Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Алгоритмы в развитии логического мышления». Старшая группа.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие с использованием алгроритмов для развития логического мышления

Программное содержание:

1.Закрепить и уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе весной: в жизни растений - набухание почек, первая трава, весенние первоцветы; в жизни животных - появление  насекомых, пробуждение животных.

2. Развивать умения вычленить свойства предметов /широкий – узкий, длинный – короткий/.

3. Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Уметь называть основные цвета.

4. Упражнять в отборе требуемого количества предметов с помощью фишек, сравнивать по количеству два множества предметов, устанавливать условную связь между объектом и его названием.

5. Закреплять простейшие понятия, понимать и использовать падежные формы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: расширять, обогащать словарь детей: первоцветы скворечник.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: использование предметов-заместителей при выполнении задания при сравнении двух множеств.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ материал : знаки весны, схема на ориентировку в пространстве, ручейки: узкий – широкий, длинный – короткий, мост из картона, трава зеленая, берлога, скворечник, скворец, веточка березы.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: листы бумаги,   схематические знаки весны, зимы, незаконченные рисунки, геометрические фигуры, фломастеры на каждого ребенка, фишки – заместители двух  видов, красные, зеленые трафареты.

ТСО: проигрыватель, пластинка «Времена года».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА; беседа о временах года, рассматривание картин /первоцветов/, чтение рассказа «наш скворец» Клыкова, Сказки «сосулька»  Бианки. Слушание отрывков из произведений детской литературы, отгадывание загадок о приметах весны, заполнение круговой диаграммы, игры с природным материалом, подвижная игра «ручеек», д/игра «знаки весны».

                                        ХОД   ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка «времена года».

-Ребята, что вы услышали в этой мелодии?

-Какого характера была музыка?/журчит ручеек, пение птиц,  веселая капель/.

Послушайте загадку: «тает снежок

                                     Ожил лужок

                                     Лень прибывает

                                     Когда это бывает?»

-Ребята, а вы любите путешествовать?

-Вот мы с вами и отправимся в гости к весне  ручейком.

- Ну, тогда в путь. Вот ручеек и привел нас на поляну.

-ребята, посмотрите какая светлая поляна. Как можно ее назвать?

-Солнечная.

-Как  солнышко светит?

- А как оно зимой светило?

- А что мы еще видим?

-Ручьи.

- Откуда появились ручьи? /растаял снег/.

    1 задание детям -  пойди через ручеек: узкий, широкий, короткий, длинный.

-Через какой ручеек вам было легче перешагнуть? /способ приложения ручейков/.

- Отправляемся дальше в путь.

-Что это за полянка?

- Какого она цвета?

-Посмотрите, тут у нас лежит конверт, что в нем? Это весна нам при спала его и просит, чтобы мы собрали ей букет весенних цветов.

2 задание – составление  цветов из геометрических фигур

                   / закрепление цвета, формы/. Дети смотрят, сравнивают, называют цвет, форму.

Ручеек побежал дальше. Ребята, он остановился около дерева.

А что это на дереве? Появились почки. А что это за домик? Кто в нем живет? Загадка: на шесте дворец,

               Во дворе певец,

                А зовут его…. /скворец/  

3 задание – работа с фишками.

- садитесь за столы и начнем играть. У нас на столах скворцы /овалы/ и скворечники/ прямоугольники/. Нам надо узнать хватит ли скворцам домиков? А  кА можно проверить? /ответы детей: можно посчитать и еще при помощи фишек/.

-а как можно узнать при помощи фишек?

-на каждый скворечник и на каждого скворца положим по одной фишке.

- правильно. У нас на столах лежат пеналы с красными и зелеными фишками. Давайте решим , какими фишками будем обозначать птиц, а какими скворечники.

Дети решают сами, какими  фишками им работать.

-Ребята, у вас на столе лежат трафареты с двумя полосками, на них вы будете выкладывать фишки. На верхней фишке красного,  на нижней –  зеленого цвета. А сейчас проверьте, хватит ли скворцам скворечников.

Дети самостоятельно выполняют задание: воспитатель предлагает посмотреть на трафареты и сравнить зеленые и красные кружки.

-ребята, каких фишек больше ?  Каких меньше? Почему вы так решили? Подумайте и скажите, хватит ли скворцам скворечников? Молодцы!

Хорошо поиграли.

- Ой ребята, там что-то лежит, это письмо. Его  оставил нам медведь.

Игра. Задание: на ориентировку в пространстве.

- Аеще он оставил нам листочки, фломастеры, попросил вас помочь ему закончить рисунок.

- Ручеек прибежал и превратился в озеро.

-Давайте с вами вспомним, какие приметы весны увидел ручеек, путешествуя с нами.

Игра «Загадки весны».

На столах разложены вперемежку карточки с изображением весенних и зимних знаков. Весна просит отобрать только ее знаки. Чьи остались знаки? /знаки зимы/.

Зимние знаки собирают в конверт и отправляют к зиме на север.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По образовательным областям «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений, «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. В старшей группе. «Добрые дела Крокодила Гены»

«Добрые дела Крокодила Гены»Задачи:     Развивать  логического мышления, комбинаторику, аналитические способности;Формировать умение выявлять в объектах разнообразные сво...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

Конспект занятия по формированию математических представлений, ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Зоопарк»

Цели:- Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи.- Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.Задачи:Обучающие:П...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...