Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию
рабочая программа (средняя группа) по теме

Нетрадицинное рисование в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_netraditsionnomu_risovaniyu.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Нетрадиционные техники рисования»

Кружок по нетрадиционной технике рисования в  старшей  группе:

«Капельки» (срок реализации 1 год)

Возраст детей 5-6 лет.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».  А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

 Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи:

*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой , рисование кофеем и т.д.)

*Обучать  основам создания художественных образов.

*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

*Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

*Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе. 

Возрастные особенности детей 5—6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

 Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

Но вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

 Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

-Рисование кофеем. Ребенок рисует кофеем. Сначала он закрашивает весь фон слабым раствором кофе, затем выводит рисунок более густым раствором кофе.

-Штриховка. Ребенок использует в своей работе штриховку.

- Рисование нитками. Ребенок использует для рисования разные, нарезанные нитки. Украшает уже нарисованный предмет.

Перспективный  план кружковой работы.

Октябрь

«Ежик»         

Метод : «тычка»        

Цель: Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость        

 Что нужно для работы: бумага, гуашь, жесткие кисти.

«Черепашка».        

Метод: «Аппликация из крупы»        

Цель: Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость        

Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА

«Мышка».        

 Метод: «Аппликация из резаных ниток»          

Цель: Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.        

Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.

« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»        

Метод: «Рисование смятой бумагой»

Цель: Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.        

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

Ноябрь

«Первый снег».        

Метод: «Оттиск печатками из салфетки»        

Цель: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.        

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

«Цыпленок»        

Гуашь, ватные диски, палочки        

Цел: Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек         

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей

«Мои любимые рыбки»        

 Метод: Рисование гуашью по восковым мелкам        

Цель: Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.         

Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти      

«Два петушка».

Метод: «Рисование ладошкой»        

Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Цветные карандаши, листы бумаги

декабрь

«Снежная семья».        

Метод: Рисование способом тычка.         

Цель: Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.        

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Елочка».        

Метод: Пластилинография.        

Цель: Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.        

Рисунок с изображением елочки; пластилин«Елочка» (продолжение).        

«Ёлочка пушистая, нарядная».        

Метод: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками        

Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.        

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

январь

«Узоры на окнах».        

 Метод: Раздувание капли        

Цель: Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.        

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

«Мои рукавички».        

 Метод: Оттиск пробкой, рисование пальчиками        

Цель: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.         

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

«Снеговичок»         

Метод: Комкание бумаги (скатывание)        

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.        

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

«Дед Мороз».        

Метод: Аппликация из ваты.        

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.        

Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

«Снегири на ветке».        

Метод: Рисование способом тычка.        

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Нарисуй, что хочешь»         

Работа со знакомыми техниками        

Цель: Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.        

1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

Февраль

Тема: «Мое любимое дерево».        

Метод: Рисование мазком, монотипия, набрызг.        

Цель: Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.         

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисовани

Тема: «Зимний пейзаж».        

Метод: Кляксография.        

Цель: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.        

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования

Тема: «На что похоже?»        

Метод:  Техника монотипии        

Цель Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию        

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

Тема: «Подарок папе».        

Метод: Разные.         

Цель: Вызвать желание порадовать пап и дедушек.        

Материал для аппликации        

март

Тема: «Букет для мамы».        

Метод: Рисование кофеем.        

Передача образа  цветов. Продолжить совершенствовать технику.        

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

Тема: «Какого цвета весна».        

Метод: Монотипия.        

Цель: Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски        

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

Тема: «Берег реки».         

Метод: Рисование по сырому фону        

Цель: Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.        

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

Тема: «Волшебная страна – подводное царство».        

Метод: Рисование ладошками         

Цель: Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.        

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

Тема: «По замыслу».        

Метод: Совместное рисование        

Цель: Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.        

Карандаши, листы бумаги

апрель

Тема:«Звездное небо».         

Метод:Печать поролоном по трафарету; набрызг        

Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник         

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

Тема: «Расцвели одуванчики».        

Метод тычка.        

Цель: Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.        

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

Тема: «Хмурый день».        

Метод: Пластилиновая живопись        

Цель: Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.        

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

«Солнышко».        

Метод: Аппликация цветными нитками.

Цель Закреплять умение работать с нитками. Развивать цветовосприятие        

Листы бумаги, клей. Цветные нитки

май

Тема: «Букет к 9 мая»         

Метод: Пластилинография.         

Цель: Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.        

Открытки с цветами, картон, пластилин.

Тема: «Попугаи».         

Метод: Рисование ладошками.        

Цель: Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.        

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

Тема: «Цветочная поляна».           

Метод: Рисование ватными палочками        

Цель: Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.        

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

Тема: « Цветущая веточка».         

Метод: Смешенная техника.        

Цель: Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.        

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

Список используемой литературы:

Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки".

Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений и руководителям кружков, педагогам дополнительного образования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» II младшая группа

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных ...

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки" Средняя группа

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию рассчитана на детей 4-5 лет. Содержит в себе перспективное планирование, в соответсвии с тематическим планом ДОУ. Срок реализации 1 год....

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки" для детей 6-7 лет...

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Волшебные ручки" (4-5 лет)

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по нетрадиционному рисованию в средней группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка по нетрадиционному рисованиюв средней  группе...

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа(возраст детей  4-5 лет)...