Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Эшенбренер Лариса Леонидовна

Занятие по математике о точке и различных линиях: прямая, ломанная, кривая, луч и отрезок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matem_6_gr.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в старшей группе.

Воспитатель: Эшенбренер Л.Л.

                       «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».      

                                                                                                       В.А.  Сухомлинский                        

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».

                                                                                                      В.А. Сухомлинский.

Цель: Познакомить детей с понятиями  «луч», « прямая», «отрезок», « точка», «угол», «виды углов, используя развивающие дидактические игр ы.  Формировать умение радоваться, достигая цели.

Задачи: 

-Развивать познавательные, сенсорные способности детей, память, речь, мелкую моторику, воображение, пространственное мышление.

- Учить  согласовывать действия, сравнивать, анализировать. Учить обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Учить, с помощью разноцветных резинок  делать различные геометрические фигуры.  

-Закреплять знание о геометрических фигурах. В момент конструирования геометрических фигур у детей задействовать тактильно-осязательный и сенсорные анализаторы.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, целеустремлённость.

Предварительная работа: Знакомство с дидактической игрой «Геоконт , палочками Кюизинера, блоки Дьенеша. Театрализованные игры с математическими заданиями.

Оборудование: Элементы из наборов блоков Дьенеша ; элементы из  набора палочек Кюизинера; карточки с изображением различных углов и линий;  карточки-задания с изображением солнца;   самодельные доски « Геоконт» с цветными резинками;  учебные фильмы – «Сказка о дракончиках»,  «Виды углов».

 НОД:  

1.Организационный  момент:

Воспитатель:

- "Собрались все дети в круг.

 Я - твой друг и ты - мой друг.

 Крепко за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнёмся".          

    - Сегодня, ребята мы с вами отправимся в интересное путешествие в страну  «Геометрия».

 Я расскажу вам сказку о маленьких дракончиках. Вы узнаете, о том, что такое «прямая», «луч», «отрезок», «угол», «ломаная линия».   А также отправимся в шишкин лес и  узнаете какие бывают углы и вы поиграете с «Геоконтом».

- И так, слушайте. (Показ учебного фильма «Сказка про дракончиков»)

Сказка о дракончиках.

Далеко-далеко в горах живет большая-большая семья драконов: папа-дракон, мама-дракониха и много маленьких дракончиков. Когда дракончики были маленькие, они учились ползать, бегать, летать, прыгать, узнавали, что такое снег, дождь, звёзды, учились в горах ориентироваться, учились даже огнём дышать.  Когда дракончики немножко подросли, мама решила их научить математики, в том числе геометрии. Дракончики очень удивились, они не поняли о чём идет речь. Мама предложила им сесть на площадке перед большой скалой и смотреть, что она будет рисовать. Она начала рисовать мелом на этом плоском куске скалы различные геометрические вещи, начиная с самых простых. Вначале мама-дракониха нарисовала линию, которая изображена на рисунке. (рис. 1) Без начала и без края

        Линия прямая, хоть сто лет по ней идти,

        Не найдешь конца пути.

Рис. 1

- Мама-дракониха сказала, что эта линия называется прямая. Это такое геометрическое понятие.

 2. Изображение и определение прямой

Прямая линия – это линия, которая совершенно бесконечна. Прямая линия идет бесконечно в одну сторону и в другую сторону. Есть такое даже выражение «Летит в небе по прямой». Потом мама нарисовала точку и от неё провела линию. (рис. 2)

Рис. 2

 3. Изображение и определение луча

Она объяснила, что точка – это начало, от нее идет линия в бесконечность.  Это называется луч. Луч — это полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца.  Он так называется потому, что она как луч света. У луча света всегда есть начало. Он всегда начинается либо на солнце, либо на свечке, либо в фонарике, либо на звезде далекой. Дракончики поняли, что такое луч.

4. Изображение и определение отрезка.

Потом мама-дракониха попросила представить дракончиков, что они от прямой отрежут кусочек. Такая фигура называется отрезок. (рис. 3)

Рис. 3

Отрезок - это часть прямой, которая ограничена с двух сторон.

Отрезок может быть длинным или коротким. Дракончики сразу не поняли. Тогда мама нарисовала еще несколько отрезков: длинные и короткие. (рис. 4)

                                     

 Рис. 4

                                            Это всё отрезки. Теперь дракончики все поняли.

 5. Изображение и определение угла.

Потом мама-дракониха из одной точки отложила два луча, получилась фигура, которая называется угол. (рис. 5) Луч с лучом соединили, вершину в точке закрепили.

        Так тупой, прямой и острый угол нам построить просто.

Рис. 5

                             Причем углом называется как вся фигура, так и что находится внутри неё.

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

 6. Изображение ломаной.

Потом мама-дракониха решила нарисовать еще одну форму линии. (рис. 6)

                                 

                                         

 Такая линия называется ломаная линия. Потому что взяли фактически прямую линию и поломали ее. И каждый кусочек на этой линии называется звено. Ломаные линии могут быть самые разные, по- разному поломанные.

 7. Изображение кривой.

Следом мама нарисовала загогулину. (рис. 7)

Это кривая линия. Таких кривых линий можно нарисовать много-много самых разных.

8. Окончание сказки о дракончиках.  Потом мама-дракониха спросила у маленьких дракончиков, по какой линии они летают в небе. Дракончики задумались. И один сказал, что он летает по кривой линии, он делает всякие пируэты, закладывает спирали, петли делает. А другой дракончик сказал, что когда они в снежки играли, он повисал в воздухе, махал крылышками, а в него кидали снежками. Он улетал от них и дёргался туда-сюда, туда-сюда. Получалась ломаная линия. Мама-дракониха сказала, что дракончики все поняли правильно. Драконы летают и по кривой линии, и по ломаной, иногда просто по прямой.

Воспитатель:

- Понравилась вам сказка?  Мама - дракониха приготовила для вас  контрольное задание.

(воспитатель читает стихи загадки, а ребята отгадывают и показывают карточку с ответом, называют  ее и аргументируют свой ответ)

  1. Смотрите, ровная какая, это линия — прямая.

             Карандаш наш неспроста вдоль линейки едет с краю

            – Получается черта – мы зовем ее …(прямая).  

  1.  Он от солнца прилетает, проходя сквозь толщу туч.

               И на листике  бывает. Называется он …(луч).

  1.  Весь он острый, но не нос.

              Есть прямой, но не вопрос.

              И тупой есть, но не ножик.

             Это что таким быть может? (Угол).  

  1. Отрезаю ленту   я -

             Что-то получается.

            Где-то есть его начало,

           А где-то он кончается! (отрезок)

 Физминутка

Динозаврик встал на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Оглядел он всё вокруг

И быстрей за столик – плюх.

Воспитатель:

- Хотите узнать какие бывают углы.  Давайте с вами и  с мамой - драконихой посмотрим фильм, который называется -  «Виды углов».

(Дети смотрят учебный фильм «Шишкина школа. Виды углов»).

Воспитатель:

Давайте, ребята, немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим

Голову поднимем выше  и легко-легко подышим.

1-2 - выше голова.

3-4 - руки шире.

5 - подняться, подтянуться

6 - согнуться, разогнуться.

Раз - в ладоши три хлопка,

Два – ногами три притопа,

Три - киваем головою,

 на 4 - руки шире

5 – руками помахать

6 - за стол тихонько сесть.

Воспитатель:

- Чтобы закрепить наши знания об углах, предлагаю вам новую игру «Геоконт».

(Воспитатель показывает карточку с той или иной фигурой, а дети «рисуют резиночками» эти фигуры. А потом на них закрепляют тот или иной угол).

Воспитатель:

- Вот и заканчивается наше занятие. Мама - дракониха засобиралась домой к  своим дракончикам.  Давайте для них сделаем подарки. Наступила весна и все чаще светит солнышко. После зимы так хочется тепла и света.

(предлагаю детям сделать солнце из объемной фигуры-круглая призма желтого цвета-кубики Дьенеша и 6 палочек  Кюизинера- определенного цвета и длины  и подарить дракончикам).

- Самостоятельная работа:  Звучит детская песня «Пусть всегда будет солнце».

Дидактическая игра «Собери солнце».

Рефлексия:

Воспитатель:

- И так, с какими геометрическими  понятиями вы познакомились? (прямая, линия, отрезок, луч, угол, ломаную и кривую линию).  Какие виды углов вы знаете?   (острые, прямые и тупые). После изученного материала вы будете знать простейшие геометрические понятия не хуже маленьких дракончиков.

- Что вам больше всего понравилось делать на занятии?

- С кем тебе понравилось больше всего работать на занятии?

- Что нового и интересного узнали для себя?

- Что для вас было трудным или не понятным?

- А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе « Путешествуем на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием  здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группеПодготовил воспитатель группы «Ручеек»Пронягина Ольга Евгеньевна...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе.Цель: Продолжать учить детей различать понятия «много» и &la...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Страна « Математика»

Программное содержание: формировать элементарные математические представления;совершенствовать знания о геометрических фигурах...