Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шупыро Светлана Власовна

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_d.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА»

старшая группа компенсирующей направленности

                                                                         

Воспитатель высшей квалификационной категории

Шупыро Светлана Власовна

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений);

- «Речевое развитие» (развитие речи и обогащение словаря, связная речь);

- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);

- «Физическое развитие» (физкультминутка, игра малой подвижности).

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель. 

Применять полученные навыки в решении логических задач с использованием дидактического материала «Блоки Дьенеша».

Задачи.

Образовательные:

- Продолжать учить детей считывать информацию, понимать её суть по словесной инструкции и инструкции по карточкам-символам: анализировать, делать умозаключения и находить логическое решение;

- Продолжать учить детей умению ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Развивающие:

- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- Развивать наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

- Развивать конструктивное мышление решая логические задачи с блоками Дьенеша;

- Развивать активное воображение детей полифункционально используя блоки Дьенеша и мягкие модули;

- Развивать мелкую моторику рук путём манипуляций предметов – блоков Дьенеша.

Воспитательные: 

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, решая общую задачу, как в микро-группах, так и индивидуально.

Планируемые результаты.

  1. Умеют считывать инструкцию с карточек-символов, слышат и понимают суть словесной инструкции, в соответствии с инструкцией находят правильное решение логических задач.
  2. Хорошо ориентируются на листе бумаги и в пространстве.
  3. Умеют высказывать и обосновывать свои суждения.
  4. Наблюдательны и внимательны.
  5. Умеют выполнять коллективные задания в микро-группах и оказывают друг другу помощь.

Предварительная работа: логические игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша; индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; конструирование из блоков Дьенеша.

Оборудование и материал.

Демонстрационный: телевизор, конверт с заданиями, обручи, карточки-символы, логические блоки Дьенеша.

Раздаточный: карточки-домики, логические блоки Дьенеша.

Словарная работа (закрепление терминов): «блоки Дьенеша»; «кодовый»; «геометрические фигуры»; «первый этаж первая квартира» и т.п.; «внутри обруча»; а также названия форм, размера, цвета, толщины.

Содержание образовательной деятельности.

Демонстрация на экране: воспитатель собирает около себя детей. Вдруг перед ними открываются ворота. Все с любопытством смотрят в сторону ворот. Проходят в ворота…

 Вгруппе построен город из мягких модулей. Звучит отрывок песни «Большие города». Дети вместе с воспитателем проходят до середины группы, осматриваются. Вдруг ворота – на экране – закрываются. На воротах кодовый замок. Раздается голос.

Голос: приветствуем гостей нашего города. Это очень хорошо, что вы сюда пожаловали. Городу нужны помощники. Он ещё совсем новый. В нём ещё не всё готово. Вы не пугайтесь, что ворота закрылись. Это, чтобы вам никто не помешал. Вы всегда их можете открыть. Видите, на воротах замок. Кто знает, что это за замок? Как его открыть?

Дети: Ответы детей (кодовый замок, чтобы он открылся нужно набрать код).

Голос: совершенно, верно. Чтобы его открыть, нужно набрать КОД из цифр 1, 2, 3. Для этого нужно выполнить задания под этими номерами. Только при ПРАВИЛЬНОМ выполнении каждого задания, на кодовом замке заданная цифра будет выделяться в белый кружок.  Вам будет сказано, где находится конверт с этими заданиями. А дальше… сами. И так, отгадайте загадку: открываешь ты глаза

                                             И бежишь к нему сперва,

                                             На погоду посмотреть,

                                             Чтобы знать, что на себя надеть.

Дети: Ответы детей (окно).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где здесь окно, на котором лежит конверт?

Дети находят конверт с заданиями.

Воспитатель: ну что, ребята, поможем этому необычному новому городу?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: что ж, давайте посмотрим, какие задания нам надо выполнить.

Воспитатель достаёт из конверта карточку с номером 1, озвучивает название задания.

Воспитатель: (Зачитывает) Задание № 1: «Домики с жильцами».

Воспитатель приглашает детей занять места за столами, на которых лежат коробки с блоками Дьенеша и домики-карточки в три этажа по 3 квартиры на каждом этаже: дидактическая игра «Заселим домики». 

- (Воспитатель зачитывает задание). В нашем городе построены новые дома. Необходимо точно по заданию заселить в эти дома необычных жителей.

Ребята, посмотрите, что это за жители?

Дети: Ответы детей (Логические блоки Дьенеша).

Воспитатель: Правильно. На что похожи эти блоки?

Дети: Ответы детей (похожи на геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

Воспитатель: Правильно. Значит, чем эти блоки отличаются?

Дети: Ответы детей (по форме).

Воспитатель: Правильно. А какие ещё есть отличия у блоков?

Дети: Ответы детей (по цвету, размеру, толщине).

Воспитатель: Правильно. Напомните цвет блоков.

Дети: Ответы детей (красные, желтые, синие).

Воспитатель: Правильно. Какого размера блоки?

Дети: Ответы детей (большие и маленькие).

Воспитатель: Правильно. Как блоки различаются по толщине?

Дети: Ответы детей (толстые и тонкие).

Воспитатель: Молодцы, всё правильно. Теперь будем заселять дома жильцами. Будьте внимательны.

- Первым приехал большой жёлтый блок. Он займет квартиру на первом этаже первую по счёту.

- Вторым приехал большой синий круг. Его квартира первая на втором этаже.

- Маленький тонкий синий квадрат будет жить на третьем этаже в первой квартире.

- Большой синий квадрат заселился во вторую квартиру на первом этаже.

- Маленький жёлтый прямоугольник будет жить на втором этаже во второй квартире.

- А большой толстый красный квадрат заселился в квартиру номер два на третьем этаже.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: (После того, как задание выполнено, дети выходят на середину зала и поворачиваются лицом к экрану).

Первое задание мы, ребята, с вами выполнили. Посмотрите на кодовый замок. Что-то происходит?

На экране на кодовом замке цифра 1 выделяется в белый кружок.

Воспитатель: Одну цифру кода мы открыли. А давайте, заселившимся жильцам расскажем, как вы живёте!

Физкультминутка «Как живёшь?»

- Как живешь? – Вот так! Дети выставляют руку вперед, большой палец вверх.

- Как идешь? – Вот так! Шагают на месте.

- Как стоишь? – Вот так! Встать прямо, руки прижать к туловищу.

- Как бежишь? – Вот так! Бег на месте.

- А как спишь? – Вот так! Положить ладони под щеку, закрыть глаза.

- Как шумишь? – Вот так! Попрыгать, хлопая в ладоши.

- А молчишь? – Вот так! Приложить палец к губам.

Ну вот, все увидели и узнали, как вы замечательно живете!

Но, ребята, нам надо помочь городу и выполнить ещё задание.

Воспитатель достаёт из конверта карточку с номером 2, озвучивает название задания.

Воспитатель: (Зачитывает) Задание № 2: «Домики с жильцами».

Воспитатель приглашает детей снова занять места за столами, где в домиках заселены часть жильцов. Проблемная ситуация «Найди закономерность». 

- (Воспитатель зачитывает задание). В доме остались свободные квартиры. Заселите их так, чтобы на каждом этаже жильцы не совпадали по цвету.

Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель подходит отдельно к каждому ребенку, спрашивает у них, что и как они выполняют.

Воспитатель: (После того, как задание выполнено, дети выходят на середину зала и поворачиваются лицом к экрану).

Второе задание мы, ребята, с вами выполнили. Посмотрите на кодовый замок. Что-то происходит?

На экране на кодовом замке цифра 2 выделяется в белый кружок.

Воспитатель: Ну что ж, нам надо выполнить ещё одно задание.

Воспитатель достаёт из конверта карточку с номером 3, озвучивает название задания.

Воспитатель: (Зачитывает) Задание № 3: «Цветочные клумбы».

- (Воспитатель зачитывает задание). В нашем городе подготовлены четыре цветочные клумбы (каждая клумба – это два обруча, частично лежащие друг на друге). Посадите в эти клумбы цветы точно по заданию.

Давайте, ребята, разделимся на четыре бригады по три человека.

И так, каждая бригада встаньте около своей клумбы, рядом с корзиночкой.

Посмотрите, а цветы-то необычные. Что это за цветы?

Дети: Ответы детей (Логические блоки Дьенеша).

Воспитатель: на клумбах лежат карточки-символы. Посмотрите на них внимательно. Определите, какой блок должен оказаться внутри.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: (После того, как задание выполнено, дети выходят на середину зала и поворачиваются лицом к экрану).

Вот мы, ребята, и помогли этому необычному новому городу. Выполнили последнее – третье задание. Посмотрите на кодовый замок. Что-то происходит?

На экране на кодовом замке цифра 3 выделяется в белый кружок.

Ворота открываются.

Все: Ура! Ворота открылись!

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, почему ворота открылись? (Ответы детей: потому что выполнили правильно все задания).

Как вы думаете, а ещё почему мы выполняли задания? (Ответы детей: помочь городу расселить жителей, украсить город цветочными клумбами, чтобы в городе было красиво и мирно).

А что необычного в этом городе? (Ответы детей: и жители, и цветы в этом городе – Логические блоки Дьенеша)

Воспитатель: Ребята, а в конверте ещё что-то осталось! (Воспитатель достаёт из конверта карточку и зачитывает). Предлагается поиграть в игру «Великаны и гномы».

А эту игру мы с вами знаем! При слове «великаны», надо подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», надо присесть пониже. Скажите, а на какие блоки похожи великаны?

Дети: Ответы детей (На большие).

Воспитатель: А гномы?

Дети: Ответы детей (На маленькие).

Будьте внимательны!

Проводится игра с детьми.

Голос: спасибо, ребята, за помощь. Вы молодцы! Смело, решительно и правильно выполнили все задания. Теперь наш необычный город стал краше. И в нем будут жить новые жители. А вы заходите сюда ещё. Дела всегда найдутся! До свидания!

Список методической литературы.

  1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами / Санкт-Петербург: ООО «Корвет», 2001.
  2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Алгоритмы в развитии логического мышления». Старшая группа.

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие с использованием алгроритмов для развития логического мышленияПрограммное содержание:1.Закрепить и уточнить ...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми....

Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...