Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста по средством декоративно-прикладного творчества в условиях социально-реабилитационного центра
статья на тему

Михайленко Светлана Александровна

обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_prakticheskaya_razrabotka_iz_opyta_raboty.docx242.15 КБ

Предварительный просмотр:

Михайленко Светлана Александровна

СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста по средством декоративно-прикладного творчества в условиях

социально-реабилитационного центра

Михайленко Светлана Александровна,

воспитатель

п. Красная Яруга

2017 г.

Содержание

Раздел I. Информация об опыте…………………………………………………3

Раздел II. Технология написания опыта ………………………………………..7

Раздел III. Результативность опыта…………………………………………….12

Библиографический список……………………………………………………..16

Приложение к опыту…………………………………………………………….17

РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Специализированное муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является учреждением для детей,  оказавшихся в  трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. В учреждение принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

Одним из направлений в работе учреждения является социально-педагогическая реабилитация воспитанников, направленная на профилактику и коррекцию  отклонений в поведении и развитии личности воспитанников, формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), так по средством  проведения мероприятий в рамках данного направления деятельности и развивается эмоционально-волевая сфера воспитанников социально-реабилитационного центра.

Развитие  эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Одним из условий формирования и развития эмоционально-волевой сферы детей младшего и среднего школьного возраста является эстетизация среды, отмеченная в работах А.С. Макаренко, К.В. Гавриловец, а также эстетизация быта[5].

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у воспитанников стремление создавать и сохранять красоту вокруг себя (дома, в школе, в Центре) всюду, где они проводят своё свободное время, занимаются делом или отдыхают.

С целью выявления развития эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста социально-реабилитационного центра были использованы: психологический тест «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) (Приложение №1), Корректурная проба (тест Бурдона) (оценивается концентрация внимания воспитанников) (Приложение №2), методика «Определение уровня саморегуляции» (Д.А. Глазунов) (Приложение №3).

Результаты психологической диагностики за период 2014 года (первичная диагностика):

- по методике «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) показали, что у воспитанников младшего и среднего школьного возраста, высокий уровень тревожности составил – 55 %, повышенный уровень – 27 %, низкий уровень 18 %.

- по методики корректурная проба (тест Бурдона) с целью изучения концентрации внимания выявили, что  у воспитанников младшего и среднего школьного возраста уровень концентрации внимания ниже возрастной нормы  у 92% , норму составляют – 8 %.

- по методике «Определение уровня саморегуляции» (Д.А. Глазунов),  36 % воспитанников младшего и среднего школьного возраста имеют низкий уровень саморегуляции (2 балла по методике), 46% воспитанников имеют средний уровень саморегуляции (3 балла по методике), 9% воспитанников - выше среднего (4 балла по методике), 9% имеют высокий уровень саморегуляции (5 баллов по методике).

Результаты психологической диагностики за период 2015 года (первичная диагностика):

- по методике «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) показали, что у воспитанников младшего и среднего школьного возраста, высокий уровень тревожности составил – 56 %, повышенный уровень – 33 %, низкий уровень 11 %.

- по методике корректурная проба (тест Бурдона), с целью изучения концентрации внимания выявили, что  у воспитанников младшего и среднего школьного возраста уровень концентрации внимания ниже возрастной нормы  у 77% , норму составляют – 23 %.

- по методике «Определение уровня саморегуляции» (Д.А. Глазунов),  22 % воспитанников младшего и среднего школьного возраста имеют низкий уровень саморегуляции (2 балла по методике), 56% воспитанников имеют средний уровень саморегуляции (3 балла по методике),22% воспитанников - выше среднего (4 балла по методике).

 Результаты психологической диагностики за период 2016 года (первичная диагностика):

- по методике «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) показали, что у воспитанников младшего и среднего школьного возраста, высокий уровень тревожности составил – 60 %, повышенный уровень – 20 %, низкий уровень 20 %.

- по методики корректурная проба (тест Бурдона), с целью изучения концентрации внимания выявили, что  у воспитанников младшего и среднего школьного возраста уровень концентрации внимания ниже возрастной нормы  у 60% , норму составляют – 40 %.

- по методике «Определение уровня саморегуляции» (Д.А. Глазунов),  30 % воспитанников младшего и среднего школьного возраста имеют низкий уровень саморегуляции (2 балла по методике), 40% воспитанников имеют средний уровень саморегуляции (3 балла по методике), 30% воспитанников - выше среднего (4 балла по методике).

Таким образом, определилась необходимость в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра.

Актуальность опыта

Как известно, воспитанники социально-реабилитационных центров имеют специфические особенности развития по так называемому депривированному типу (скудное представление об окружающем мире, неразвитое воображение, очень низкий уровень креативности, недостаточная способность к рефлексии и др.).  У большинства   из них очень бедна или совсем не сформирована эмоциональная сфера, дети не умеют управлять своими эмоциями и поведением. Отмечается частая смена настроения, тревожность, беспокойство, непонимание эмоционального состояния другого человека, чрезмерная импульсивность, почти у всех   заниженный фон настроения.

Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Декоративно - прикладное творчество достаточно богато и разнообразно, воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. В работе с воспитанниками социально-реабилитационных учреждений, выполняет функции коррекционного, компенсаторного и терапевтического характера.

Использование декоративно-прикладного творчества позволяет воспитанникам социально-реабилитационного центра проявить свои склонности и способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать свою самостоятельность, причастность к совместной работе и свою значимость. Оно стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения, что является одним из способов снижения состояния обособленности от других и убеждения себя в принадлежности к жизни общества в целом. В процессе работы воспитанники получают позитивные эмоции, чувствуют уверенность в своих силах и радуются  достигнутому результату.

Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки воспитанников, разработки обучающих программ, использование разнообразных видов декоративно-прикладного творчества, которое обеспечивает развитие будущей творчески активной и эмоционально-устойчивой личности, способной к волевому усилию.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, диагностическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы опыта: «Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста по средством декоративно-прикладного творчества в условиях социально-реабилитационного центра».

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста по средствам декоративно-прикладного творчества в условиях социально-реабилитационного центра

Длительность работы над опытом

Учитывая специфику учреждения и краткосрочный период пребывания воспитанников в социально-реабилитационном центре этапы работы над опытом повторялись в течение  3 –х лет (2014-2016 гг.) ежегодно с каждой из групп воспитанников.  

Работа над опытом состояла из следующих этапов:

1 этап. Аналитический (апрель–август 2014 г.) обнаружение проблемы, анализ специальной литературы, подбор психолого-диагностического материала и инструментария, изучение нестандартных, интерактивных методов, приемов и средств обучения, разработка программы.

2 этап. Диагностический (сентябрь, март 2014г., 2015 г., 2016 г.) проведение первичного диагностического исследования. Проведение итогового психолого-педагогического мониторинга уровня развития  эмоционально-волевой сферы воспитанников социально-реабилитационного центра на этапе завершения программы.

3 этап. Практический (октябрь – февраль 2014 г. 2015г. 2016 г.) реализация системы занятий, корректировка тематического планирования.

Разработка система совместных мероприятий воспитанников социально-реабилитационного центра с родителями (конкурсы, викторины, тематические встречи).

3 этап. Аналитико-обобщающий (апрель – июль 2016г.). Производился анализ результативности проведенной работы по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста по средством декоративно-прикладного творчества в условиях социально-реабилитационного центра.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен  системой занятий по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста по средством декоративно-прикладного творчества.  А также системой мероприятий ориентированной на совместную работу воспитанников и их родителей.

Теоретическая база опыта

По данным отечественных и зарубежных научных исследований дети, проживающие в учреждениях интернатного типа, значительно отличаются от детей, воспитывающихся в семье, по ряду существенных характеристик. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. В работах И.В. Дубровиной, М.К. Бардышевской, Э.А. Минковой, Ю. Матейчик отмечаются негативные отклонения в психическом развитии, низкий уровень интеллектуального развития, частичное или полное отсутствие навыков саморегуляции, нарушения эмоциональной сферы [1 с. 11].

А.В. Запорожец и А.И. Захаров описывали эмоциональное неблагополучие детей как «отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов» [3 с. 193].

«Эмоциональные нарушения проявляются неадекватностью эмоционального реагирования на события внешнего мира. Эмоциональные реакции, как правило, неадекватны по силе и степени выраженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации» [6].

В основе содержания данной работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников социально-реабилитационного центра, лежит декоративно-прикладное творчество. Сухомлинский В.А., великий советский педагог, считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Сухомлинский полагал, что «эмоциональное и эстетическое воспитание, начинается с развития ощущений и восприятий», которые неразрывно связаны с эмоционально-волевой сферой воспитанников [4].

Прикладное творчество является  «важнейшим условием единства формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка» - так писал известный отечественный психолог Л. С. Выготский, который считал, что формирование  у детей положительной эмоциональной сферой и развитие творческих способностей не только через занятия рисованием, но и через занятия ручным трудом [2].

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в разработке системы занятий в системе дополнительного образования с целью развития эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного творчества.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован воспитателями, педагогами дополнительного образования социально-реабилитационных центров и других учреждениях данного типа при осуществлении образовательной деятельности с воспитанниками младшего и среднего школьного возраста.

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цель данного педагогического опыта - обеспечение положительной динамики  в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного творчества.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме  развития эмоционально-волевой сферы младших и средних школьников средствами декоративно-прикладного творчества. Организовать первичную диагностику воспитанников младшего и среднего школьного возраста по оценке развития эмоционально-волевой сферы;
  • организовать систематическую и планомерную деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы младших и средних школьников средствами декоративно-прикладного творчества;
  • отслеживать  результаты деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы младших и средних школьников средствами декоративно-прикладного творчества.

В основу  опыта положена дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа  «Творчество и фантазия», направленная на развитие творческого потенциала каждого воспитанника в интересах личности и общества в целом, обучение и формирование  творческих навыков и развитие  индивидуальных творческих способностей, овладение  теоретическими знаниями и практическими умениями, а также навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса (Приложение №4).

Занятия проводятся в форме кружковой деятельности, периодичностью 1 раз в неделю  и продолжительностью во времени – 40 мин. в соответствии с режимом работы учреждения.

При реализации программы используются нетрадиционные техники работы с бумагой, а также применяются природный и бросовый материалы, так как  в условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей деятельности к творческой. Основная задача работы с воспитанниками как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата, именно поэтому работа с использованием нетрадиционных техник при работе с бумагой является для детей наиболее оптимальной и интересной.

В программе используются следующие нетрадиционные техники при работе с бумагой:

  • декупаж;
  • квиллинг;
  • плетение из газетных трубочек.

Декупаж (фр. découper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком для сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта [7].

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги [8].

Плетение из газетных трубочек - техника выполнения изделий, в которой  для создания объёмных фигур используют трубочки из газетной бумаги.

Используемые нетрадиционные техники способствуют:

  • расширению кругозора воспитанников, формированию знаний о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения;
  • развитию наглядно-образного мышления, памяти, умения, познавательного интереса, точности движений;
  • воспитанию художественного вкуса и творческого отношения к работе, настойчивости в достижении цели, аккуратности, бережливости, сознательному выполнению правил безопасности.

Весь процесс декоративно-прикладного творчества делится на 5 этапов:

1.      Создание эмоционального настроя.

2.      Возникновение и осознание идеи.

3.      Анализ и синтез составляющих элементов.

4.      Осмысление средств данного замысла при создании поделки.

5.      Практическое действие по созданию работы.

Формы работы:

  • индивидуально- практическая деятельность на индивидуальных занятиях;
  • коллективно - творческая деятельность воспитанников на групповых занятиях;
  • тематические выставки творческих работ;
  • совместная творческая деятельность с родителями воспитанников.

Методы, приемы и средства работы

Важным условием является отбор методов приёмов и средств, которые используются комплексно в разных видах творческой деятельности и  способствуют развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников:

Метод

Характеристика метода

Методические приемы

Средства

Наглядный и наглядно-слуховой

Создаёт положительный эмоциональный настрой, ускоряет процесс достижения положительных результатов,

значительно облегчает усвоение, используемых техник. 

-Показ:  картин, иллюстраций, пособий, творческих работ, видео материала.

Коммуникативная деятельность педагога, предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, творческие экспозиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.)

Словесный

Активизирует восприятие познавательной активности, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление.

-Беседа.

- Пояснение.

Коммуникативная деятельность педагога.

Метод стимулирования и мотивации

Является стимулом к творчеству,  к активной деятельности.

-Создание ситуации успеха или проблемной ситуации

-Соревнование

-Познавательная игра

-Эмоциональное воздействие

Коммуникативная деятельность педагога, трудовая и  игровая деятельность. 

Игровой

Этот метод облегчает процесс запоминания и освоения материала, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей воспитанника. В основе  игровой творческой деятельности воспитанников лежит личностно-ориентированное  общение, эмоционально-положительный тонус, содружество, сотворчество.

- Дидактические игры на развитие творческих способностей.

-Творческие задания.

Коммуникативная деятельность педагога,  игровая деятельность.

Репродуктивный

Этот метод предполагает активное восприятие и запоминание.

-Повторение усвоенного

-Выбор из предложенного

Коммуникативная деятельность педагога, трудовая, учебная  и  игровая деятельность.

Эмпатии

Этот метод означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри.

-Эмитация

-Подражание

Коммуникативная деятельность педагога.

Практический

Практические методы обучения используют для формирования навыков и умений, углубления знаний.

-Показ

-Изготовление композиций

Коммуникативная деятельность педагога, предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, художественные экспозиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).

В результате реализации данных методов, приемов и средств воспитанники проявляют волевые усилия, инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Так же, занятия по декоративно-прикладному творчеству служат для воспитанников способом справляться с негативными эмоциональными проявлениями, выражения их в более приемлемой форме, за счет создания ситуаций успеха, развития внимательности, усидчивости, толерантности к работе сверстников, умения анализировать причины своих неудач, учитывать способности и возможности личности каждого.

Так использование многообразия методов, приемов и средств учебно-воспитательной работы в реализации занятий соответствует возрастным особенностям воспитанников, которые определяются в стремлении к получению новых знаний, проявлении повышенного интереса к новым нестандартным видами деятельности, а также характеризуются недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии положительной динамики  в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного творчества.

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

При оценке результативности опыта использовался комплекс диагностических методик.

Анализ полученных данных по методике «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) представлен в диаграмме (Рис. 1). За период реализации программы 2014-2016 гг. выявлена положительная динамика у каждой из групп воспитанников в снижении уровня тревожности, благодаря тому, что воспитанники испытывают благополучие в наиболее значимых областях деятельности. Воспитанники стали проявлять большую активность, характеризуются общительностью, как со взрослыми, так и со сверстниками, менее выражена обеспокоенность чем – либо, присуще повышение уверенности в себе и в своих силах, в результатах своей деятельности. Так в 2014 г. по результатам первичной диагностики низкий уровень тревожности был выявлен у 18% воспитанников, повышенный уровень тревожности у 27 %, высокий у 55%. В результате итоговой  диагностики данные показатели составили - 73% низкий уровень, 18 % - повышенный уровень, 9 % - высокий уровень.   В 2015 г. по результатам первичной диагностики низкий уровень тревожности был выявлен у 11% воспитанников, повышенный уровень тревожности у 33 %, высокий у 56%. В результате итоговой  диагностики данные показатели составили - 68% низкий уровень, 20 % - повышенный уровень, 12 % - высокий уровень.  В 2016 г. результаты первичной диагностики показали, что низким и повышенным уровнем тревожности характеризуются 20% воспитанников, а высоким - 60%. Показатели по итоговой диагностике составили 75 % с низким уровнем тревожности, 16 % с повышенным уровнем тревожности, 9% с высоким уровнем тревожности.

Рис. 1. Выраженность уровней тревожности у  разных групп воспитанников  

В результате изучения концентрации внимания воспитанников по методике корректурная проба (тест Бурдона) были получены следующие показатели, отраженные в диаграмме (Рис. 2).

Рис. 2. Выраженность показателей концентрации внимания у разных групп воспитанников

 

В итоге реализации программы за период 2014-2016 гг. была выявлена положительная динамика показателей концентрации внимания у каждой из групп воспитанников. У воспитанников значительно увеличилась работоспособность и снизилась утомляемость в процессе выполнения какой-либо деятельности. Увеличился объем и распределение внимания, т.е. воспитанники способны  воспринимать больший  объем информации, удерживать инструкцию и допускать меньшее количество ошибок.  Так по результатам первичной диагностики в 2014 г. 8% воспитанников имели показатель развития концентрации внимания в соответствии с возрастной нормой, 92 % имели показатели ниже нормы. По итогам реализации программы эти показатели составили: 63 % воспитанников характеризуются развитием концентрации внимания в пределах возрастной нормы, 37 % - ниже нормы. Результаты первичной диагностики в 2015 г. указывают на то, что 23% воспитанников определяются развитием концентрации внимания в пределах возрастной нормы, 77 % - ниже возрастной нормы. Итоговая диагностика показала, что у 59% воспитанников выявлена концентрация внимания в пределах возрастной нормы, у 41% - ниже возрастной нормы. Анализ результатов первичной диагностики за 2016 г. показывает, что у 40% воспитанников концентрация внимания находится в пределах возрастной нормы, у 60% данные показатели находятся ниже возрастной нормы. Итоговая диагностика отражает следующие результаты – 73 % воспитанников имеют концентрацию внимания в пределах возрастной нормы, у 27 % воспитанников концентрация внимания находится ниже возрастной нормы.

В результате изучения уровня саморегуляции по методике «Определение уровня саморегуляции» (Д.А. Глазунов) были получены следующие показатели, отраженные в диаграмме (Рис. 3). Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что по итогам реализации программы (2014-2016 гг.) у каждой из групп воспитанников выявлена положительная динамика в развитии уровня саморегуляции. Так воспитанники определяются способностью выполнять работу без отвлечения, в едином темпе, способны к волевому усилию, доведению начатого дела до конца, адекватному восприятию критики в свой адрес, нахождению и исправлению своих ошибок. Воспитанники характеризуются эмоциональной устойчивостью, готовностью оказать помощь и поддержку, способностью выражать негативные эмоции в социально приемлемых формах. В 2014 г. результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что у 36% воспитанников выявлен низкий уровень развития саморегуляции, у 46 % - средний уровень развития саморегуляции, а 9 % воспитанников характеризуются уровнем развития саморегуции выше среднего и высоким. Итоговая диагностика показала, что у 9 % выявлен низкий уровень развития саморегуляции, у 19% - средний, у 27 % - выше среднего, у 44% - высокий уровень. По результатам итоговой диагностики в 2015 г. низкий уровень развития саморегуляции был выявлен у 22% воспитанников, средний уровень у 56%, уровень выше среднего у 22 %, воспитанников с высоким уровнем развития саморегуляции выявлено не было. Результаты итоговой диагностики показали, что 5 % воспитанников характеризуются низким уровнем развития саморегуляции, 10% средним уровнем, 46% уровнем выше среднего, 29% высоким уровнем развития саморегуляции. Первичная диагностика в 2016 г. показала, что 30% обладают низким уровнем развития саморегуляции, 40% средним уровнем, 30% уровнем выше среднего, воспитанников с высоким уровнем не выявлено. Итоговая диагностика показала, что у 3% воспитанников выявлен низкий уровень развития саморегуляции, 7% - средний уровень, у 56 % уровень выше среднего, и 34 % воспитанников определяются высоким уровнем развития саморегуляции.

Рис. 3. Выраженность уровней саморегуляции у разных групп воспитанников.

Таким образом, анализ результатов работы позволил сделать вывод: декоративно-прикладное творчество, при реализации программы «Творчество и фантазия», является эффективным средством по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников младшего и среднего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Быков, А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков : учеб. пособие [Текст] / А.В. Быков, Т.И. Шульга.- М.: УРАО, 2004.- 100 с.

2.Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965.

3. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. Вузов / В.В. Лебедински й.- М.: Академия, 2003.- 144 с.

4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 3-х томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1979.

5.Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 195-197.

6. Энциклопедия по психиатрии и психологии [Электронный ресурс].- http://www.nedug.ru 

7.Сайт Википедеи [Электронный ресурс]-.Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

8.Сайт Википедеи [Электронный ресурс]-.Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

Приложение №1

Психологический тест «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Цель: Изучение школьного, самооценочного и межличностного аспектов тревожности у детей среднего и старшего подросткового возраста.

Форма проведения: индивидуально и фронтально.

Материал: бланк методики, содержащий инструкцию и задания.

Обработка данных: Методика включает ситуации трех типов:

- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

- ситуации, актуализирующие представление о себе;

- ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

Межличностная

2

7

8

11

15

17

18

21

24

26

1. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом.

2.  После этого необходимо сложить полученные данные,  умножить их на 100 и разделить на 40. Полученные данные пишутся в %.

0-50% - низкий уровень; 50 - 70 % - повышенный уровень; 70 - 75 % - высокий уровень.

3. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Интерпретация результатов:

После обработки делается вывод о степени выраженности каждого из параметров, проводится сравнительный анализ по каждому ученику и классу в целом.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п., выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, "чрезмерным спокойствием", особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций; начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Инструкция. Оцени утверждения. Будь внимателен! Номера вопросов распределены в таблице в случайном порядке.         

0 - ситуация не кажется неприятной

1 - ситуация немного волнует

2- ситуация вызывает беспокойство

3 - ситуация очень неприятна

4 - ситуация сильно неприятна, страх

Утверждения

1. Отвечать у доски

2. Пойти в дом к незнакомым людям

3. Участвовать в конкурсах, соревнованиях

4. Разговаривать с директором школы

5. Думать о будущем

6. Учитель смотрит по журналу, кого спросить

7. Тебя критикуют, упрекают

8. Наблюдают за твоей работой

9. Пишешь контрольную работу

10.  После контрольной учитель называет отметки

11. На тебя не обращают внимания

12.  У тебя что - то не получается

13. Ждешь родителей с родительского собрания

14.  Тебе грозит неудача, провал

15.  Слышишь за своей спиной смех

16.  Сдаешь экзамен в школе

17. На тебя сердятся (неизвестно почему)

18.  Выступать перед большой аудиторией

19.  Предстоит важное решающее дело

20. Не понимаешь объяснение учителя

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

22. Сравниваешь себя с другими

23. Проверяются твои способности

24. На тебя смотрят, как на маленького

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

26. Замолчали, когда ты подошел (шла)

27. Оценивается твоя работа

28. Думаешь о своих делах

29. Тебе надо принять решение для себя

30. Не можешь справиться с домашним заданием

Бланк фиксации результатов по методике

Ф.И._____________________________ класс__________Дата заполнения___________

Шк

С

М

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

3

2

4

5

7

6

12

8

9

14

11

10

19

15

13

22

17

16

23

18

20

27

21

25

28

24

30

29

26

Приложение №2

Тест - корректурная проба (тест Бурдона)

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Стимульный материал


Корректурная проба (Тест Бурдона)

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

  • С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

  • А - темп выполнения,
  • S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • t - время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

  • So - количество ошибочно проработанных строк,
  • S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Приложение №3

Методика «Определение уровня саморегуляции» (Д.А. Глазунов)
Образец задания

На этом листе дан образец написания палочек. Продолжи написание палочек и чёрточек, соблюдая следующие правила:

  • пиши палочки и чёрточки в той же последовательности;
  • правильно переноси их с одной строки на другую;
  • не пиши на полях;
  • пиши не в каждой строчке, а через одну.

Время выполнения задания 5 минут.

Анализ результатов

5 баллов - полностью воспринимается задание и сохраняется во всех компонентах до конца занятия. Работа ведётся примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени. Если допускаются ошибки, то ученик их находит и исправляет сам. Ребёнок не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить её, делает всё возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.

4 балла - по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их. Качество работы, её оформление его не заботят, хотя желание получить хороший результат есть.

3 балла - ребёнок воспринимает лишь часть задания и не сохраняет воспринимаемое в полном объёме. Постепенно знаковый порядок нарушается, допускаются ошибки, они не замечаются. К результату работы ребёнок безразличен, нет желания улучшить качество работы.

2 балла - ребёнок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу допускает ошибки, которые не замечает и не исправляет. К качеству работы безразличен.

1 балл - ребёнок не воспринимает задания и пишет или рисует на листе что-то своё или ничего не делает.

Данная методика позволяет составить представление о способностях учащихся осуществлять волевое усилие, о том, насколько продолжительно ребёнок способен выполнять работу без отвлечений, оценить способность к саморегуляции.

Работа выполняется на листе в клетку, рекомендуется индивидуальное обследование.

Порядок написания знаков: 1-11-111-1 ... и т.д.

Приложение №4

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа

«Творчество и фантазия»

  1. Пояснительная записка

        Программа в системе дополнительного образования «Творчество и фантазия»  СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» разработана   на основании следующего нормативно – правового обеспечения:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 – ФЗ от 29.12.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  •  «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утвержденные Главным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г № 41);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

         Программа  дополнительного образования «Творчество и фантазия» является модифицированной (адаптированной). По целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 6 месяцев.  Занятия проводятся  один раз в неделю по 40 минут. Возраст воспитанников  7-16лет. Занятия проходят в группах от 3 до 5 человек с учетом индивидуальных способностей воспитанников.

         Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

        Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, вышивание или более сложные виды творчества - декупаж или папье-маше. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению.

        Сейчас существует много возможностей для занятий творчеством. Разработано множество методик для работы с детьми разного возраста и уровня развития мышления. Кроме того, производство может быть практически безотходным, так как для изготовления поделок используется самый разный материал - начиная от песка и яичной скорлупы для мозаики или туалетной бумаги для папье-маше, до более сложных изделий с применением специальных материалов, лаков, красок и т.д. Это помогает воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

        Кроме того, благодаря быстрому развитию Интернета, в сети создана огромная база интереснейших идей и методик изготовления поделок, украшений, рисунков и многого другого. Можно выбрать работу для любого возраста и степени развития мышления ребенка.

В результате творческой работы  воспитанники овладевают основными современными видами творческой деятельности, знакомятся с разными видами искусства.

1.1.Новизна программа

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного творчества с применением различных техник и использования бросового материала. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на нравственно-эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Она разнообразна   по структуре, позволяет осваивать несколько  смежных направлений декоративно-прикладного творчества, что предоставляет больше  возможностей для творческой самореализации воспитанников.   Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть,  будет способствовать осознанному выбору  будущей профессии.

1.2 Актуальность программы

 Окружающая материальная среда ребенка должна быть согрета и пропитана энергией добра, света, любви и красоты. Такую энергию несут в себе  вещи, сделанные своими руками. Воспитывая чуткость  в детских сердцах  к прекрасному,   у них появится желание самим создавать красоту своими руками. Нельзя создать красоту без мастерства, но одного мастерства недостаточно.

        Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно,  окунув его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством с использованием различных техник и бросового материал 

        Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности  в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения, но дизайн несет в себе современный орнамент на базе народного.

       В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.  Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

1.3 Целесообразность

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды или предметов быта. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать технологические приемы различных техник творческого процесса. На творческих занятиях  дети осваивают не только тайны мастерства, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

1.4. Цели и задачи программы

 Цели  данной программы:  

  • создать благоприятные условия для развития и максимальной реализации творческого потенциала каждого воспитанника в интересах личности и общества в целом,
  • обучить и сформировать  творческие навыки, поднять уровень развития  индивидуальных творческих способностей,
  • овладение  теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Вытекающие конкретные задачи: 

                  1. Обучающие:

  • формирование специальных знаний по изобразительной деятельности, знаний сенсорных эталонов;
  • формирование технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;

                 2. Воспитывающие:

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • формирование художественного вкуса, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию природы;
  • расширение представлений об окружающем мире;

                 3. Развивающие:

  • развитие творческих способностей детей, воображения, фантазии;
  • развитие познавательно - творческой активности и творческого мышления;
  • развитие умения анализировать и давать оценку своей работе;
  • развитие таких качеств, как взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с  декоративно-прикладным искусством в процессе освоения различных техник и материалов.

       Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами народного декоративно - прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

       В  процессе освоения различных техник и материалов  декоративно - прикладного искусства есть традиционность, инновационность, креативность. Таким образом, символика народного декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у воспитанников художественного творчества.

       Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  изобразительных способностей воспитанников, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

1.5. Условия реализации программы

Успешное развитие творческих способностей воспитанников возможно лишь при создании определенных условий реализации программы, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки эмоционального благополучия ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

7.  Создание и обновление предметно-развивающей среды

8.  Творческий подход

9.  Вариативность в выборе тем занятий, форм средств, методов работы

      Творческие способности личности характеризуются:

-  аналитическим мышлением,

- умением перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию;

- видением новой стороны в знакомом объекте, т.е. альтернативным мышлением;

- умением комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.

1.6. Этапы реализации программы

  Этапы реализации программы включают:

  • подготовительный,  
  • творческий,
  • развивающий,
  • обобщающий.

Основные методические принципы программы:

  • принцип поэтапности «погружения» в программу,
  • принцип динамичности,
  • принцип сравнений,
  • принцип выбора в творческом взаимодействии взрос лого и ребенка,
  • принцип доступности,
  • принцип индивидуализации,
  • принцип наглядности.

 Методы реализации программы:

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
  • метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
  • метод сравнений (для  активизации мышления);
  • метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);
  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
  • метод  привлечения жизненного опыта детей;
  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);
  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
  • словесный метод;
  • наглядный метод.

 Формы работы:

-индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;

-коллективно - творческая деятельность воспитанников на групповых занятиях;

-проведение тематических, конкурсных  мероприятий;

-игровые формы работы

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей воспитанников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали:

  • использование допустимых материалов и инструментов;
  • имели эстетическую значимость;
  • давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов;
  • были посильными детям  7-16 летнего возраста.

Художественная деятельность воспитанников находит разнообразные выражения при изготовлении изделий  декоративно-прикладного творчества с применением различных техник:

  • декупаж;
  • квиллинг;
  • плетение из газетных трубочек;

Используемые материалы и инструменты: краски (штемпельные, акриловые, гуашь, контуры, лак), кисти,  макаронные изделия, природный материал, бросовый материал (камни, пуговицы, пластиковые бутылки, перья, нитки, деревянная кора и т.д.), двухслойные салфетки, перламутровые гелевые ручки,  белая и цветная бумага и картон,  бумага для квилинга,  ножницы обыкновенные и фигурные, клей ПВА и «Титан», степлер.

1.7.Ожидаемые результаты

Оценка результатов занятий:

  • по уровню художественного мастерства;
  • по уровню теоретических знаний;
  • по способности взаимодействовать с другими детьми;
  • по способности принимать самостоятельные решения;
  • по широте кругозора;
  • по уровню выполнения практических заданий.

Критерии оценки: качество исполнения, художественная форма, правильное использование материалов, оригинальность, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.

 Знания: 

  • что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
  • законы композиции;
  • основы цветоведения;
  • разнообразие материалов и изобразительные средства;
  • некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества

Умения:

  • пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители);
  • сознательно выбирать расположение предмета работы в зависимости от содержания, составить композицию;
  • передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
  • сознательно выбирать средства выражения замысла;
  • активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

      Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Итогом  освоения  раздела  программы  является  выставка работ  воспитанников.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.  

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

2.Учебно-тематическое планирование программы

2.1.Раздел программы «Квиллинг»

2.1.1. Учебно-тематическое планирование  содержания раздела  программы

«Квиллинг»          

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа  

1

1

-

2

Знакомство с техникой квиллинга

4

2

2

3

Составление  композиций

6

2

4

4

Оформление работ

4

1

3

5

Выставка, изготовление подарков

1

-

1

Итого:

16

6

10

                                                             

2.1.2.Содержание раздела  программы «Квиллинг»

  1. Вводное занятие.

Теория. Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина».

Беседа, ознакомление воспитанников с особенностями занятий.

Требования к поведению воспитанников во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

      Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по  технике безопасности     при проведении работ проводится на каждом занятии.

Беседа. «Из истории происхождения  ножниц, бумаги».

  1. Знакомство с квиллингом

Теория. Рассказ «Квиллинг – искусство бумагокручения». История квиллинга.

            Инструменты для квиллинга, способы их применения. 

 Бумага для квиллинга. 

Компьютерная презентация «Красивый квиллинг», «Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой, канцелярским ножом».

Практика. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ    конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи воспитателя.

        Изготовление бумажных полосок. Гофрирование бумажных полосок. Изготовление     инструмента для квиллинга. 

Знакомство с закрытыми формами(«Глаз», «Ромб», «Треугольник», «Капля», «Стрела») и

            открытыми формами («Спиралька», «Сердечко», «Рожки», «Веточка»). 

Практика. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

            Практические приемы изготовления закрытых форм

            Практические приемы изготовления открытых форм

            Изготовление простого цветка с листиками

            Изготовление махрового цветка с сердцевиной

            Изготовление махрового цветка  без сердцевины, на конусе

  1. Составление  композиций

    Теория. Знакомство с профессией дизайнера. Беседа, показ образцов, иллюстраций.     Подготовка к работе, полезные советы. Мультимедийная презентация о способах составления  композиций. Методическая подборка «Цветы».

Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).

Рассказ о флористике. Работа художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

            Компьютерная презентация «Пасхальный подарок».

Практика. Предполагаются информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед воспитанниками ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  • эскиз
  • воплощение в материале
  • выявление формы с помощью декоративных фактур.

          Изготовление композиции «Махровые цветы»

          Изготовление композиции «Бабочка»

          Изготовление композиции «Весенняя фантазия»

  1. Оформление работ

Теория. Беседа «Весенний букет».  Применение бисера, меха, ткани, пряжи, бросового и природного материала в  оформлении работ;

Знакомство с профессиями  мастера декоративно-прикладного творчества. Компьютерная презентация «Изготовление поздравительных открыток, шкатулок и фоторамок».

Правила оформления паспарту.

Практика. Изготовление поздравительных открыток.

  1. Выставка и изготовление подарков

Теория. Правила оформления работ для конкурсов и выставок.

       Практика. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как на уровне учреждения, так  районные и региональные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для родителей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.

Выставка - презентация «Квиллинг - нашими руками»

   

2.2. Раздел программы «Декупаж»

 2.2.1. Учебно-тематическое планирование  содержания раздела  программы:

 «Декупаж»

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Оригинальные идеи декупажа

4

2

2

3

Калейдоскоп работ в технике декупаж

10

2

8

4

Оформление работ, выставка

1

-

1

Итого:

16

5

11

2.2.2.Содержание раздела программы «Декупаж»

  1. Вводное занятие.

Теория. Беседа, ознакомление воспитанников с особенностями занятий. Требования к поведению воспитанников во время занятия.  Соблюдение порядка на рабочем месте.             Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по  технике безопасности     при проведении работ проводится на каждом занятии.

Беседа. «Из истории происхождения техники декупажа».

Мультимедийная презентация: «Что такое декупаж»

 Основные материалы и инструменты. История возникновения техники декупаж. Знакомство с  материалами, которые используются в работе.

 Практика. Приклеивание салфетки классическим способом.

  1. Оригинальные идеи декупажа

Теория.  Понятие композиции. Декупаж на дереве, на металле, на стекле. Правильная   подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. Художественный декупаж.  Подрисовка в декупаже. Принципы подрисовки акриловыми красками. Композиция в декупаже. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов

разных салфеток в декупаже, подрисовки.

 Практика. МК «Салфетка на дереве». МК « Декор металлической баночки».

                Практическая работа «Декор тарелки».

  1. Калейдоскоп работ в технике декупаж

Теория. Беседа «Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и

цветового круга.

Декупаж на картоне. Приемы декорирования. Декупаж на стекле. Прямой декупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Обратный декупаж стеклянной тарелки.  Декупаж на пластике, пластмассе. Принципы работы с пластиком.

Практика.  Рамка для фотографии. Декупаж картонной коробки для подарка.  Декупаж стеклянной вазы.  Декупаж цветочного горшка. Кашпо в деревенском стиле.

  1.   Оформление работ, выставки:

  Выставка детского творчества «Зимние фантазии», «Весенняя капель»

 Конкурс мастерства «Основы декупажа».

          Выставка  работ.

2.3. Раздел программы ««Плетение из газетных трубочек».

 2.3.1.  Учебно-тематическое планирование  содержания раздела программы:

 «Плетение из газетных трубочек»

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Технология изготовления трубочек и плетения  

6

1

5

3

Плетение простейших изделий, сувениров

8

2

6

4

Выставка детских работ

1

-

1

Итого:

16

4

12

2.3.2. Содержание раздела программы  «Плетение из газетных трубочек»

  1. Вводная беседа

 Теория. Беседа, ознакомление воспитанников с особенностями занятий. Требования к поведению воспитанников во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.       Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по  технике безопасности     при проведении работ проводится на каждом занятии.

Беседа. «Из истории происхождения  бумажного плетения». Плетение из газетных трубочек для начинающих. Техника плетения. Окрашивание. Соединение.

Превращение газет в шедевры. История возникновения плетения из бумаги.

Мультимедийная презентация «Урок мастерства данной техники»                       

Практика. Практическое занятие «Плетение газетной лозы».  Видео урок «Применение газет с пользой и для красоты»

  1. Технология изготовления трубочек и плетения

         Теория. Подготовка  газетной лозы. Беседа по технике безопасности при работе с клеем и красками. Знакомство с приемами и способами покраски газетной лозы. Азбука плетений из газетных трубочек. От простого к сложному. Виды плетения: сплошные, веревочка, ситцевое плетение

         Практика. Мультимедийная презентация «Что можно сделать из газетной лозы». МК «Карандашница».

  1. Плетение простейших изделий, сувениров

Теория. Пошаговое плетение.

Практика. МК «Плетем подставку под горячее», практическое занятие «Деревенская изба»

Теория. Видеоурок «Разнообразие интересных вещей»

Практика. МК»Ваза»

Теория. Беседа «Дарите женщинам цветы»

Практика. МК «Цветы»

Теория. Изготовление панно с использованием бросового материала и салфеток для декупажа.

Практика. МК «Райские яблочки»

  1. Выставка детских работ

4.Обеспечение программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1. Общие требования к обстановке в кабинете:

  • оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
  • чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
  • фузкультпаузы.

2. Организационное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы;
  • стол педагога;
  • доска;
  • выставочный комплекс;
  • уголок по охране труда.

3. Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты (медиатека);
  • дидактические материалы;
  • презентации;
  • литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;
  • музыкальный ряд: аудиокассеты и диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.

4.Материально-техническое обеспечение раздела программы «Квиллинг»:

  • Бумага для оригами или офисная двусторонне окрашенная, или специальные полоски для квиллинга;
  • Офицерская линейка, цыганская игла;
  • Клей ПВА;
  • Картон;
  • Бархатная бумага;
  • Двусторонний скотч;
  • Бумага цветная;
  • Коробочки;
  • Сукно, бисер, кусочки меха;
  • Ножницы, карандаши, зажимы канцелярские, булавки для квиллинга;
  • Инструмент для квиллинга или расщепленные зубочистки.

Материально-техническое обеспечение раздела программы «Декупаж»:

  • Двусторонние салфетки;
  • Клей ПВА, кисти для клея;
  • Краски (маслянная пастель), кисти для красок;
  • Стакан, тарелка, разделочная доска, шкатулка, рамка для фото, кашпо;
  • Акриловый лак.

Материально-техническое обеспечение раздела программы «Плетение из газетных трубочек»:

  • Газеты, спицы, клей ПВА, клей Титан, пропитка, лак, гуашь, акварельные краски

Список используемой литературы

1.Букина С. Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. – СПб.: Питер, 2016. -128 с.: ил. – (Серия «Своими руками»).

2. Богатова И.В. Квиллинг. 70 моделей  композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура. Изд. 4-е, испр.-М.: мартин, 2014. – 108 с.: ил.

3.Егорова И.В. Плетение из газет. - М.: РИПОЛ классик, 2014.

4.Торманова А.С. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и домашний самоучитель/ Анна Торманова. –Москва: Эксмо, 2015. – 96с.:ил

5.Чиотти Д. Оригинальный поделки из бумаги. М.: Мир книги, 2008. - 96 с.

6.Декупаж. Практическое руководство. Коллектив авторов. М.: Ниола-Пресс, 2008. - 32 с.

7.Всё о декупаже: техника и изделия/Под ред. М. Лумато, В. Страбелло, Дж. Кристанина: Пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 128 с: ил.

Интернет источники:

1.http://stranamasterov.ru/

2. http://www.liveinternet.ru/

3.http://dcpg.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста по средствам декоративно прикладного искусства»

Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...

Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп на тему: «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп на тему: «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Формирование художественных способностей дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства

МБДОУ «Детский сад № 290»      Сообщение по теме:«Формирование художественных способностей   дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладно...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...