристик развития. Почему стандарт так настоятельно запрещает оценивать  результаты образования детей,  для того чтобы потом на основании этих результатов, оценивать само  качество работы дошкольного образовательного учреждения? Как же оценивать работу ДОУ  в этом случае? Третий, наиболее часто задаваемый вопрос – как  проанализировать работу дошкольной организации в условиях существования вариативных образовательных программ?

       В такой неопределённости есть реальная опасность, при которой органы управления,  ради упрощения процедуры контроля будут возвращаться к оцениванию качества на основе прежних типовых форм.

              Для того что бы разобраться в этих непростых вопросах руководство ДОУ «Сандугач»   в 2016 году приняло участие в работе  международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ЕCCЕ 2016 в г. Москве.

      Благодаря этому мы узнали о новой системе оценки качества дошкольного образования как шкалы ECERS-R. Было изучено содержание шкалы ECERS-R и сама методика оценивания по шкалам. В процессе чего оказалось, что  идея и принципы заложенные в шкале  практически идентичны основным положениям ФГОС ДО. Например, одно из основополагающих принципов, когда  ребенок  рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающая личность. Поддерживается идея сообщества детей и взрослых, на равных правах включённых в образовательный процесс.  

       На основании этого руководство ДОУ приняло решение, что дальнейшее выстраивание траектории работы детского сада возможно осуществлять с учетом данных шкал.

       При использовании шкалы ECERS-R в процессе наблюдения анализируются такие подшкалы, как: предметно - пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, взаимодействие персонала и детей, структурирование программы, взаимодействие и сотрудничество родителей и персонала. Индикаторы подробно описаны, поэтому наблюдатель может конкретно оценить каждую подшкалу определенным количеством баллов, что делает ее очень надежной и саму оценку - максимально объективной.

      В сентябре 2016 года наш детский сад был включен в число дошкольных организаций Республики Татарстан, участвующих в проекте лонгитюдного исследования образовательной среды раннего детства.

     Внешний эксперт самостоятельно выбрал возрастную группу для наблюдения. В течение всего дня, с самого приема воспитателями малышей, оставаясь при этом незамеченным, эксперт работал в группе детей 4-5 лет.

     При проведении экспертизы качества образования  в средней группе эксперт оценивал доступность предметно-пространственной среды  воспитанников. Как дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Насколько воспитатель обеспечивает условия для физического развития, для охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей. Созданы ли в организации условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха; организованы выставки с поделками детей).

      Важно, чтобы предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации обеспечивала условия для развития игровой деятельности, познавательного развития, художественно-эстетического развития детей. Необходимо, чтобы сотрудники создавали условия для развития у детей инициативности, самостоятельности, ответственности.

     Эксперт использовал подшкалы «Речь и мышление» и «Виды активности». Они помогают определить при оценивании, как проводится эта работа воспитателем на группе с детьми в течение дня, уделяют ли сотрудники специальное внимание детям с особыми образовательными потребностями.

        Используя шкалы, эксперт анализировал помещение средней группы  «Колокольчик»  и участок, которые должны быть оформлены с художественным вкусом; есть ли помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. Также рассматривалось экспертом, как воспитатель поддерживает и активизирует детское творчество, проявления индивидуальности у ребенка.

      В процессе наблюдения эксперт отмечал взаимодействие персонала с детьми, присмотр и уход за детьми, как сотрудники создают условия для свободной игры детей, сохраняют игровое пространство, не нарушая игровую среду, созданную детьми, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры. Необходимо отметить, как персонал помогает детям освоить модели социального поведения со сверстниками в течение дня, как дети сотрудничают друг с другом.

    Была просмотрена вся документация группы, рабочая программа, календарно-тематическое планирование  и т.д. При этом акцент делался на  структурирование программы, которое помогает уточнить распорядок дня, время для свободной игры. Есть ли условия для детей с ограниченными возможностями.

     Основываясь на шкалах ECERS-R, эксперт знакомился с условиями для родителей и условиями для удовлетворения личных потребностей персонала.      

    С помощью вопросов уточнялись у воспитателя как происходит обмен информацией с родителями, что предпринимается, когда у родителей возникают трудности, есть ли представители родителей в управляющем совете.

      Затронуты и условия для удовлетворения личных и профессиональных потребностей персонала дошкольной организации. В процессе наблюдения и беседы с воспитателем эксперт получал информацию о возможности профессионального роста, имеется ли хорошая профессиональная библиотека с современными материалами по разным дисциплинам, связанные с уходом за детьми и их образованием, наличие материально-технической базы в организации.

       В последствии получив аналитический отчет об экспертизе образовательной среды, мы сделали определенные выводы: большинство  базовых индикаторов  в группе получили положительную оценку. «Однако результаты анализа образовательной среды в детском саду показывают, что развивающая предметно-пространственная среда в группе является недостаточно насыщенной и доступной для самостоятельного использования детьми, что не позволяет создавать условия для обеспечения игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой активности детей».

      Такой подробный анализ внешнего аудита и сама шкала позволили нам переосмыслить многие аспекты нашей работы: управленческие, педагогические, организационные и др.

       Администрация детского сада организовала и провела обучающий семинар с педагогами по ознакомлению с содержанием шкал, обновлена предметно-пространственная среда как детского сада, так и групп (созданы многофункциональные передвижные уголки, различные подиумы, организованы места для уединения, для выставки продуктов детской творческой деятельности, монтирован стол для экспериментирования, сделан бизиборд и т.д)

      В результате анализа подшкал мы провели комплексную оценку качества образовательной деятельности в средней группе. Выявились сильные и слабые стороны в работе педагогов и организации. Примеры и пояснения, приведенные в показателях, помогли нам выделить условия и процессы, с помощью которых каждый ребенок может получить максимум возможностей для своего развития.

      В итоге нашего доклада можно с уверенностью сказать, что шкалы ECERS-R помогают построить путь развития дошкольной образовательной организации.

Воспитатель средней группы «Колокольчик»:

Галимзянова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оркестр музыкальных самодельных инструментов - игрушек в нашем детском саду.

Уважаемые коллеги1 Обратите внимание на эту статью: игра на самодельных муз. инструментах украсит любой праздник. Позже я выложу текст песни с нотами и фотографиями инструментов....

Конкурс. Изготовление самодельных музыкальных инструментов для музицирования в детском саду

Хочу поделиться опытом изготовления ярких и самобытных инструментов для детского музицирования. Своими собственными руками можно изготовить прекрасные музыкальные инструменты, которые так необходимы д...

«Экпериментирование с изобразительными материалами и инструментами дома и в детском саду».

Еще с ясельного возраста малыш начинает рисовать свои первые линии — каракули. Это для малыша уже первый эксперимент. Первые мазки — каракули красками — это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и...

Шкала ECERS-R, как инструмент развития педагога и дошкольной организации в целом

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - это ориентир для специалистов ДОО. Для семьи, которая доверяет своего ребенка педагогу крайне важно, чтобы ребенок чувствовал себя к...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как  инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педагогическом совете: Доклад «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...