ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
консультация на тему

Клышникова Тамара Николаевна

Современная система образования дошкольников ориентирует воспитателя на новый, личностный подход к ребенку, нуждающемуся в понимании и уважении интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не только опекаемым, но и активным «деятелем», постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delimsya_opytom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Современная система образования дошкольников ориентирует воспитателя на новый, личностный подход к ребенку, нуждающемуся в понимании и уважении интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не только опекаемым, но и активным «деятелем», постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни. Предлагаю в помощь коллегам, какие могут быть между детьми виды сотрудничества на занятиях.

Младший возраст:

  • Дети должны научиться делить между собой материал (игрушки, фигурки, краски);
  • Распределять функции посредством выбора роли (кошка – мышка, покупатель – продавец);
  • Дети должны меняться ролями по взаимной договоренности, договариваться о том, кто, что будет делать;
  • По окончании занятия рассмотреть работы других, сравнить их со своими.

Педагог не забывает о такой «детали», как правильная организация пространства групповой комнаты.

  • Условно разделить на две части (в одной дети выбирают партнера, в другой выполняют задание);
  • Создать у детей ситуацию успеха.

Так малыш учится взаимодействовать со сверстниками, учится понимать привлекательность сотрудничества вообще, налаживать контакты. Педагог акцентирует внимание детей на справедливом, доброжелательном, конструктивном оценивании работ товарищей.

Совместные задания подготавливают детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах.

  • Дети уже без труда делят между собой обязанности;
  • Выбирают материалы;
  • Договариваются о порядке действий.

На занятиях царит атмосфера творчества, ведь важен общий результат.

В этот возрастной период развиваются речевые контакты. На занятиях по развитию речи:

  • Дети без труда подхватывают текст предыдущего «автора»;
  •  Находят логическое продолжение сказанному самостоятельно;
  • Могут в тройках составлять рассказ (начало, середина, конец).

У старших дошкольников ярко проявляется деловое лидерство. Если младшие дошкольники при любых конфликтах обращаются к педагогу, то старшие дошкольники способны самостоятельно разрешить их. Обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Именно в сотрудничестве со сверстниками на занятиях создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свое мнение.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ

Дети усваивают нравственные ценности, наблюдая за деятельностью, поведением, отношением, оценками, высказываниями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью не будут иметь никакого веса, не принесут пользы. Следовательно, процесс формирования нравственных качеств будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям. Однако не секрет: порой случаются срывы: никто не застрахован от ошибок. Как быть в таком случае? Правильнее признать свою ошибку перед воспитанником. Подобный подход не только сохранит атмосферу доверия между взрослым и ребенком, но и послужит примером разрешения конфликтной ситуации.

Формула «воспитатель всегда прав» не может иметь место в ДОУ. Важно, чтобы педагог был способен:

  • Признать и принять собственное нравственное несовершенство, «не опускать руки» от понимания этого, а решиться на самосовершенствование;
  • Раскаиваться в своих поступках искренне сожалеть о содеянном;
  • Быть требовательным и строгим к себе;
  • Открывать сердце для добродетели. Верить: если призовешь в свое сердце терпение, любовь, бескорыстие, обязательно их обретешь;
  • Взять за правило не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность;
  • Наполнять свое сердце благими мыслями;
  • Находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало.

Непременное условие успешности формирования нравственных качеств – любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них. Недостаток тепла и ласки в отношениях между педагогом и детьми ограничивает развитие способности ребенка откликаться на эмоциональное состояние другого человека. В этом педагогу помогут следующие советы:

  • Создай ситуацию успеха!
  • Общайся с ребенком глаза в глаза!
  • Приходи на работу с радостью, любовью и хорошим настроением!
  • Дай возможность ребенку быть открывателем!
  • Сотрудничай с детьми – это значит быть с ними на равных, пой, играй, ползай на четвереньках и сочиняй вместе!
  • Не сравнивай детей!
  • Помни, что ребенку для комфорта необходимы прикосновения, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослого!
  • Не навязывай себя ребенку, если он чего–то не хочет, лучше остановись и подумай, вдруг что-то делаешь не так!
  • Не выражай свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме!
  • Не навреди!

В.Г.Белинский

«Слово, проникнутое любовью, горит огнем убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делают холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делимся опытом работы с родителями

В статье изложены основные направления и формы работы с родителями....

Делимся опытом. Консультация для воспитателей «Субъект - объектные отношения между взрослым и ребенком»

Бесспорно, что успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья. Состояние здоровья имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: ...

Как развивать познавательный интерес? Делаем опыты вместе с детьми..

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возмо...

Делимся опытом или особенности воспитания детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

Статья посвящена особенностям организации образовательно-развивающей среды для детей дошкольного возраста  в условиях разновозрастной группы на примере частного детского сада....

Книга «Делимся опытом семейного воспитания»

В этом материале родители рассказывают о том, как они проводят свое свободное  время  с детьми....

Делимся опытом

Многие педагоги любят учиться. Особенно любят обмениваться опытом своей работы. Несмотря на то, что в нашу жизнь давно вошёл интернет, где во множестве публикуются занятия с детьми, программы, проекты...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....