Статья из опыта работы «Развитие предикативного словаря у детей с ОНР III уровня»
методическая разработка по логопедии

Лиханос Елизавета Александровна

Статья из опыта работы

 

«Развитие предикативного словаря у детей с ОНР III уровня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predikativnogo_slovarya.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

«Развитие предикативного словаря у детей с ОНР III уровня»

Автор: Лиханос Е.А.-

учитель-логопед МАДОУ МО

 г. Краснодар «Детский сад №216»

В глагольном словаре дошкольников с ОНР, пишут Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др).  Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

   Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет  идет, воркует – поет, чирикает – поет и т.д.) Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и в школьном, возрасте. Особенно стойкими являются замены глаголов: кует  молотит; гладит утюгом – проводит утюгом; косит траву  подрезает траву; стирает белье  моет белье; вяжет шьет; купает  моет.

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные  с другой, а также выделять оттенки значений.

Так же, большие трудности вызывает группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит).

Эти данные свидетельствуют о более значительной не сформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при их группировке. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на какие морфемы опираются дети при выполнении этих заданий.                                                                                                              

Исследования показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении слова. Случаи объединения глаголов на основе общих признаков немногочисленны и наблюдаются у детей с нормальным развитием.

При объяснении значения глаголов, преобладающим способом является включение глагола в контекст. Дошкольники 6-летнего возраста используют следующие способы:

        1) объяснение значения через включение в контекст (ехать  на машине);

        2) синонимизация, т. е. воспроизведение глаголов, близких по семантике      

 (идти  шагать, плыть  купаться).

       3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать  быстро  шагать);

       4) использование других грамматических форм (лезть лезут);

       5) случайные ответы (бежать  драться);

       6) отказы.

Таким образом, проблема нарушений глагольной лексики у дошкольников с ОНР  одна из самых важных в развитии речи детей данной категории. Особенно это заметно при наблюдении за экспрессивной речью ребёнка.  У детей с общим недоразвитием речи, прослеживаются особенности ограниченности словарного запаса, резкое расхождении объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. 

Используемые источники:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
         дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).
     СПб.,
         1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".

Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста....

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его тво...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Статья из опыта работы«Развитие связной речи детей на основе моделирования»...

Статья: Презентация опыта работы "Развитие у детей дошкольного возраста представлений о работниках торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства "

В статье представлен опыт работы по ранней профориентации: развитие у детей дошкольного возраста представлений о работниках торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства....

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...