Статья "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"
статья на тему

Малайкова Елена Викторовна

Опыт работы с родителями , как проектная деятельность по новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Автор:  Малайкова Елена  Викторовна

Организация :МБДОУ  ДО  «Детский сад № 6»

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей учитывает современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и  направлена на ее повышение.    

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители, считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. В общении воспитателя с родителями недопустимы: категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я выбрала темой своего педагогического проекта по самообразованию тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОУ». Работаю в этом направлении пятый  год. Продумала направления деятельности, изучила разнообразные методические источники. Для того чтобы продуктивно спланировать работу с родителями, необходимо их изучить. Поэтому я начала с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.   Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В своей статье  мне хотелось бы поделиться тем небольшим  опытом, который использую в реализации озвученного проекта.

В своей работе с родителями я использую ,следующие интересные, на мой взгляд, формы:

1. «Почтовый ящик», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т.е. родители, могут оставить свои  записки со своими вопросами , своими идеями и предложениями: как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу,  музыкальному руководителю, физ. инструктору, педагогу доп. образования. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.

2. Современные родительские собрания.

Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения.   К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной проектной деятельности. Мы ушли от традиционного проведения собраний, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей, это и круглый стол и мастер- класс, и конечно же для снятия эмоционального напряжения, проводим шуточные мини игры. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка с использованием интерактивной доски, слайд шоу «Мы растем и развиваемся».  Организуя таким образом, родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, конкурсы, оформление  группы и участка  к новому году или тематическое оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками  педагогов в любом деле.

Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие.  

3.Наглядно-информационные формы:

Постоянно оформляем групповые стенды типа:

  • “Для вас, родители”, содержащие информацию о повседневной жизни группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
  • “Советы и рекомендации” под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам.
  • «Детское творчество» - уголок рисунков и поделок детей по аппликации, конструированию и лепке.
  • «Хотим сказать «спасибо». В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку зеленой изгороди и навеса от яркого солнышка!», «Спасибо за проведенный ремонт в группе!», «Спасибо всем, кто принял участие в летнем оформлении нашего участка! »)
  • Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Так, например, вместе с детьми мы изготавливаем стенгазеты для наших пап и мам на праздники, в которых пишем самые теплые слова поздравлений.  (Стенгазета к дню матери, 8 Марта, 23 февраля, стенгазета к Дню семьи, любви и верности. 9 мая).

Недавно создали книгу отзывов и предложений. Здесь родители могут написать нам отзывы о проведенных мероприятиях, поздравления с праздником, пожелания о предстоящих мероприятиях. Наша книга начата с теплых слов благодарности.

Есть уголок, где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима и детям, и родителям.

У  нашего детского сада есть свой сайт  и блог воспитателя на международном портале «МААМ», где размещена полезная информация для родителей нашей группы, родители могут общаться между собой, задавать вопросы воспитателям, и просто быть в курсе жизни нашей группы и оставлять свои отзывы.   

 4. Досуговые формы работы с родителями.

Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

  • Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
  • Встречи с интересными людьми.

Иногда мы приглашаем в гости   родителей наших воспитанников   с различными увлечениями, разносторонними интересами. Здесь родители - не пассивные зрители, а активные участники. Они рассказывают о своей профессии или хобби, показывают детям результаты своей деятельности….   Эти встречи имеют не только познавательное и развивающее значение, но и являются своеобразным психотерапевтическим средством. Просто надо увидеть глаза ребёнка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего дня в детском саду. 

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. У нас в саду проходила выставка рисунков, открыток, газет совместного творчества к празднику «День победы», выставка из природного материала «Осенняя ярмарка», родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают), «Новый год у ворот» - конкурс поделки к Новому году.

Все участники  обязательно награждаются грамотами и благодарностями .

Заключение.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ.

Использование разнообразных  форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Работа с родителями. "Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями"

https://cloud.mail.ru/public/4eJo/L52TyiiLsПроблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает  порой обостренный характер. Непонимание ме...

Презентация опыта работы с родителями. Формы взаимодействия с родителями

Формы  взаимодействия ДОУ с родителями.(Доклад на МО заведующих)  1 слайдФедина Ирина Петровна, заведующийМБДОУ детского сада с.ДормидонтовкаВяземского муниципального районаХабаровского края...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...