Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников. Организация работы со способными детьми и их родителями.
статья

Петрова Светлана Витальевна

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель

      Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. На сегодня цель дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Система работы с детьми включает в себя   основные направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
  • выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;
  • организация работы с детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

Предметно-развивающая среда в моей группе организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать собственные возможности и интересы, свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. При организации зон обязательно учитываю интересы мальчиков и девочек.

Предметно - развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнѐрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Другими словами, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Создание специальной развивающей среды, способствующей выявлению способных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала:  в моей группе созданы различные развивающие зоны: центр физической культуры, уголок ЗОЖ, центр музыкального развития, центр математического развития, центр художественно-эстетического развития, центр для нетрадиционного рисования с детьми, центр развития речи и театрализованной деятельности, центр экспериментирования и исследовательской деятельности, уголок мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры разной направленности, уголок природы, патриотический уголок, спортивный уголок, ИЗО центр.  

Для развития творческой и познавательной активности детей привлекаю родителей, они помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми.


Работа с родителями одаренных детей я реализую по следующим направлениям:

  • Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  • Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации по вопросам детской одаренности «Одаренный ребенок в вашем доме», «Как развивать художественно-творческие способности у детей», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома». В ДОУ организуются конкурсы: «смотр – конкурс чтецов «С чего начинается Родина», смотр – конкурс «Песни - Победы»; выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.
  • Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми.

 На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           ЧУДЕСА ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

        Каждый ребёнок талантлив в определённой области развития, и для проявления его способностей в этом направлении, необходимо создавать условия способствующие развитию в данной области. В своей работе я исхожу из принципа, что каждый ребёнок  может быть талантлив в определённых областях развития.

Большинство детей любят рисовать, а рисование пластилином это вдвойне интересней. Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на плотной основе. В пластилинографии изображения получается ярким и красивым, рисунок при этом получаются в большей степени рельефными, при этом он легко корректируется. 

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Пластилинография  рассчитана и на  детей младшей группы, но полноценные занятия ориентированы на воспитанников средней и старшей групп.

Главная задача занятий с малышами – заинтересовать ребят, организовать процесс так,  чтобы были получены положительные эмоции, показать преимущества командной работы. В этом возрасте им доступны отдельные элементы уникального творчества.

В старшей группе на первое место выходит совершенствование техники.

Методы обучения сводятся к трем группам:

  • Иллюстративные- педагог показывает готовые работы, картинки по теме, сам выполняет действия, которые должны освоить дети;
  • Словесные- педагог объясняет, рассказывает, беседует с детьми;
  • Практические- дети выполняют упражнения с пластилином, постепенно отрабатывают приемы, играют, экспериментируют.

Формы работы с родителями:

Одним из важных условий в работе является активизация роли родителей.

Результат может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей. Если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки. А ведь ещё не так давно, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики сегодня ложится на плечи современных педагогов и родителей. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме освоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров. 

О значении нетрадиционной техники работы с пластилином я рассказываю родителям на родительских собраниях, через групповой чат  WhatsApp, регулярно обновляю информацию в родительском уголке через памятки, консультации, буклеты и т.д. Объясняю важность лепки, рассказываю о том, какую работу могут провести родители в семье для развития творческих способностей у детей, систематически оформляю выставку образцов работ по нетрадиционной лепке.

В работе с родителями использую не только коллективные формы работы, но и провожу индивидуальные беседы. Я считаю их наиболее эффективными, так как они позволяют наиболее точно объяснить родителям трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе учебной и самостоятельной деятельности.

Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.



Предварительный просмотр:

      КОНСУЛЬТАЦИЯ
   ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Одаренный ребенок в семье»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;

Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

Ребенок способен к нестандартным решениям;

Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;

Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Проблемы одарённых детей

Отсутствие интереса к занятиям в группе

Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

Трудности в общении со сверстниками

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

Отрицание социальных норм и общегрупповых правил

Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

Стремление к совершенству

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых

В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Методы работы с одаренными детьми:

Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

Кто такие «одаренные дети»?

В психологии нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к ней:

1. «Все дети талантливы».

2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».

На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.

«Одаренность» - системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Необходимо отличать от одаренности:

- Высокий уровень развития

- Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)

- «Ложную одаренность» - расширение нагрузки на сохранные функции (память, речь) провоцирует интенсивное развитие способностей, тормозит развитие высших психических функций.

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки, отличающие одаренного ребенка.

  1. Начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше сверстников. Быстрее овладевает навыками самообслуживания.
  2. Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов.
  3. Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.
  4. Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.
  5. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.
  6. Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.
  7. Склонен к серьезным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.
  8. Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.
  9. Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.
  10.  Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.
  11.  Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.
  12.  Не выносит глупости.
  13.  Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает кровать, убирает комнату.
  14.  Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному), лингвистические способности.

Психологические особенности развития одаренных детей.

  1. Неравномерность развития. Интеллектуальное развитие может опережать физическое, эмоциональное. Наблюдается: отставание в развитии тонкой моторики и моторной координации; проблемы общения (точки зрения, отличные от других, нетерпимость к критике, обостренная чувствительность к социальному отчуждению, командное поведение, монополизация внимания взрослого); повышенная истощаемость и проблемы произвольного поведения, саморегуляции (дети занимаются интересной деятельностью, делающей их одаренными и только), двигательная расторможенность; незрелость эмоционально-личностного развития; мотивационная незрелость (привлекает только яркая новая деятельность, а когда надо докопаться до сути – интерес пропадает).
  2. Нетерпимость жесткой регламентации (для творчески одаренных детей), трудности освоения навыков и правил социальной жизни.

Дети с признаками умственной одаренности.

Имеют высокий уровень развития умственных способностей:

  1. Познавательных (решение задач с 1 ответом)
  2. Творческих (решение открытых интеллектуальных задач).

В дошкольном возрасте складываются в первую очередь способности наглядно-образного мышления, воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними. К ним относятся:

- способность к наглядному моделированию (планирование),

- построение образа по отдельной части, признаку.

Далее развиваются способности  для решения логических, понятийных задач:

- выделение и обозначение словом существенных свойств вещей,

- математические способности.

Особенности общения взрослых с одаренными детьми.

Высокий уровень умственного развития детей влияет на их отношение со взрослыми. Не всегда взрослый для них безусловный носитель норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергать критическому анализу.

Задачи воспитателя в общении с одаренными детьми:

  1. Создание атмосферы доброжелательности, избегание жесткого пресечения отрицательных форм поведения.
  2. Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одаренных детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог.
  3. Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий).
  4. Поощрение и радость за успехи ребенка.
  5. Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех.
  6. Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности.

Работа с родителями ребенка с признаками одаренности.

По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие…У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше.

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:

  1. Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
  2. Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
  3. Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
  4. Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:

- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)

- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также  тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)

- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка

-  развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни

- развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ааапприи Презентация образовательного продукта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Северобайкальский Центр развития ребёнка детский сад «Золотой ключик» Персональная выставка воспитанника подготовительной группы « Капельки » Фимушина Димы и Дрыгенова Эрдэма Выполнила воспитатель: Петрова С ветлана Витальевна

Слайд 2

Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому педагогам образовательных учреждений нужно стараться помочь каждому ребенку самореализоваться ; дать ему ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Помочь детям раскрыть себя, заметить в каждом свою « изюминку » помогают персональные выставки детского творчества. Главное назначение выставок – это формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Родителям работа над персональной выставкой помогает лучше узнать своего ребенка, его интересы, вкусы, даёт возможность активно участвовать в его жизни, уметь сопереживать и видеть рост детей (творческий, интеллектуальный, эмоциональный). Для воспитателей и специалистов ДОУ персональная выставка обеспечивает возможность становления успешного взаимодействия друг с другом с целью выработки общих приемов работы. Для детей - это хорошая возможность самовыражения, самореализации. Персональная выставка способствует их эмоционально-чувственному развитию, доброжелательному отношению друг к другу.

Слайд 3

Представляем вашему вниманию персональную выставку работ воспитанника подготовительной группы «Капельки» Фимушина Димы на тему «Чудесные превращения волшебного пластилинчика ».

Слайд 5

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А.Сухомлинский Выставка работ воспитанника подготовительной группы «Капельки» Дригенова Эрдэма на тему «Мир глазами ребенка».

Слайд 7

Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей – одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного учреждения. Персональная выставка рисунков или работ из пластилина – самая простая, массовая, доступная форма работы, которая позволяет увидеть потенциал детей в наиболее полном объёме, наметить пути дальнейшего развития его дарования, возможность самому маленькому автору ощутить атмосферу публичности и значимость сделанного. Это прекрасная возможность для ребенка показать свои достижения и скрытые таланты. Нужно только вовремя разглядеть в каждом ребенке ту искорку таланта и неповторимости, которая отличает его от остальных. С этой целью мы и решили проводить персональные выставки наших воспитанников. Уникальность персональных выставок заключается в раскрытии индивидуальных способностей маленького автора. Такие выставки помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой. А у других детей появляется стимул к рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.

laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...