Статья из опыта работы «Развитие диалогической речи у детей 3 г.ж.»
статья

Рубцова Ольга Сергеевна

 Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников.Задачи работы по обучению дошкольников диалогу.Методические приѐмы обучения детей диалогической речи      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi_doshkolnikov.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»

Статья из опыта работы
«Развитие диалогической речи у детей 3 г.ж.»

Автор: Рубцова О.С.

г. Саров

Общение можно определить, как передачу информации и обмен ею. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребѐнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

 Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в диалоге требует сложных умений:

  • внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;  
  • формулировать в ответ собственное суждение;
  • правильно выражать его средствами языка;
  • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;  
  • поддерживать определенный эмоциональный тон;  
  • слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.  

Наблюдения показали, что у детей 2-5 лет выраженная потребность в самопрезентации, но вместе с тем имеются большие трудности в общении. Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаѐтся одной из актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, так как это  

во-первых: развитие коммуникативной функции речи, что само по себе является необходимым условием для успешной социализации,  

а во-вторых: диалог можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения языком.

 Я работаю во 2 - й группе раннего возраста. Диалогическую речь у детей я развиваю в самых разных видах деятельности: игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, изодеятельности.

Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога. При планировании содержания работы я предусматривала их постепенное усложнение. Вначале наиболее простые задачи, чтобы на их основе решить более сложные (например: усваивая разнообразие вопросов по содержанию, дети вначале учатся задавать вопросы познавательного характера, а позже вопросы социально – личностного содержания).

Методические приѐмы обучения детей диалогической речи      1.Разговор воспитателя с детьми(неподготовленный диалог). Это наиболее распространѐнная, общедоступная и универсальная форма речевого общения в повседневной жизни. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.   В течение дня я разговаривала с каждым ребенком, используя для этого время прихода в детский сад, умывание, одевание, прогулки.  Тематика и содержание разговоров определялась задачами воспитания, и зависели от возрастных особенностей детей.   Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.  

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.д.)

 2. Для формирования навыков разговорной речи использовали метод словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить в приемную , показать новому ребенку игрушки, передать что – либо родителям и.т.д. при этом давали образец словесной просьбы, иногда предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи: «если не трудно», «вы не смогли бы…», «будьте так добры…»  и.т.д. На первый взгляд кажется все это просто использование вежливой формы общения, но у детей на этом этапе возникали определенные трудности, так как данные формы не используются дома родителями, да и в детском саду не все формы употребляются. Поначалу дети забывали.Я постоянно напоминала и использовала личный пример вежливого обращения. В конечном итоге дети не только использовали известные формы, но и придумывали свои.  

3. Чтение художественных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалог с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Мною был разработан проект «Сказка шагает по планете». Долгими веками, как драгоценные сокровища, собирали люди всей земли сказки, легенды, мифы. Это были истории о добре и зле, любви и предательстве, волшебстве и богатырской силе. С лучшими из них мы решили познакомить наших детей.  Цель проекта – развитие диалогической речи ребенка через кругосветное путешествие по миру сказок, через приобщение ребенка к чтению художественной литературы  

Задачи проекта:

  • Знакомство с культурным и историческим наследием разных стран.
  •  Воспитание читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
  • Освоение норм и ценностей общества и развитие внутреннего мира каждого ребенка.
  • Формирование компонентов речевой системы.  

Также был разработан проект «Ребенок и книга» ,«Времена года. Весна».
Цель - воспитание любви к русской поэзии и русской природе.
Задачи: Работа над общими речевыми навыками, диалогической речью. Коррекция звуковой стороны речи. Обогащение словарного запаса по теме «Весна». Обучение связному высказыванию.

4. Для умения слушать чужую речь полезны также игры. Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как: «Краски»  (Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них), Игра «Гуси-гуси». Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения, типа: - Гуси, гуси! -Га, га, га! -Есть хотите? -Да, да, да! и.т.д.  

5. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений.  В процессе игры я много разговариваю  с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность в речевом общении.

Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя) и действуют от имени этих ролей. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие.  

6.Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности. Для развития общения со сверстниками и развития диалогической речи, важное значение имеют обе подгруппы игр. Мы с детьми организовывали спектакль «Теремок» с  куклами би – ба – бо , играли в настольный театр «Три поросенка», «Заюшкина избушка», играли в кукольный театр «Маша и медведь», пальчиковый театр «Репка

По моим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя.   Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Игры - драматизации являются одним из видов театрализованных игр.  Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.  

7. Провожу работу с родителями. Были подготовлены доклады на родительские собрания по темам «Общаемся в детском саду и дома», «Развитие диалогического общения дошкольников», «Общение детей со сверстниками». Подготовлены консультации для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают», «Поговори со мною, мама», «С пальчиками играем – речь развиваем». Также мы проводим совместные мероприятия в нашей группе, например «День матери», «Осенний праздник» с выставкой творческих работ. Совместно с родителями и детьми готовим атрибуты к спектаклям, обсуждаем детали костюмов, каждый вносит свои предложения и идеи.  

Вывод: Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.  

Список литературы:

1. Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2015г

2. В.Н. Зимонина «Расту здоровым» Программа игровой деятельности (Часть 1, 2) – М:ТЦ Сфера, 2013

3. А.А. Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 3-7 лет: развитие моторики, координации движения и речи». Волгоград, Учитель, 2012

4. А.П. Воронова  «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. - М.: Детство-Пресс, 2008.  

5. Интернет – ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-skazki-skazkapro-lochku-dlja-starshego-vozrasta.html               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Статья из опыта работы«Развитие связной речи детей на основе моделирования»...

Статья. "Приемы и способы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста"

Зная особенности диалогической речи, её развития у детей можно определить задачи и содержание обучения. Основной целью развития диалогической речи у дошкольников - формирование навыка использования ди...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...