Консультация "Фестиваль сказок с использованием УМК"
консультация на тему

Зотикова Елена Ивановна

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация32.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский  сад комбинированного вида №3 «Огонек»

                      Педагогический совет

"Фестиваль сказок с использованием УМК по обучению детей татарскому языку"

Зотикова Елена Ивановна

                                               воспитатель I кв.категории

                                     МБДОУ №3 "Огонек"

                                  пгт Камские Поляны

                                             Нижнекамского  района РТ

2015

Сотни лет народные сказки пересказываются из уст в уста и записываются со слов разных рассказчиков.

Не стоит удивляться, если вы найдете в разных татарских народных сказках                  

очень схожие между собой сюжеты или сюжеты тесно пересекающиеся с русскими народными сказками - ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга ...

В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость прекрасному.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеют сказки. Слушание сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием пересказывают.

Сказки зародились в глубокой древности. На всех этапах своего развития они содержали в себе народную мудрость, мечты о счастливой жизни.

Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Например, такие сказки, как «Бай һәм ярлы», «Саран һәмюмарт», «Гөлчәчәк» и т.д. В сказках дети лучше понимают, какой это герой, как к нему относиться. Положительный герой требует теплого, доброго отношения, а отрицательный герой – осуждения, недовольствия, возмущения. Татарские народные сказки богаты юмором Дети любят и понимают сказочный юмор. Он всегда радует детей, вызывает у них веселый смех. Так же много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа: «Гөлнәзек», «Җилән», «Төгүче» и т.д.

Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание ближнему. Сказки помогают детям понять; что такое хорошо и что такое плохо, учат их быть справедливыми, смелыми, трудолюбивыми.

Татарские сказки, как и сказки других народов, в основном подразделяются на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные.

Перед чтением или рассказыванием нужно пояснить детям незнакомые слова, которые могут встретиться. Часто это исконно национальные изречения. Например: «караван баши», «мулла», «визирь», «саран», «юмарт», и другие. Часто встречаются такие слова, которые обозначают предметы быта и принадлежности одежды татарского народа: «калфак», «читек», «чулпы» и т.д. Кроме словесного объяснения значения этих слов полезно показывать детям иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а также отдельные предметы быта: покрывала или полотенце, украшенные тамбурной вышивкой, посуду, расписанную национальным орнаментом и т.д. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни и быте народа в далёкие прошлые времена.

Следует обращать внимание детей на интересные и своеобразные концовки народных сказок. Часто они носят шутливый, юмористический характер, со смысловым смещением соотношений действительности, что дети старшего дошкольного возраста очень хорошо подмечают. К примеру «И я на той свадьбе был, мёд из пустого ковша пил», «Сегодня я к ним ходил, вчера назад пришёл», «Я у них сегодня был, вчера вернулся. Поиграл, поплясал, поел-попил, усы намочил, а в рот не попало».

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра и фланелеграфа.

При чтении сказок нужно знакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребёнок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков, красоту и богатство родного языка. Мы, взрослые, можем с раннего детства формировать у ребенка нравственное отношение к окружающему миру, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. И хочется верить, что после знакомства с татарскими народными сказками, дети их очень полюбят, и станут добрее.


Шурале

Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал он однажды в лес. Рубит себе дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к нему навстречу шурале (леший). Весь он покрыт чёрной шерстью, длинный хвост извивается, длинные пальцы шевелятся, длинные лохматые уши тоже шевелятся. Увидел шурале дровосека и захохотал:
- Вот с кем я сейчас поиграю, вот с кем я сейчас посмеюсь! Как тебя зовут, человек?
Дровосек понял, что дело плохо. Надо что-то придумать. И говорит:
- Меня зовут Прошлый Год.
- Давай, Прошлый Год, с тобой поиграем, поще...
 Что было дальше?..


Портной, медведь и бесёнок

В давние времена жил в одном городе портной. Придёт к нему заказчик, принесёт два аршина сукна и скажет:
- Эй, портной! Сшей-ка мне хороший бешмет.
Посмотрит портной: мало сукна на бешмет. А всё-таки не откажется, начнёт раздумывать: и так прикинет и этак - и сошьёт. А заказчик не только не поблагодарит его, а скажет:
- Смотри, ты, наверно, остатки моего сукна для себя припрятал?
Обидно это стало портному. Надоели ему напрасные упрёки да разговоры. Собрался он и ушёл из города.
"Пусть,- думает,- поищут себе другого такого по...
 Что было дальше?..


Три совета отца

Жил в одном ауле старик с двумя сыновьями. Пришла старику пора помирать. Позвал он сыновей и говорит:
- Мои дорогие дети, я оставляю вам наследство. Но не наследством вы будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете их помнить - проживёте в достатке всю жизнь. Вот мои советы, запоминайте. Первыми никому не кланяйтесь - пусть другие вам кланяются. Всякую еду ешьте с мёдом. Спите всегда на пуховиках.
Старик умер.
Сыновья забыли о его советах и давай жить в своё удовольствие - пить да гулять, много есть и долго спать. В пе...
 Что было дальше?..


Знание всего дороже

Когда-то в давние времена жил один старик, и у него был сын, мальчик пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть дома без дела, и он стал просить отца:
— Отец, у тебя есть триста таньга. Дай мне из них сто, и я поеду в чужие края, посмотрю, как там живут люди.
Отец и мать сказали:
— Эти деньги мы бережём для тебя. Если они нужны для того, чтобы начать торговлю, бери и поезжай.
Джигит взял сто таньга и поехал в соседний город. Стал он ходить по городским улицам и зашёл в какой-то сад. Смотрит, в саду стоит ...
 Что было дальше?..


Три сестры

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними в...
 Что было дальше?..

 “Ул Нишли? “Мин нишлим?”

Максат. Фигыльләрне дөрес  итеп әйтеп исем белән төрләндерүдә күнектерү. Танып –белү һәм мөстәкыйль фикерләү эшчәнлеген үстерү.

Җиһазлау: Зур һәмөләшмә карточкалар. Хәрәкәтләр урәтләнгән зур түгәрәк , уртасына әйләндерү өчен ук беркетелгән. Түгәрәк өченә ясалган аерым карточкалар

Уен барышы. Уенда 3-4 бала катнаша ала. Уртага исемне аңлаткан карточка куела, балалар  ук кайсы фигыльгә күрсәтә, шуны исем белән кушып җөмлә төзиләр.

“Что делает? Что делаю?”

Цель.  Закреплять знакомые глаголы, упражнять в склонении их с именами существительными. Развивать самостоятельную мыслительную деятельность.

Ход игры: Участвуют 3 -4 игрока.На сериедине карточка с обозначением имен существительных. Ведущий стрелку поворачивает на какой  - нибудь глагол. Дети составлают предложение с использованием существительного и глагола

(или местоимения “Я”-”Мин”и глагола).

                    Нәрсә артык?

Максат.  Предметларны төркемләү күнекмәләрен, гомумиләштерүче сүзләрне һәм иҗади  фикерләү сәләтен үстерү.

Җиһазлау: Зур карточкалар.

Уен барышы. Уенда 5-6 бала катнаша ала. Балаларга  дүрт рәсем төшерелгән карточкалар өләшелә.Балалар шуның кайсы артык икәнен аерып әйтергә тиешләр. Мәсәлән:”Кыяр, кишер, суган яшелчә, чалбар - өс киеме”.

“Что лишние?”

Цель. Закреплять умение обобщать, клафицировать предметы по определенным качествам. Развивать творческое мышление.

Ход игры. Участвуют 5- 6 игрока. Игрокам раздаетя карточки с 4 мя рисунками.Дети должны назвать, что из них лишнее.

               “Тылсымлы төсләр”

Максат. Балаларны төсләрне  дөрет атый һәм аера белүләрен камилләштерү. Матурлыкны күрә белү, эстетик зәвык тәрбияләү.

Җиһазлар.  Предметлар һәм хайваннар төшерелгән  карточкалар,6 буш карточка.

Уен барышы. Бу уенда 5-6 бала катнаша. Уенчылар  зур  карточкалар сайлап алалар. Анда  төрле  төстәге түгәрәкләр сүрәтләнгән. Алып баручы   Бу нәрсә? Нинди? сорауларын  бирә. Балалар предметның төсен атыйлар, карточкаларына туры килгән карточкаларны үзләренә алалар.Уен кечкенә карточкалар беткәнче дәвам итә.

“Волшебные цвета”

Цель. Закрепить умение различать и правильно называть цвета. Развивать эстетический вкус.

Ход игры.  Участвуют 5 -6  детей. Игроки выбирают большие карты с изображением разноцветных кругов. Ведущий задает вопросы “Это что?”, “Какой?” (Бу нәрсә? Нинди?). Дети называют . У кого совпадает с цветом круга,  забираеть рисунок к себе. Таким образом, заполняют пустые места. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся разрезные карточки на столе.

Отчет  о проделанной работе в старшей группе «Семицветик»   воспитатель  Зотикова Е.И.

В группе 24 ребенка  из них 10 девочек и 14 мальчиков. Мы работали по   программе для старшей группы в соответствии с действующим   ФГОС.

В сентябре подобрала методическую литературу  и разработала перспективные планы  по ФЭМП,  по художественно-эстетическому   развитию и по развитию речи.

В октябре  на педчасе  выступила перед воспитателями  с проектом «Волшебный песок». Провели  родительское собрание,  где познакомили родителей с задачами воспитания  детей в старшей  группе.   Была  ведущей на празднике   ко дню пожилых людей.  Наши  дети приняли активное участие.

В ноябре   с участием наших детей было РМО по физическому  воспитанию «Будущие капитаны».  Я играла роль боцмана.  Организовали конкурс среди родителей на тему:  «Осенние чудеса». Участвовала в  конкурсе  «Покровские  мастерицы»  в  д/саду «Золотая рыбка»

В декабре подготовила и провела итоговое занятие по ФЭМП  «Обучим Незнайку математике». Подготовила консультацию для родителей  «Развитие   математических способностей».

В январе на неделе здоровья  организовали и провели  спортивное развлечение  «В гостях у Снегурочки».  Родители приняли активное участие.  Отправила конспект занятия по развитию речи  «Путешествие по сказкам» на конкурс  ООО «Центр новой мысли».

В феврале  на педсовете выступила  с консультацией «Фестиваль сказок с использованием  УМК» и  организовала  драматизацию сказок  среди воспитателей на татарском языке. 18 февраля провели  второе родительское собрание.  Наши  родители приняли участие  в конкурсе  «Кормушки для птиц ».    В феврале   мы начали  работу над проектом  «Искры памяти»:

  1. Ознакомили детей  с предметами военных лет; планшет, фляжка, кружка, палатка;

2)оформили консультацию для родителей  «Никто не забыт и ничто не забыто»,   провели анкетирование среди родителей «Как война коснулась моей семьи»;

3) провели конкурс рисунков на военную тематику, лучшие рисунки использовали для оформления ,  7 рисунков отправили на конкурс  «Галерея  Великой Победы»  в г. Омск.

Приняла участие  в конкурсе  «Ах, какие женщины»!   в д/саду  «Солнышко»

Наша  Алла Х.  участвовала в конкурсе «Умка» с детьми подготовительной группы и  стала призером.

В марте  в рамках проекта мы  с детьми ходили в   в  детскую  библиотеку-  где нам  показали портреты  юных героев  ВОВ.                                                           Зухра Х. участвовала в конкурсе чтецов  в г. Нижнекамске – получила диплом  участника.                                                                                                                        В марте на региональном семинаре показала  занятие «В час затишья.  В гостях у  Теркина»  в рамках проекта  «Искры памяти».  Проект  опубликован в сборнике  «Использование технологии проектной деятельности  в воспитании дошкольников».

В апреле  приняла участие в литературном вечере «Писатели- фронтовики». Выступила с презентацией  и консультацией «Жизнь и творчество  А.Алиша».   Наши девочки – Алла Х,  Вилена Ф.  и  Зухра Х. приняли участие в конкурсе  чтецов   в честь  70 летию ВОВ.   Зухра заняла  3 место  в своей  возрастной   категории.

7 мая была  ведущей на мероприятии, посвященном   70 летию  Победы  «Жизнь  вы  отдали за  нас» для  ветеранов  и детей войны.                                   8 мая  подготовила и провела  итоговое занятие  по ФЭМП   «Поможем  Мальвине выручить Буратино».  Присутствовали  Ирина Геннадьевна   и  родители.     В этот день  провели экскурсию  к монументу  Победы.                      

Вместе с А.Р. изготовили  игры по  УМК:  «Нэрсэ артык?», «Тылсымны теслэр», « Ул  нишли?»,  «Мин нишлим?».                                                               Я  формила памятки  для родителей  по ОБЖ  «Как  вести себя  на дороге»,  «Опасные ситуации в жизни  детей».

Была ведущей  на  праздниках :  «День рождение Осени»,  «С праздником  вас мамочки  наши  дорогие!»,  «Встреча Весны».  Была  Дед  Морозом  на  трех  новогодних утренниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей придумыванию сказок с использованием моделей

Материал может быть использован при организации работы по развитию связной речи детей....

Конспект НОД «Волшебная книга сказок» (с использованием метода наглядного моделирования)

Программное содержание: (К.+ Ч. х. л. + П.)1.  Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказок.2.  Учить детей строить и «читать» простые модели сказки,...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию "В страну сказок" (с использованием моделирования) 2 мл. гр.

Дети отгадывают скзку, опираясь на модели, изображенные на зкране. Кратко рассказывают  сказку с помоью метода моделирования....

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Путешествие в мир сказок с использованием мнемотехники»

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:·               Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные ...

Досуг познавательно - художественный "Путешествие в страну сказок" с использованием ТРИЗ - технологии

Задачи:Активизировать знания и жизненный опыт детей.Используя методы и приёмы ТРИЗ и РТВ, учить генерировать идеи, самостоятельно планировать, обсуждать варианты работы; решать проблемные ситуации пут...

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....