Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
учебно-методический материал

Гордеева Эльвира Будаевна

Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Свою работу я строю с учетом создания условий для развития детей с разными возможностями. Необходим системный подход в работе.

- Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала (в группе созданы различные развивающие зоны : Сюжетно-ролевые игры разной направленности, полочка умных книг, центр по экспериментированию, мини-музей «Моя родная сторона,  уголок математики, центр творчества)

- выявление и дальнейшее развитие способностей у детей;

- Организация работы со способными детьми и их родителями.

В своей работе я активно использую программу «Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанников». Основная цель: создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей в различных видах деятельности. На основе диагностики, определяются группы детей для работы в различных кружках («Цветные ладошки»«Художественная гимнастика»«Какая прелесть эти сказки»). Более способные дети принимают активное участие в реализации проекта «Улицы моего города».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Свою работу я строю с учетом создания условий для развития детей с разными возможностями. Необходим системный подход в работе.

- Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала (в группе созданы различные развивающие зоны : Сюжетно-ролевые игры разной направленности, полочка умных книг, центр по экспериментированию, мини-музей «Моя родная сторона,  уголок математики, центр творчества)

- выявление и дальнейшее развитие способностей у детей;

- Организация работы со способными детьми и их родителями.

В своей работе я активно использую программу «Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанников». Основная цель: создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей в различных видах деятельности. На основе диагностики, определяются группы детей для работы в различных кружках («Цветные ладошки»«Художественная гимнастика»«Какая прелесть эти сказки»). Более способные дети принимают активное участие в реализации проекта «Улицы моего города».

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Название проекта«Улицы моего города».

Цель проекта: познакомить детей с историей города Улан-Удэ, его улиц и знаменитых земляках.

Исполнители:

Воспитатели группы

Родители воспитанников

Воспитанники группы

Актуальность проекта.

Можно, перемещаясь по городу,  проходить и проезжать десятки улиц. Произносить названия улиц совершенно не задумываясь о тех, в честь кого была названа улица, кто стал ее гордостью.

Этот проект направлен на углубление исторической памяти дошкольников и более глубокого ознакомления с улицами города.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это

-беседы,

- викторины,

-конкурсы,

-экскурсии,

-творческие работы.

Задачи:

• Прививать детям чувство гордости за свою страну, за свой город, за свою улицу.

• Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию страны, традициям родного края.

• Сохранять историческую преемственность поколений.

• Воспитывать навыки культуры отношений, навыков общественной жизни,

• Развивать нравственные чувства и нравственное поведение.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

детский сад «Хараасгай»

____________Чимитова Т.Б.

Положение                                                                                     о конкурсе чтецов среди воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Хараасгай»

I   Общие положения

1.1.Настоящее положение определяет порядок и регламент проведения районного конкурса чтецов.

1.2. Конкурс проводится в рамках «Года экологии».                                                        

1.3. Проведение Конкурса осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Хараасгай»

II. Цели и задачи проведения конкурса

2.1.Воспитывать у подрастающего поколения чувства любви и бережного отношения к природе.                                                                                                                               2.2.Показать красоту природы через художественное слово.                                             2.3.Развивать у детей художественно – речевые навыки при чтении стихотворений.       2.4.Выявлять и поощрять талантливых детей.

III.Условия участия в конкурсе

3.1.В конкурсе принимают участие дети от четырех до семи лет по выбору воспитателя группы, по одному ребенку с каждой возрастной группы.                                               3.2.Конкурс оценивается в каждой возрастной группе отдельно.                                                          3.3 Конкурс проводится по теме «Русские поэты о природе».

                                      IV. Порядок организации и проведения конкурсa

4.1 Дата проведения конкурса: 19 апреля 2017 года. Начало 10 часов.                                                                     4.2. Подбор литературных произведений: произведения русских поэтов о природе понятных детям, соответствующих возрасту ребенка.  

4.3. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку по электронной почте.                                                   4.3. Разученное произведение  ребенок декламирует  в указанный день. В среднем возрасте название произведения объявляет ведущий, в старшем возрасте название и автора произведения объявляет сам конкурсант.                                                                                         4.4  Основные критерии оценки выступления конкурсанта:                                                         Произведение соответствует теме конкурса (0 – 5)                                                Объявление произведения (автор, название произведения) (0 – 5)                                Четкость произнесения произведения(0 – 5)                                     Использование выразительных средств( костюм, мимика, жесты ,поза, движения(0 – 5) Эмоциональность и интонационная  выразительность прочтения стихотворения.(0 – 5)

V. Подведение итогов

5.1.Состав жюри:

       1. Логопед- Мантатова Василиса Владимировна

         2. Старший воспитатель-Баторова Алтына Цыреновна

       3. Учитель бурятского языка –Бадмажапова Баярма Бальжинимаевна

5.2. Итоги конкурса подводятся в тот же день, по окончанию выступления всех чтецов.                     5.3. Жюри по указанным критериям определяет победителей. За каждый критерий набирается от 0 – 5 баллов. Набравший наибольшее количество баллов занимает I место. В каждой возрастной категории по одному I,II,III места.                                                  

  5.4. Победители награждаются дипломом I; II; III степени и подарками, а участники – грамотами и поощрительными призами.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад «Алтан Сэсэг»

 

Отчет  о проделанной работе

за 2021-2022 учебный год

 во второй  младшей группы №5 «Ая Ганга».

 

Воспитатель: Гордеева Э.Б.

с.Гурульба 2022г.

Годовой отчёт воспитателей о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе за 2021-2022 учебный год от воспитателя второй младшей группы №5 «Ая Ганга» Гордеева Э.Б.

Общая характеристика группы

Во второй младшей группе работают основной воспитатель и подменный воспитатель – Гордеева Э.Б. Помощник воспитателя- Батуева С. Д.                    

Списочный состав группы составил 24 детей, из них 17 мальчиков и 7 девочек.

Возраст детей от 3 до 4 лет.

В течение 2021-2022 учебного года, дети второй младшей группы №5 «Ая Ганга» развивались согласно возрасту, в нормальном темпе изучали программный материал и показывали позитивную динамику по всем направлениям развития. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе построен на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Дети, находясь в нашей группе, активно познают окружающий мир, исследуют его, экспериментируя, манипулируют с его предметным содержанием.

Атмосфера в коллективе доброжелательная и позитивная. Между воспитателями и детьми партнерские отношения. Совместная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и была направлена на решение образовательных задач. Старались достичь, дисциплины действуя в рамках не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса. Уровень конфликтности в группе низкий. Но иногда возникают проблемы с поведением у нескольких детей. Старались создать условия для формирования способности у детей управлять своими действиями на основе первичных ценностных представлений, соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Учим своих детей без специального напоминания выполнять простые ранее усвоенные правила поведения и обращения с предметами. Замечать нарушение правил поведения другими детьми. Старались научить ребят действовать совместно.

Можно выделить три основные направления работы педагога:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Повышение уровня квалификации педагога – самообразование.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной образовательной программой ДО, комплексно - тематическим планированием, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Работа по темам велась не только в организованной образовательной деятельности, но и в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учётом возрастных особенностей детей. Например:

«Уголок природы» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей;

«Уголок творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

«Уголок ряженый», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

«Книжный уголок», обеспечивающий развитие дошкольников в художественном слове;

«Спортивный уголок», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей.

Размещенное оборудование организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Также мною было сделано множество картотек, пособий, дидактических, настольно-печатных и других игр по сенсорному, познавательному, речевому развитию (например: «Тело человека», «Игры с фонарём», «Хлеб кормилец», «Картотека игр Правило дорожного движения», «Картотека для утренних приветствий», «Подбери к фигурам предметы, похожей формы», «Кто, что ест», «Собери корзину», «Многофункциональная ширма», «Собери картинки (по темам) и мн. др.

В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми:

- Утренник «Золотая осень». 

- Провели занятие для принятия участия в районном метод объединение: Опыты с водой «Капелька воды – на весь мир» (ноябрь)

- Смотр – конкурс «Лучший уголок природы»

- Новогодний утренник: «Новогодние игрушки» (декабрь)

- Спортивный досуг ко дню Защитника Отечества «Быстрее, Выше, Сильнее» (февраль)

- Утренник «В гости к нам пришла весна» (март).

- Изготовили плакаты к День матери, Сагаалгану, 23 февраля и Пасха.

Изготавливали подарки для родителей на «День матери», 23 февраля и 8 Марта.

Работа с родителями

В течение года в группе систематически проводила работа по взаимодействию с родителями. Работа велась в соответствии с перспективным планом, в котором указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. В течение года родители принимали активное участие в конкурсах, акциях, изготовлении портфолио для своего ребенка. Родителям, которые принимали активное участие в жизни группы и сада удостоились благодарности от администрации детского сада.

Проведены 2 родительских собрания:

1. «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования» (октябрь)

2. «Чему мы научились за год» (май)

Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада; выставки совместных поделок и рисунков детей и родителей; участие в праздниках и досугах. Принимали участие в выставках.

Работа с педагогами:

Выступление на педсовете с презентацией: «Организация развивающей предметно- пространственной среде в соответствии инновационной образовательной программой «От рождения до школы»».

Выступление на педчасе с мастер- классом: «Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»».

Проведен мониторинг развития детей на начало и конец учебного года.

Здесь мы видим, что уровень развития детей в конце года выше, чем в начале.

Цель мониторинга:

- определение уровня усвоения детьми второй младшей группы образовательной программы ДОУ;

Задачи мониторинга:

- определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;

- определить уровень усвоения программного материала по группе в целом

- оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;

Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:

- Высокий уровень;

- Средний уровень;

- Низкий уровень;
На начало года были обследованы 21 детей.
На конец года были обследованы 20 детей.

Один ребенок выбыли из детского сада.

  1. «Познавательное развитие»

По итогам проведения обследования во второй младшей группе общеразвивающей направленности детей 4-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:

Начало учебного года:

Высокий уровень: 10 %

Средний уровень: 48 %

Низкий уровень: 43 %

На конец учебного года:

Высокий уровень: 30 %

Средний уровень: 50 %

Низкий уровень: 20 %

Вывод: по данным результатам можно сделать вывод, что за год половина детей группы усвоила программный материал без определенных трудностей. Результаты отражают состояние возрастной нормы развития воспитанников, отмечается положительная динамика. Дети проявляют активный интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций из детских книг; проявляют интерес к окружающему миру, обследованию незнакомых предметов, их свойств; знают названия окружающих предметов и игрушек; умеют группировать предметы по цвету, размеру и форме. Выявлены затруднения в определении количественного соотношения двух групп предметов, в различии видов растений и животных, их детенышей.

Продолжать работу по формированию целостной картины мира, взаимодействовать с семьей по реализации образовательной программы дошкольного образования. Организация индивидуальной образовательной деятельности с детьми, имеющими затруднения в освоении программного материала по данной образовательной области.

2. «Речевое развитие»

По результатам обследования детей второй младшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:

Начало учебного года:

Высокий уровень: 0 %

Средний уровень: 43 %

Низкий уровень: 57 %

На конец учебного года:

Высокий уровень: 35 %

Средний уровень: 40 %

Низкий уровень: 25 %

Вывод: по итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. В целом, результаты большинства детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки и кратко рассказывают об увиденном; отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи и практически все части речи, простые нераспространенные предложения. Выявлены затруднения у не которых детей в поддержании беседы, в речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятная.

Организация индивидуальной образовательной деятельности с детьми, имеющими уровень (низкий уровень), планируется следующая работа: индивидуальные занятия по речевым заданиям, дидактические игры, чтение художественной литературы, индивидуальные беседы, заучивание стихов коллективно и индивидуально; проводить беседы и консультации с родителями по данному разделу.

3. «Социально – коммуникативное развитие»

По итогам проведения обследования во второй младшей группе общеразвивающей направленности детей 4-го года жизни в образовательной области, выявлены следующие результаты:

Начало учебного года:

Высокий уровень: 10 %

Средний уровень: 80 %

Низкий уровень: 10 %

На конец учебного года:

Высокий уровень: 55 %

Средний уровень: 35 %

Низкий уровень: 10 %

Вывод: по данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на среднем уровне. К концу учебного года дети стали проявлять интерес к общению со сверстниками, называют их по именам; в дидактических играх принимают игровые правила и действуют в соответствии с ними; охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и сверстниками, меняют интонацию голоса в зависимости от роли; проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

Больше уделять внимания обогащению сюжетных игр, умению вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Наладить взаимодействие с семьей по реализации общеобразовательной программы.

4. «Физическое развитие»

По итогам проведения обследования во второй младшей группе общеразвивающей направленности детей 4-го года жизни, выявлены следующие результаты:

Начало учебного года:

Высокий уровень: 29 %

Средний уровень: 67 %

Низкий уровень: 4 %

На конец учебного года:

Высокий уровень: 70 %

Средний уровень: 25 %

Низкий уровень: 5 %

Вывод: результаты большинства детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Дети данной возрастной группы к концу учебного года овладели простыми навыками поведения. Умеют аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. Расширились представление детей о подвижных играх с правилами, умеют ходить и бегать, сохранять равновесие в разных направлениях по указанию взрослого.

Расширились знание об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни. Продолжить работу по обучению детей в строевых упражнениях (строится в шеренгу и в одну колону по сигналу воспитателя) определять левую и правую руку.

5. «Художественно – эстетическое развитие»

По итогам проведения обследования во второй младшей группе общеразвивающей направленности детей 4-го года жизни, выявлены следующие результаты:

Начало учебного года:

Высокий уровень: 0 %

Средний уровень: 43 %

Низкий уровень: 57 %

На конец учебного года:

Высокий уровень: 25 %

Средний уровень: 55 %

Низкий уровень: 20 %

Вывод: Результаты освоения программного материала по образовательной

области «Художественно – эстетическое развитие» большей части детей группы в пределах возрастной нормы.

Конструирование: дети к концу учебного года умеют различать фигуры, строить по образцу, но затрудняются строить по заданным условиям, а также строить по собственному замыслу. При рассматривании схем выделяют части построек и рассказывают, из каких деталей состоит постройка.

Рисование: дети могут правильно держать карандаш и кисть, на не все дети держат правильно кисть и карандаш, умеют создавать простейшие изображения красками, различают основные цвета. Способны изобразить круг, предметы, состоящие из прямых и наклонных линий.

Лепка: дошкольники 4-го года жизни умеют отделять от большого куска небольшие кусочки пластилина, не все дети справляются, умеют раскатывать комочки круговыми движениями рук, могут создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их, путем прижимания друг к другу.

Аппликация: умеют предварительно выкладывать на листе изображения и приклеивать их, с затруднением. Аккуратно пользуются клеем.

Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско-родительского творчества.

Выводы:

Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы детьми по всем разделам.

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.

Проблемы:

• Не полностью укомплектована предметно-развивающая среда в соответствии с современными требованиями.

• Заболеваемость детей, многие дети часто болеют;

• Не у всех детей развита речь.

Успехи:

• Дети с удовольствием посещают ДОУ ;

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2022 – 2023 учебный год:

• Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

• Совершенствование работы по взаимодействию с родителями;

• Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

• Повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы.

Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).

Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.

• Активное участие в мероприятиях ДОУ.


В течение года были проведены следующие мероприятия

Работа с детьми

  • Праздник «День знаний», «Неделя книги»(сентябрь)
  • Утренник «Золотая осень»(октябрь)
  • Участие в онлайн – конкурсе «Осенние дары» КСЦ «Хойтобэе»

Гармаев Ардан

Кашкарова Виктория

Пиртанов Амгалан

Бадмаева Саина

  • Провели занятие для принятия участия в районном метод объединение: Опыты с водой «Капелька воды – на весь мир» (ноябрь)
  • Участие в онлайн – конкурсе подделок «Самый красивый Дед Мороз» КСЦ «Хойтобэе»

Шагдуров Майдар

  • Участие в конкурсе совместного творчества «Лучшая ёлочная игрушка» ДОУ (декабрь)

Жамбалова Эмилия – 1 место

Бадмаева Саина – 3 место

  • Утренник «Новый год» (декабрь)
  • Спортивный досуг ко дню Защитника Отечества «Быстрее, Выше, Сильнее» ДОУ (февраль)
  • Выставка детского творчества «Мамочка моя любимая» (март)
  • Утренник «В гости к нам пришла весна» (март).
  • Спартакиада «Витаминиада» (Апрель)
  • Оформление окон ко Дню Победы (май)

Работа с родителями

  • Конкурс смотр «Лучшее оформление игровых участков» ДОУ (Сентябрь)

Номинация «Очумелые ручки»

  • Проведение общего родительского собрания «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования» (октябрь)
  • Фотовыставка «Наши мамы – наша гордость» (ноябрь)
  • Привлечение родителей к оказанию помощи в подготовке к зимнему периоду на участке(декабрь)
  • Привлечение родителей к выставке стенгазет «Мой папа защитник» (февраль)
  • Проведение общего родительского собрания «Чему мы научились за год» (апрель)
  • Участие родителей в озеленении территории ДОУ и подготовка игровых площадок к летнему периоду. (май)

Работа педагога

  • Оформление стендов и уголков безопасности (пожарной безопасности и ПДД).
  • Участие смотр-конкурс на лучший «Уголок природы» ДОУ.
  • Прохождение курсов повышения квалификации на тему: «Особенности преподавания физической культуры в соответствии с ФГОС и профстандарта»
  • Выступление на педсовете с презентацией: «Организация развивающей предметно - пространственной среде в соответствии инновационной образовательной программой «От рождения до школы»».
  • Участие в конкурсе лучшее дидактическое игровое пособие для детей дошкольного возраста» ДОУ
  • Выступление на педчасе с мастер- классом: «Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»».
  • Участие в районе конкурсе «Нескучная среда»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алтан Сэсэг»

 

Рабочая программа дополнительного образования

Кружок театральной деятельности

 «Говорушки»

Во второй младшей группе

                                                                         

Воспитатель: Гордеева Э.Б.

.

с. Гурульба

2021гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                

  1. Целевой раздел программы

Цель программы                                                        

Задачи программы

  1. Содержательный раздел программы                                

Формы работы с детьми                                                                                 Режим работы кружка

Формы отчетности

Оборудование                                                                                

Календарно-тематическое планирование         

Литература        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке высмеиваются такие черты характера, как страх и трусость, вознаграждается трудолюбие, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

 Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

  1. Целевой раздел программы

Цель программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

          1. Обучающие:

  •  Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
  • Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

2. Развивающие:

  • Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

3.Воспитательные:

  • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Здоровьесберегающие технологии

  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика со словами;
  • Гимнастика для глаз;
  • Физкультминутка, динамические паузы.
  1. Содержательный раздел программы

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

                                                       Режим работы кружка:

День недели

Время в режиме дня

Четверг

15.30- 15.55

Максимальный объем образовательной нагрузки: 20 мин. Общее количество занятий в год – 24. Занятие проводит воспитатели.

                                                         Форма отчетности:

 Спектакли для детей раннего возраста. Мониторинг.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелеграф

- масочный

-театр рукавичек

- театр игрушек

3. Детские костюмы для спектаклей.

4.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

5. Музыкальный центр, видеоаппаратура.

6. Декорации к спектаклям.

7. Книги и иллюстрации к сказкам.

8.Методическая литература.

Календарно-тематическое  планирование на 2021 - 2022 учебный год

Содержание

Занятия

Задачи занятия

НОЯБРЬ

1

«Давайте познакомимся»

Игра: «Скажи свое имя ласково»

Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек.

2

- Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр);

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- Самостоятельная театрализованная деятельность.

Освоение навыков владения этим видом театра;

Развитие речевого дыхания;

Активизировать интонацию голоса: произнося фразы – грустно, радостно, сердито, удивленно; Воспитывать выдержку, терпение, соучастие

ДЕКАБРЬ

3

4

5

Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса.

- Показ сказки «Курочка Ряба» (театр рукавичек);

- самостоятельные театрализованные игры

- Артикуляционная гимнастика;

- игра «Перебежки»;

- пальчиковые игры;

- игра «Веселый бубен»,

 - игра «Эхо»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности;

развивать силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

 

6

7

Играем пальчиками.

- артикуляционная гимнастика;

-игра «вьюга»;

- упражнения на развитие сенсомоторики;

-этюд «старый гриб»;

- пальчиковая гимнастика;

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев.

Активизировать сценическую раскрепощённость.

ЯНВАРЬ

8

9

Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма.

- Инсценировка сказки «Репка»;

-Артикуляционная гимнастика; -упражнение угадай интонации;

-игра «Успокой куклу»;

-отгадываем загадки;

-этюд «Колокола»;

-игра «Волшебные превращения».

раскрепощение через игровую деятельность;

10

Многим домик послужил, кто только в домике не жил

- пересказ сказки;

- передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений;

-упражнения – этюды.

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

11

Косолапый приходил, теремочек развалил

- игра «Угадай героя»;

- драматизация сказки.

Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

ФЕВРАЛЬ

12

Конусный театр.

- показ сказки «Колобок» (конусный театр)

-самостоятельная театрализованная игра;

-игра «Одуванчик»

-этюды:

«Медведь в лесу»

«Волк и заяц»

«Хитрая лисица»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Вызвать положительный настрой при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений. Развивать фантазию.

13

14

Зачем нужны декорации.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимание.

15

Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

 Совершенствовать умение драматизировать сказку;

развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами;

Воспитывать у детей эмпатию;

Развивать социальные навыки общения.

МАРТ

16

17

18

Знакомство со сказкой «Теремок на новый лад».

- Чтение и беседа по сказке

Культура и техника речи. Драматические игры.

-Артикуляционная гимнастика;

-Игра «Птицелов»;

-пальчиковые игры;

- игра «Кошка и скворушка»;

- «заря»;

-этюды:

«Любимая игрушка»

«Любимый герой»

Донести сказку детям;

Закреплять умение распознавать поступки, характеры героев;

Логично и выразительно отвечать на вопросы по содержанию;

Воспитывать уважение к отвечающему.

Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;

Закрепить умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д.

19

-Артикуляционная гимнастика;

- Этюды:

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»;

-Игра «Изобрази героя»

Побуждать детей импровизировать;

Развивать умение показывать чувства и эмоции сценической платикой.

АПРЕЛЬ

20

21

22

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

-Артикуляционная гимнастика.

-Пальчиковая гимнастика.

-Упражнение на речевое дыхание.

-Разучивание ролей с детьми.

-Упражнения на выразительность речи.

-Работа над пластикой, мимикой, жестами

Формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

развивать воображение; расширять словарный запас;

активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

МАЙ

23

24

Показ сказки «Теремок на новый лад».

Показ спектакля родителям.

Показ спектакля детям других групп.

Итоговое занятие. Показать, чему дети научились за год.

Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:

  1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
  2. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
  3. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
  4.  Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»

2. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!»

3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.

laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников. Организация работы со способными детьми и их родителями.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель      Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...