Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»
статья на тему

Малышева Ольга Михайловна

Статья из опыта работы

«Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_na_modelirovan.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

«Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Проанализировав свою работу с детьми старшего дошкольного возраста и вернувшись к малышам, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Малышу надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать у детей простейших формы символизации.
  2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при

использовании схем, заместителей.

  1. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения

персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме.

  1. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру

персонажа сказки.

  1. Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

Для решения поставленных задач откорректировала перспективные планы по развитию речи для младшей группы, продолжила подборку художественного слова, физминуток, динамических пауз, загадок. Начала заинтересовывать родителей, провела родительское собрание на тему «Связная речь в жизни ребёнка», подготовила консультацию для родителей на тему «Мама, расскажи мне сказку», оформила папку- передвижку «Читаем дома».

В работе с детьми использовала заместители-кружки по заданным признакам (величина и цвет) и картинно-схематические планы, которые содержали последовательность высказывания. В схеме отображалось детальное содержание текста, с помощью которого малыши учились составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети самостоятельно подбирали кружки к каждому сказочному герою и объясняли свой выбор. С помощью схем и заместителей дети легко и без пропусков рассказывали сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие. Составляли описательные рассказы по сказочным персонажам: расскажи, какой колобок, зайчик, лиса.

В младшей группе к концу года дети активно стали отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, занятия проходили в более живой форме, где каждый ребёнок принимал участие в нем: если не рассказывал, то читал схему, проговаривая строки из текста в соответствии с картинкой. Дети научились сопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев, большинство детей стали с легкостью использовать схемы вне занятий.

Таким образом, систематически применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), мы добились важных результатов в речевом развитии детей. Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе.

Главная задача развития умственных способностей, начиная со средней группы, определяется авторами программы как развитие способностей к наглядному моделированию. Для того чтобы правильно выстроить свою работу в средней группе, провела диагностику детей по развитию речи на начало года по следующим критериям:

  1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.
  2. Умение составлять описательные рассказы, опираясь на наглядный материал.
  3. Умение рассказывать из личного опыта.

'4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.

Получили следующие результаты:

К высокому уровню отнесли 30 % воспитанников - это дети, у которых рассказ или описание было последовательно, они старались развить сюжет, используя прямую речь.

К среднему уровню отнесли 55 % воспитанников - это дети, у которых высказывания были композиционно незавершенные, т.е. они только перечисляли отдельные части предмета или действий, изображенных на картинке, но в их рассказе не было логической последовательности.

К низкому уровню отнесли 15 % воспитанников - это дети, у которых в рассказе или описании не было логической последовательности, не развивался сюжет, они пропускали какую-либо структурную часть рассказа.

Проанализировав результаты диагностики, поставили перед собой следующие развивающие задачи:

- Освоение действий замещения персонажей сказки.Развитие действий построения двигательной и сериационной моделей сказки как основы для её пересказа.

- Освоение действий моделирования игрового пространства при проведении игры- драматизации.

- Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок с помощью самостоятельно придуманных символических средств.

Чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным, использовали разнообразные приёмы. Для этого изучила литературу: Л.А. Венгер «Домашняя школа мышления», Т.В. Большова «Учимся по сказке», О.С.Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой», статьи в журнале «Дошкольное воспитание» О.М.Дьяченко «Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы», Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов». А также более глубоко проанализировала раздел программы «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

В начале учебного года пополнила речевую зону в группе наборами символических средств для освоения действий моделирования по программным сказкам, дидактическими играми, схемами для составления описательных рассказов, изготовила маски-шапочки для игр-драматизаций.

В средней группе дети передают своё эмоциональное отношение к сказке не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т. е. происходит усложнение осваиваемых символических средств. При этом в качестве средства, помогающего ребёнку при пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.

Занятия по пересказу русских народных сказок я строю по определённой структуре:

  • Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.
  • Беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам.
  • Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).
  • Пересказ сказки, опираясь на наглядно-пространственную модель.

При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показала детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

Когда знакомила детей с белорусской народной сказкой «Два жадных медвежонка», предложила детям выбрать заместители по трём заданным признакам: цвету, форме, величине. Дети легко распределили заместители между сказочными персонажами: два маленьких коричневых кружка - медвежата, большой коричневый кружок — медведица, большой оранжевый кружок - лиса, желтый квадрат - сыр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Статья из опыта работы «Развитие предикативного словаря у детей с ОНР III уровня»

Статья из опыта работы «Развитие предикативного словаря у детей с ОНР III уровня»...

Статья из опыта работы «Развитие диалогической речи у детей 3 г.ж.»

Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников.Задачи работы по обучению дошкольников диалогу.Методические приѐмы обучения детей диалогической...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...