План по самообразованию
материал на тему

план по самообразованию

 «Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта» на 2017-2023 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_samoobrazovanie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 детский сад №27 «Рябинушка» комбинированного вида

Елабужского муниципального района

план по самообразованию

 педагога-психолога

 Ахуновой Анны Петровны

«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта»

на 2017-2023 годы

  2017г.

Актуальность темы

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Г.Орме, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

способностью сознательно влиять на свои эмоции;

умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Таким образом, актуальность  работы данном направлении определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

 Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Цели, задачи, методы работы

Цель: повышение уровня развития  эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психологического  сопровождения  формирования  их эмоциональной сферы.

Задачи:

Создание условий эмоционального благополучия дошкольников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

Включение  в рамки воспитательно-образовательного процесса обоснованной системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Практическая реализация технологии психолого-педагогического сопровождения.

При работе с детьми акцент делают на развитии следующих умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);

умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Направления работы

Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;

• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;

• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми:

научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;

формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;

научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;

заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;

научить дошкольников поддерживать сотрудничество;

обеспечить осознанное участие семьи.

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Цели: 
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

- повышение собственного профессионального уровня

Задачи:

    - изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

    - овладение достижениями психолого-педагогической науки;

    - повышение общекультурного уровня;

    - применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического           сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса    - обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт

Основные этапы и направления работы по самообразованию.

Этапы работы

Направления работы

Сроки реализации

1.

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).

 Изучение психолого – педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

В течение всего периода

2

Диагностический

Создание блоков коррекционных занятий для дошкольников, педагогов, родителей

В течение всего периода

3

Практический

Введение в практику коррекционной работы .

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

В течение всего периода

4

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

В течение всего периода

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. - Дошкольное воспитание №9, 1998. - с.91

2.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. - Речь, 2006. - 32 с.

3. Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех - К.: Знания, 2007. - 343 с.

4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.

5 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

7.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. - К.: Вища шк., 1995. - 432 с.

8.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети - М.: Знание, 1991, №9.

9.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.

10 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2004. - № 37. - С.24-

11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры " в развитии ребенка дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 - 87.

12.Концепция национального воспитания // Родная школа. - 2003. - №6. - С.36.

13 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. - М.: Педагогика, 1994. - 144 с

14 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

15 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. - К.: Академвидав, 2006. - 465 с.

16 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247;

17 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999.

Изготовление методического материала

Название

Цель

Период изготовления
2017-2023 уч.г

1

Изготовление стенда в кабинете психолога

Организация просветительской работы

Сентябрь2017 – январь 2018

2

Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Октябрь

3

Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность»

Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями

2017-2018

4

Создание минут релаксации, психологических настроев

Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса

На педчасах

5

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Для организационных моментов занятий

2018-2019

6

Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»

Развитие зрительного внимания обучающихся

2019-2020

7

Создание картотеки игр

Коррекция и развитие психических процессов обучающихся

Май 2018

Практическая работа. Планируемые занятия.

Название

Направление. Форма работы.

Период

1

Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Диагностический пакет

В течении всего периода

2

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

·сюжетно-ролевая психотерапия, базирующаяся на игровых психотехниках;

·драмтерапия с разыгрыванием игровых сюжетов и тем;

·спортивные и двигательные тематические игры;

·рисуночная арттерапия, базирующаяся на изобразительной деятельности с использованием игровых психотехник(изотерапия);

·библиотерапия, что включает как написание, так и творческое прочтения и толкования литературных образов и произведений, в том числе и сказкотерапия;

·куклотерапия с подготовкой и разыгрыванием сюжетов;

·драмтерапия;

·игры на песке

Ноябрь-май

 2017-2023 г.г

3

Исследование уровня развития детей

Согласно годового плана работы

Сентябрь.

Февраль.

Май 2017-2023 г.г

Заключение

Результативность работы будет видна  стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников как

успешное формирование  детской компетентности в соответствии с возрастом; правильным построением  взаимоотношений в детском социуме.

На сегодняшний день доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

 Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод, что, способности, являющиеся составной частью эмоционального интеллекта, поддаются развитию. Поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...