духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО
статья на тему

Ирина Викторовна Сенченко

духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_senchenko_i.v.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Сенченко Ирина Викторовна,

старший воспитатель,

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19

п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»

                                                                                                            Д.А. Медведев

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».  Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

В России в 2013 году Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден государственный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Федеральный закон «Об образовании» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации;

• понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

• уважение к представителям других национальностей;

•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

• воспитание уважительного отношения к труду.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности всех участников образовательного пространства: взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников организации и детей).

Данная работа является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий, где особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка. Но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении под силу именно учреждениям образования, где работают педагоги-профессионалы.

 Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды.

Созданные для детей мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где воспитанники могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения, способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России, расширяют кругозор.

Для достижения цели целостного духовно-нравственного и социального развития личности ребенка важно выстроить воспитательную систему работы ДОО, обеспечивающую единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач по трем направлениях: патриотическое, нравственное и духовное воспитание. При этом важно учитывать:

 - содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

В работе могут прослеживаться несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

 Широкий спектр предлагаемых педагогами ДОО детям видов деятельности помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности. Именно играя, дети могут лучше усвоить полученные знания, систематизируют и закрепляют их.

Используемые в работе русские народные игры, которые имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации, способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Хорошей традицией ДОО могут стать проводимые в группах: «День прощения», «День добрых дел», «День хорошего настроения», «День вежливых слов», «День дружбы», которые помогают учит детей сочувствию, правила общения друг с другом, позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей, учат дошкольников совершать добрые поступки.

Использование в работе произведений устного народного творчества (сказок, песенок, пословиц, поговорок и т.д.), в которых раскрываются национальная самобытность народа, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, помогут педагогам в формировании у детей нравственных представлений, приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Чувство любви к Родине – одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

При рассмотрении патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальную, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности и свою историческую культуру, тесно связанную с традициями и обычаями данной местности.

Учитывая региональные приоритеты развития образования Белгородской области (Государственная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014 – 2020 годы», Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы), в дошкольном образовательном учреждении осуществляется образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития.

В условиях вариативного дошкольного образования разработана парциальная программа «Белгородоведение» в соответствии с ФГОС ДО, которая является инновационной разработкой (документом) для дошкольных учреждений Белгородской области. Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми по «Белгородоведению», которая обеспечивает эффективное развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре, природе родного края. Особенностью организации образовательного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из группового помещения переносится в ту среду, которая изучается: парк, лес, водоем, участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и др. Необходимо проводить как можно больше экскурсий, прогулок, походов, игр и праздников на воздухе. В краеведческой работе эффективно использование игровых технологий, краеведческо-туристических и проектных технологий.

Работы с детьми по духовному воспитанию предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада.

Воспитание любви к природному миру осуществляется посредством знакомства с произведениями живописи известных художников, знакомству с традициями календарно-обрядовых праздников и игр помогает проведение совместных с педагогами и родителями праздников и развлечений, организация ярмарок и проведение фольклорных праздников, приуроченных к датам народного календаря: «Рождество Христово», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица», три спаса: «Медовый», «Яблочный», «Ореховый». Воспитанию силы духа, пониманию красоты внутреннего духовного мира человека способствует чтение художественной литературы (народных сказок, былин, рассказов), а слушание классической музыки, колокольных звонов  - развитию духовной культуры детей.      

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Роль взрослого как «социального проводника» важна и ответственна - сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников нас  часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО  [Второй слайд] Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня граж...