Проект "Зимушка - зима"
проект по теме

Тимошенко Елена Юрьевна

       На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Зимушка - зима"43.68 КБ

Предварительный просмотр:

Основные разработчики

Тимошенко Елена Юрьевна

Вид проекта

 информационно-игровой, творческий, исследовательский.

Цель

Приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи

  1. Развивать интерес родителей к жизни детского сада.
  2. Расширять формы работы с семьей.
  3. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.      

Образовательные:
— расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц);                                            

- формировать представления детей о безопасном поведении
зимой во время прогулки;

- расширять и активизировать словарный запас детей.                                      

Развивающие:
— формировать у детей умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- развивать речь, внимание, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

- воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей

Познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Сроки и этапы реализации

I. Подготовительный этап (ноябрь).

  1. Постановка цели, задач.
  2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта (ноябрь).

  1. Подбор художественной литературы.
  2. Подбор пособий для работы с детьми.
  3. Выбор форм работы с родителями.
  4. Выбор основных мероприятий.
  5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
  6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (декабрь-январь).

  1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
  2. Оформление буклетов, листовок.
  3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
  4. Творческие задания для родителей.
  5. Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
  6. Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговый этап (февраль).

  1. Создание ЛЭП-бука «Волшебница Зима».

Перечень основных мероприятий

  1. Разработка консультаций, памяток для родителей.
  2. Оформление, стендовой информации для родителей.
  3. Создание условий в группе и на игровом участке.
  4. Разработка конспектов мероприятий.

Исполнители проекта и основные участники

Воспитатель группы, дети 2 младшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
  2. Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
  3. Активизация словарного запаса детей.
  4. Усиление ресурсного обеспечения группы.

Актуальность проекта

          На современном этапе развития образования работа дошкольного образовательного учреждения направлена на подготовку ребенка к следующей ступени образования – начальному обучению. В своей работе каждый педагог ориентируется на целевые ориентиры, закрепленные ФГОС ДО. На этапе завершения дошкольного периода ребенок должен представлять собой самостоятельную, творческую активную личность с собственным мнением, умением взаимодействовать с окружающими и стремлением к познанию. Для решения поставленной цели недостаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.   

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в том, что  образовательная деятельность  реализуется при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Продуктом совместной деятельности детей со взрослыми является создание ЛЭП-бука «Волшебница Зима». Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект «Волшебница Зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Объем и содержание работы

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Физическая культура

Спортивное развлечение.

«Зимние радости»

Санки, набивные мячи, обручи.

Воспитатель,  родители

4-я неделя января

Игровая деятельность

Дидактическая игра 

«Когда это бывает?»

Лото

Воспитатель, родители

2-я неделя января

Продуктивная деятельность

Лепка

«Снеговик»

«Дерево зимой»

Пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки

Воспитатель

1-я неделя

декабря

2-я неделя января

Аппликация «Елочка нарядная»

«Пригласительный билет».

Альбомные листы, ножницы, цветная бумага, клей, салфетки

Воспитатель

4-я неделя декабря

3-я неделя декабря

Рисование

«Деревья зимой»

 «Снеговик»

 «Елочка наряд-ная»

Гуашь, альбомные листы, баночка для воды, салфетка, кисть.  

Воспитатель

3-я неделя января

1-я неделя декабря

2-я неделя января

Экология

Тема «Зимушка-зима»

Картины о зиме, зимних забавах

Воспитатель

1-я неделя декабря

январь

Экология

Наблюдения

Живая природа.

«Деревья зимой».

«Птицы» (воробей, синицы, снегири, голуби)

Кормушка

Воспитатель, родители

Декабрь-февраль

Неживая

природа.

«Снегопад».

«Снежинки».

«Снег» (свойства).

«Погода».

«Ветер».

«Солнце».

«Небо (облака, снежные тучи)»

Лупа

Ведерко с водой, формочки для песка

Флажки, султанчики

Воспитатель, родители

Декабрь-февраль

Труд людей.

«Строительство горки».

«Расчистка участка от снега».

«Труд дворника».

Лопаты

Воспитатель родители

Декабрь-февраль

Ознакомление с окружающим Развитие речи

Беседы.

 «Первый снег»

«Приметы зимы»

«Одежда людей зимой»

«Звери зимой»

Тема.«Зима»

Иллюстрации

Воспитатели

1-я неделя декабря

3-я неделя января

2-я неделя февраля

1-я неделя февраля

Заучивание стихотворения.

К. И. Чуковский «Елка».

Книга

Воспитатель

2-я неделя декабря

Чтение художественной литературы

Сказки. «Лиса и заяц», обр. В. Даля.

«Заюшкина избушка»

Книги, иллюстрации художников к сказке, кукольный театр

Воспитатель

1-я неделя декабря

Книги, иллюстрации художников к сказке, кукольный театр

Воспитатель

4-я неделя января

Поэзия. К. И. Чуковский «Елка».

Е. Ильина «Наша елка»

Книги, иллюстрации

Воспитатель

2-3-я неделя декабря

Проза. Л. Воронкова «Снег идет» (из книги «Снег идет»).

Книги

Воспитатель

3-я неделя января

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Лопатки

Воспитатель, дети, родители

декабрь-февраль

Расчистка скамеек от снега.

Метелки

Воспитатель, дети, родители

декабрь-февраль

Постройка снежного городка на участке

Лопатки

Воспитатель, дети, родители

декабрь-февраль

Музыка

Слушание. «Елочка», муз. М. Красева

Елка

2-я неделя декабря

Пение. «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.

Иллюстрации

3-я неделя декабря

2-я неделя декабря

Театрализованные представления. «Заюшкина избушка»

Декорации к сказке, костюмы, маски,

афиша, музыкальное сопровождение

1-я неделя февраля

Консультации, памятки, рекомендации, буклеты для родителей

Консультации.

«Праздник дома».

«Родители – авторитет для ребенка».

Памятки.

«Весело встретить праздник».

Рекомендации.

«С друзьями веселее».

Буклеты. 

«Новогодние игрушки своими руками».

«Игры с детьми».

Консультации

Памятка

Рекомендация

Буклеты

Воспитатель

2-я неделя декабря

2-я неделя января

Праздники, развлечения, конкурсы, выставки

Творческое задание

«Снежинка»

Конкурс 

«Новогодние игрушки»

Конкурс «Снежный городок»

Творческое задание «В мастерской деда Мороза»  

Выставка детских рисунков «Волшебница Зима».

Фотоальбом «Зимушка зима»

Буклеты

Лопаты, лейки, игрушки

Фотоальбом

Воспитатель, дети, родители,

3-я неделя декабря

2-3 неделя декабря

3-я неделя января

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

1-я неделя февраля

Праздники, развлечения, конкурсы, выставки

Творческое задание

«Письмо Деду Морозу»

Бланки писем

Воспитатель, дети

1-я неделя декабря

Объем и содержание работы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

Интеграция образовательных областей

Наблюдения с детьми

Птицы зимой (Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке)

Деревья (Наблюдение за деревьями)

«Где зимуют почки?»

Деревья и кустарники

Участок нашей группы. Наблюдение за явлениям природы зимой (иней, снег, гололед, метель).

«Зачем нам зима?» (Наблюдение за состоянием погоды)

Познание

Опыты, эксперименты, поиск

«Где прячутся листья?»

«Насекомые зимой»

«Какой бывает снег?»

«Снег – вода – лед»

Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий)... Опыты со снегом и льдом.

Познание

Чтение произведений

  • «Я знаю, что нужно придумать»       А. Барто;
  • «Поет зима, аукает…» С. Есенин
  • «Зима» И. Суриков
  • «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
  • «Лес зимой» В. Бианки.
  • «Под снегом на лугу» Н. Павлова
  • «Снег – что это такое?» З. Трофимова.
  • Стихи и рассказы про праздник Новый год.

О. Высотская

«На санках», В. Берестов

  • «Гололедица», А. Босев «Трое», М. Познанская
  • «Снег идет», Д. Чуяко
  • «Сосульки», Н. Мигунова
  • «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,
  • А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; Сказки:
  • «Зимовье зверей»,
  • «Рукавичка»,
  • «Лиса и волк».

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций, картин

  • Серия «Зимние забавы»
  • Серия «Зимние праздники»
  • Серия «Звери зимой»
  • Серия «Художники о зиме»

Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Коммуникация

Развитие речи

социализация

Игровая деятельность

Дидактические игры: 

«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»;

Настольно-печатные игры:

«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».

социализация

Непосредственно образовательная деятельность

(занятия)

Развитие речи: «Зимний лес»;

Ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»;

Интегрированное занятие: «Эх, Зимушка, Зима!»;

Занятие –развлечение : «Зимние забавы»;

Физкультурное развлечение: «Мы морозов не боимся!»;

Интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»

математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, художественное творчество, здоровье, социализация

Беседы

  • «Зима и дети. Зимние забавы»
  • «Если б не было зимы…»
  • «Зачем людям зима?»
  • «Зима в лесу»
  •  «Если хочешь быть здоров…»,
  • «Опасный лед»;
  • Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. можно заболеть)

Безопасность

социализация

Музыкальные произведения

(слушание)

  • «Зимняя сказка»
  • «Кабы не было зимы..»
  • «Весёлая зима»
  • «Новогодний ветер»
  • «Раз морозною зимой»
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

музыка

Художественно- эстетическая деятельность

Обыгрывание новогоднего утренника

«Новогодняя сказка»; Русская народная игра

«Зимний хоровод»; драматизация сказки

«Заячья избушка»; Разучивание песен:

«На санках», «Бубенцы звенят

Коммуникация

Музыка

Физкультурно - оздоровительная деятельность

Подвижные игры «Мороз - красный нос»,

«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».

Безопасность

Здоровье

Развивающая среда

Сюжетные картины на зимнюю тематику. Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Книжки - раскраски

«Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»; фотоальбомы на тему «Зимушка-зима»

Социализация

Познание

Продуктивная деятельность

Работы по аппликации на темы: « Падает снег», «Кружатся снежинки». Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу», «Снежный лес».

Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей». Лепка из пластилина на темы «Снеговик»,

  • «Весёлые снеговички»;
  • (рисование)
  • «Любимая варежка»;
  • (рисование)
  • «Новогодняя ёлочка»;
  • (Рисование+аппликация):
  • «Елочка в снегу»

         Коммуникация

Познание

Труд

Работа с родителями (Информационный материал для родителей)

  • Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»
  • Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату
  • юного исследователя»
  • Рекомендации «Опыты и эксперименты с детьми зимой»,
  • «10 мифов о морозной погоде»;
  • Игры с ребенком зимой;
  • Профилактика гриппа и других простудных заболеваний.
  • Выставка детских поделок на тему «Зимушка - зима».
  • Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

      Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет  эффективно общаться, расти духовно и физически.

Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации радостного и интересного дошкольного детства.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес позволяет проектная деятельность.

В проекте  интегрированы сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применения их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения  более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который  соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

 Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Принципы организации проектной деятельности:

- ключевой фигурой в организации проектной деятельности является ребенок;

- проектно-исследовательская деятельность является формой креативного труда для приобретения опыта «самостоятельной деятельности и личной ответственности детей;

- проектная деятельность является одним из способов привлечения семьи к проблеме образования, позволяющей выявить и реализовать скрытые способности детей.

Проектная технология – это совокупность приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентаций этих результатов в различных ее формах. Проектная технология представляется как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность:

  • Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
  • Во-вторых, требует от ребенка поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
  • В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурозначимого продукта.

 Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

 Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, обеспечением активности детей в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....