Сообщение из опыта работы "Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию коллектива ДОУ"
консультация на тему

Павлова Ирина Николаевна

В статье освещается опыт работы старшего воспитателя по созданию системы методической работы с разными категориями педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию коллектива ДОУ»                                                               

                                                           

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Проблема готовности педагогов к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям современного общества, является одной из основных  проблем эффективного и развивающего обучения и воспитания детей в учреждениях общественного дошкольного образования.

Одним из важнейших преобразований в системе дошкольного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного  образования, которые предъявляют высокие требования к уровню психологической и педагогической компетентности участников образовательного процесса, ориентируют педагогическое сообщество на реализацию новых программ, предполагающих профессиональный и личностный рост педагогов. Вы все знаете,  что разработан проект Профессионального стандарта педагога.

Идея непрерывного образования в педагогике не является новой. В свое время Я.А. Коменский утверждал, что становление личности происходит как в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и становления, так и в период старения организма. Сегодня расхожая формула «Человек должен учиться всю жизнь» становится девизом не только подрастающего поколения, но и педагогов. И современный детский сад  должен уметь удовлетворить потребности в обеспечении постоянного процесса обучения. Что понимать под непрерывным педагогическим образованием?

Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки педагога, повышения его профессионального мастерства,    развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

Раз мы говорим о непрерывном образовании, то я убеждена, что методической работе в образовательном учреждении должно  уделяться еще больше значения.

Основная цель методической службы  в ДОУ - оказание практической помощи педагогам в их профессиональной деятельности.      Методическую службу  можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, одним из компонентов повышения их профессиональной квалификации.      Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ можно  отдать предпочтение?  

В своем образовательном учреждении мы разработали модель непрерывного образования педагогов.

Для себя выделили три основные принципа:

  1. Научный подход к организации методической работы.
  2. Адресная методическая помощь.
  3. Стратегический подход в планировании непрерывного образования педагогов.

На экране вам представлена сама модель

Информационно – аналитический блок – это всем известные статистические данные, диагностическое изучение, мониторинг профессионального роста педагогов. В 2015 году мы использовали маркетинговое изучение педагогического персонала, разработанное  Ицхаком Адизесом. Цель  изучения: определить склонности педагогов к исполнению функций менеджмента в  коллективе ДОУ, временных рабочих группах, творческих объединениях.  В основе методики лежит сравнение самооценки членов администрации  с взаимооценкой членами команды друга друга. В результате этих «перекрёстных» оценок мы получили то, что в нашем коллективе из 33 педагогов   12 воспитателей  (36 %) – это «производители», они  сосредоточены на  результате и добиваются его любыми способами. К ним  обычно обращаются с вопросами типа: «А как делается вот это?» Это,  как правило, отличные исполнители. Если им что-то поручить, то можно не беспокоиться: результат будет. Педагоги такого типа  предпочитают многое делать сами. Им кажется, что так, как надо, может сделать только он сам. С точки зрения обучения новичков для него привлекателен тип взаимоотношений «мастер — подмастерье»: «Посмотрите, как это делаю я и делайте также».

У нас есть и «администраторы», их меньше всего 12 % (4 педагога). Они методичны и любят, когда всё хорошо организовано. При обсуждении любой идеи именно эти педагоги  задают вопросы о том, как конкретно идея будет реализовываться. Они предпочитают не рисковать. Им хочется надёжности и порядка, изменения скорее ими воспринимаются как угроза. Они очень не любит, когда меняются планы.  Нас порадовало – среди нас 9 «новаторов» (27 %). Это люди, которые постоянно «выдают на-гора» новые предложения. Они очень любит перемены, способны выслушать чужое мнение и умеют подмечать детали. Однако от них почти нереально услышать: «Позвольте мне возглавить это дело и сделать его». Новаторы часто очень нравятся людям, всегда полны энергией, им важна аудитория.

И оставшиеся 8 педагогов «интеграторы». Это люди проясняющие недоразумения в отношениях, примиряющие людей, могут договориться с каждым. У этих людей редко появляются свои идеи, но они  отлично выражают мнение большинства. Они  всегда «держит нос по ветру». Чаще всего они очень мягкие и комфортные для многих.

Любая команда будет эффективна, если в неё входят педагоги разного типа.

Таким образом, мы в своей работе формируем эффективно работающие команды, творческие группы.

Обучающий блок включает в себя самую большую по объему и по содержанию часть методической работы.

Компенсаторная функция этого блока  направлена на ликвидацию пробелов в базовом образовании педагогов. Это, чаще всего, достигается за счёт использования традиционных и хорошо известных всем форм работы, таких как: открытый показ, мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, наставничество, деловые игры, личные портфели достижений,  коучинг-сессии и др.

Развивающая функция  на наш взгляд, на сегодняшний день наиболее важна в методической работе. Она обеспечивает творческий рост педагогов. Для себя мы решили использовать все имеющиеся  на различных уровнях ресурсы для реализации непрерывного образования, повышения профессионализма педагогов.

Наш детский сад – активный участник проектов различного  уровня. Привлекательность участия в таких образовательных проектах мы ощутили ещё в 2009 г., когда 8 педагогов в течение трёх лет осваивали проектный метод в работе с детьми, разработали  и реализовали на 97 %  проект развития ДОУ «Адаптивность воспитательно-образовательной системы запросам родителей и стратегии развития дошкольного образования». В  рамках данного проекта была открыта патронатная группа для занятий с детьми с ОВЗ на дому, начали оказывать платные образовательные услуги и др.

Затем нам представилась возможность участвовать в апробации ЭОР, разработанных в рамках Федерального проекта «Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для дошкольного образования», ЭАО «Новый диск – трейд», 2011-2012 г. Группа педагогов получила системное представление об использовании цифровых ресурсов в различных видах детской деятельности, что в последующем принесло свои результаты.

        С вступлением в силу  ФГОС ДО нашим педагогам было непонятно, что такое индивидуализация, каким образом должен быть выстроен образовательный процесс.  Поэтому когда в 2013 г. мы узнали о муниципальном проекте «Тьюторство в системе дошкольного образования»,  проектная команда из 7 педагогов приняла участие в освоении современных методик тьюторского сопровождения. Данная тема для нас была и остаётся актуальной  в следующем учебном году.

Как вы уже поняли – мы избрали командный подход в организации методической работы в детском саду.  

Команда – это взаимодействие группы людей, стремящихся объединить свои усилия для того, чтобы достичь общей цели и взаимозависящих друг от друга в отношении информации, ресурсов и навыков

Зная  склонности педагогов к функции управления, нам стало легче формировать команды.  Сущность командного подхода заключается в отборе в команду таких педагогов, которые бы дополняли друг друга в своих профессиональных, организаторских и личностных качествах с тем, чтобы образовалось целостное  ядро, способное в быстром темпе находить решения проблем и обеспечивать их реализацию.

Командный подход подразумевает разделение труда при разработке и реализации проектов. Но при этом важным является понимание того, кто чем будет заниматься в силу своих интересов, возможностей и способностей.

В каждой рабочей группе мы стараемся создать ядро  из педагогов-единомышленников, которое уже имело опыт работы в команде.  В проектную команду входят и педагоги-профессионалы, люди с особым отношением к проблеме и молодые специалисты.

В ДОУ работают команды, у которых четко очерчены зоны деятельности. Например, команда специалистов (учителя-логопеды, дефектолог, педагог-психолог, ст.медсестра, воспитатели спец.групп)  координирует деятельность и рассматривает вопросы коррекционной работы; консультативно-экспертная группа состоит из двух воспитателей, хорошо владеющих чувашским языком и помогающих администрации и педагогам в организации работы по обучению детей чувашскому языку,  ей делегируются полномочия по выявлению уровня владения детьми чувашским языком, по оказанию методической помощи; издательско – редакционная группа систематически выпускает газету детского сада «Радуга», которая пользуется популярностью среди сотрудников и родителей, в ее обязанности входит ведение раздела «Новости» на сайте детского сада;  команда «Уверенный старт» - это объединение молодых специалистов и начинающих воспитателей.

Особняком стоит целевая проблемно-творческая группа. Она создается под конкретное дело, проблему, мероприятие, работают по созданию и реализации проектов различной направленности.

В качестве примера мне хотелось бы более подробно остановиться на наиболее ярких результатах работы таких творческих групп.

Команда по освоению тьюторских технологий успешно внедрила в ДОУ такие методики, как «Карта развития познавательных интересов»,    «Ментальная карта», методика А.И.Савенкова, реализация личного проекта и др. развивающие методики. Море положительных эмоций принес финальный этап работы с картой интересов.

Рабочая группа по созданию компьютерных игр для работы с детьми за 3 года работы создала более 30  игр, которые с успехом используют педагоги ДОУ.

ПОКАЗ ИГРЫ

Одни из последних проектов : «Музейный выходной»,

 «Я помню, я горжусь» был посвящен 70-летию ВОВ. Он объединил всех сотрудников детского сада и очень много родителей. В рамках данного мероприятия проводились выставки, встречи. Для нас красочной и эмоционально яркой стала литературно-музыкальная композиция с участием детей и сотрудников. Одноименная книга памяти была создана вместе с детьми по рассказам родителей. Она вместила истории 43 ветеранов и участников ВОВ. Электронная версия книги  размещена  на сайте детского сада. О ней говорили по Чувашскому радио.

Следует отметить, что организуя методическую работу в ДОУ за последние годы, мы  добились значительных успехов.  Каждый педагог работает в той или иной творческой группе.  Этим удалось значительно переломить пассивность и инертность педагогического коллектива. Педагоги  почувствовали уверенность, интерес в методической работе, стали творчески выполнять свои обязанности в команде. У 30 % воспитателей появились инновационные идеи. В целом в детском саду царит атмосфера активности, насыщенности.  Полученными результатами довольны дети, педагоги, родители и администрация ДОУ.

Вернемся к вопросу непрерывного образования. Адаптивная функция нашей модели непрерывного образования педагогов ДОУ подразумевает переподготовку педагогов с учетом изменений. В нашем детском саду выполняется план КПК. За последние 3 года 7 педагогов прошли курсовую переподготовку и сегодня  у нас всего 1 воспитатель без специального дошкольного образования.

В прогностическом  блоке мы прописываем стратегические планы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

В перспективе  мы видим рост профессионализма через прохождение учебы в различных институтах за пределами ЧР; разработать  и использовать при оценке труда педагога – карту эффективности; предполагаем, что каждый педагог (по возможности) пройдет обучение по какой - либо программе дополнительного образования.

В заключении я приведу строки из из ФГОС ДО «В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:  профессионального развития педагогических работников».

Ключ к подсчёту результатов анкеты № 1

Результаты по анкете № 1 анализируются следующим образом:

1. Все 16 утверждений делятся на 4 группы по 4 утверждения:

— Группа № 1 — утверждения № 1, 6, 10, 12.

— Группа № 2 — утверждения № 2, 5, 9, 11.

— Группа № 3 — утверждения № 3, 7, 13, 16.

— Группа № 4 — утверждения № 4, 8, 14, 15.

2. Каждая из групп утверждений последовательно оценивается по одному и тому же принципу:

подсчитывается общее количество положительных ответов (ответов «Да» и «Скорее да, чем

нет») и каждому такому ответу присваивается вес в 1 балл.

3. После оценки каждой группы должна получиться сумма баллов от 0 до 4.

4. Собственно ключ к анкете:

— Группа № 1 — утверждения № 1, 6, 10, 12 фиксируют наличие или отсутствие склонности к исполнению функции «Производитель».

— Группа № 2 — утверждения № 2, 5, 9, 11 фиксируют наличие или отсутствие склонности к исполнению функции «Администратор».

— Группа № 3 — утверждения № 3, 7, 13, 16 фиксируют наличие или отсутствие склонности к исполнению функции «Новатор».

— Группа № 4 — утверждения № 4, 8, 14, 15 фиксируют наличие или отсутствие склонности к исполнению функции «Интегратор».

5. Далее оцениваются полученные результаты по каждой группе. Сумма баллов 0, 1, 2 демонстрирует слабую склонность к исполнению данной функции управления, сумма баллов 3, 4 фиксирует наличие склонности к выполнению данной роли.

 

Типы администраторов

Кто

это?

Производитель

Этот человек всегда сосредоточен на том, что нужно сделать. Он бросается от одного дела к другому. Он хорошо разбирается во всех аспектах деятельности и понимает, что ждут от организации. К нему обычно направляют людей с вопросами типа: «А как делается вот это?» Этот человек

всегда нацелен на результат и добивается его любыми способами. Он не очень любит разговоры о неопределённом, о том, что не имеет прямого отношения к текущей деятельности. Иногда от него можно услышать примерно такое: «У меня так много работы, что нет времени остановиться и подумать». Он не задумывается о том, что ждёт организацию «за поворотом».

Этого человека однозначно можно назвать отличным исполнителем. Если ему что-то поручить, то можно не беспокоиться: результат будет. Он из тех, кто последним уходит с работы, и даже в отпуске его нередко можно увидеть на своем рабочем месте. Этот человек не очень различает нюансы. Для него «да» — это «да», а «нет» — это «нет». Участие в совещаниях, где приходится что-то продумывать, даётся ему нелегко. Ему кажется, что пора уже заняться делом, а все ещё рассуждают

и рассуждают.

Он предпочитает многое делать сам. Ему кажется, что так, как надо, может сделать только он сам. Ему часто неуютно впрямую приказывать кому-то. Он воспринимает любую задачу как личную ответственность и очень гордится своей незаменимостью. С точки зрения обучения новичков для него привлекателен тип взаимоотношений «мастер — подмастерье»: «Посмотрите, как это делаю я, и делайте так же».

Администратор

Этот человек сосредоточен на том, как что-то делается, а не что и зачем. Он методичен и любит, когда всё хорошо организовано. При обсуждении любой идеи именно этот человек задаёт вопросы о том, как конкретно идея будет реализовываться. Для него хорош тот работник, который действует согласно правилам и не создаёт проблем.

Этот человек всегда хочет знать, что происходит, иначе он не сможет спать спокойно. Этот человек то и дело беспокоится. Его беспокоит точность и достоверность информации, все ли придут вовремя и т.д. и т.п. Чаще всего этот человек приходит и уходит вовремя, его стол в абсолютном порядке.

Он предпочитает не рисковать. Ему хочется надёжности и порядка, изменения скорее им воспринимаются как угроза. Он очень не любит, когда меняются планы. «Всё уже решено, — говорит он. — Мы потратили уйму времени, чтобы договориться, а вы хотите всё начать сначала!» Он очень любит всё документировать.

Этот человек просто обожает обучение. В организации постоянно проводятся семинары, учёбы и совещания. С помощью этого он пытается привить в организации общие стандартные подходы к решению проблем.

Новатор

Этот человек, который постоянно «выдаёт на-гора» новые предложения. Одни удачные, другим не слишком. Иногда это просто поток идей. Именно он больше всех говорит на совещаниях.

Часто он подобен школьнику, который тянет руку всегда, даже не дослушав вопрос учителя. Какое бы решение ни было предложено, у него есть другой вариант. Он очень любит перемены. Этот человек не лишён способности выслушать чужое мнение и умеет подмечать детали. Однако от него почти нереально услышать: «Позвольте мне возглавить это дело и сделать его». Он только предлагает и ждёт, что другие найдут способ их реализовать. Основной интерес этого человека — не сделать работу и даже не то, будет ли работа сделана, а убедить всех, что именно эту работу надо делать. Этот человек часто очень нравится людям, он пробует новое, он всегда полон

энергии. Этот человек нередко обожает спешку и суету, ему нравится, когда всё в движении, когда работа кипит. Ему очень важна аудитория, он любит собрания и совещания. Обычно он умеет очень хорошо выступать. Этот человек нередко меняет свои планы, с ним бывает тяжело договориться о чём-то конкретном.

Интегратор

Этот человек проясняет недоразумения в отношениях, примиряет людей, может договориться с каждым. Проблема в том, что ему неважно, о чем договориться, главное — найти компромисс. Он тонко чувствует других людей, сопереживает им. Нередко у него у самого есть ряд личностных проблем, что позволяет ему откликаться на чаяния, проблемы и нужды других людей,

ставя их выше собственных интересов.

Именно этот человек чаще всего приходит просить за кого-то. У этого человека редко появляются свои идеи, но он отлично выражает мнение большинства. Он всегда «держит нос по ветру». Он очень стремится получить одобрение других. Очень редко кого-то критикует. Он один часто знает личные проблемы людей.

Чаще всего этот человек очень мягкий и комфортный для многих. Он очень ценит единство и старается гасить возникающие конфликты, примиряя людей. При этом он не задумывается о том, что иногда и конфликты нужны. Для него не очень значима эффективность организации, важнее — хороший климат и отношения. Он очень понимающий человек. Он хочет знать, кто, что и о чём думает, он хочет всеобщего согласия.

Он не задумывается о долгосрочной перспективе, главное, чтобы сейчас всё было тихо и мирно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Обобщение опыта "Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения".

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизн...

Сообщение для педагогов «Современные формы работы с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей»

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество,потребовало поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьм,...

Презентация к сообщению из опыта работы "Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию педагогического коллектива"

Презентация в формате PDF  для сопровождения сообщения из опыта методической работы....

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

Сообщение на тему «Досуговые формы работы с родителями»

Сообщение на тему«Досуговые формы работы с родителями»...