Главные вкладки

    «Роль педагога в поддержании и укреплении здоровья воспитанников, приобщение их к основам здорового образа жизни»
    статья на тему

    Егорова Елена Павловна

    Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podderzhanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль педагога в поддержании и укреплении здоровья

    воспитанников, приобщение их к основам здорового образа жизни»

    Подготовила:

     Воспитатель

    Егорова Елена Павловна

    Ульяновск 2016

    План:

    1. Специфика работы педагога с детьми раннего возраста.
    2. Формы организации, методы и приемы, направленные на поддержание и укрепление здоровья детей. Роль педагога в формировании привычки здорового образа жизни.

    «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

    забота о здоровье ребёнка –

    это важнейший труд воспитания».

    В.А. Сухомлинский.

    1. Специфика работы педагога с детьми раннего возраста.

    Ранний возраст – важный период жизни человека для формирования  способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие способности, общая жизненная активность. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком

    Кроме создания условий для формирования вышеуказанных качеств педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять свое здоровье – формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни с раннего детства, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Дошкольный период для этого является наиболее благоприятным. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу.

    Ранний возраст. Он имеет свои специфические особенности, которые существенно осложняют работу воспитателя, и предъявляет массу требований к нему. Остановимся на них подробнее.

    1. Искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие.

    1. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте он имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают приказы или предложения, обращенные к целой группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.
    2. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. И не потому, что дети еще плохо понимают их, а потому, что до 3-4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными»

    Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно.

    2. Формы организации, методы и приемы, направленные на поддержание и укрепление здоровья детей. Роль педагога в формировании привычки здорового образа жизни.

    Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

    Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.

    Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

    Здоровье наше не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.

    Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия:

    Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, в непосредственно образовательной деятельности, в играх использовать упражнения; с предметами:  с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.

    Для укрепления зрения нужно проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают.

    Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

    Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

    * Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

    * Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

    * Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

    Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

    Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Так называемые называем «минутки шалости».

    Чаще использовать противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы, помечтаем под прекрасную музыку.

    В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

     Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно образовательной деятельности, во время принятия пищи, перед сном.

    Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов (при отсутствии аллергии). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав:

    * запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус;

    * запах берёзы – улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

    * запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

    Вместе с родителями можно создать в группе «Уголок здоровья», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора), Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

    * Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.

    * Губки, бумага – для снятия стресса.

    * Шарики, массажёры – для снятия мелкой моторики и т.д.

    В уголке здоровья  подобрать книги, иллюстрации. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Оформить дидактические игры:  «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», и т.д. все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки.

     Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук.

    Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому можно в группе создать «Фитомодели» из комнатных растений, которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбираются с учётом благоприятного влияния на самочувствие и здоровье детей.

    Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

    Литература:

    1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

    2. Викулов А.Д. , И.М. Бутин. Развитие физических способностей детей. Ярославль. «ГРИНГО», 1996г.

    3. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации /сост. М.А. Аралова. – М.:Сфера, 2008, стр. 4-16

    4. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым. – Мн.: Полымя, 1988.

    5. Медработник ДОУ /научно-практический журнал № 8, 2010 с.16-30

    6. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

    В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

    ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни в процессе организации и проведения Недели Здоровья»

    В практике дошкольных учреждений в целях приобщения дошкольников к основам здорового образа жизни, как правило, используются такие формы активного отдыха, как физкультурные праздники, досуги, Дни здор...

    Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

    В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

    Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

    Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

    « Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков как средство приобщения их к основам здорового образа жизни»

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополуч...

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятием «здоровье» как средство приобщения к основам здорового образа жизни

    Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранять как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и дос...

    Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков

    Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает ...