Проект "Я живу в Югре"
проект (старшая группа) на тему

Гильманова Оксана Геннадьевна

Проект направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_yugre.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в  Югре»

Актуальность проекта:

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее  эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Тип проекта: Информационно-творческий

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях  родного города и края. 
  2. Воспитывать любовь к своей малой Родине средствами литературных произведений
  3. Формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси.
  4. Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы; формировать бережное отношение к природе родного края.

  1. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
  2. Расширять знания и представления детей о фольклорных и авторских произведениях коренных народов севера.
  3.  Создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей

Мероприятия:

1. Рассматривание альбомов «Национальные костюмы», «Природа и животные севера».

2. Рассматривание и чтение книг о ХМАО; чтение произведений коренных народов севера ( авторские); проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы… »; 3. Раскраски по мотивам национальной одежды севера (по желанию)

4. Выставки рисунков: «Когда говорят о России – я вижу родную Югру», «Национальный костюм народов севера», «Вечерние закаты Югры», «Оленье пастбище», «Узоры ханты и манси».

5. Конкурс рисунков: «Царь тайги», «Мой город».

6. П/и «У медведя во бору», «Важенка и оленята», «Солнце» на прогулке.

7. Ручной труд в семье «Олень из бросового материала»;

 8. Знакомство с фольклором народов ханты.

 9. Художественная деятельность, посвящённая Югре.

8. Изготовление панно «Северные ягоды»

10. Создание книжки-малышки «Моя Югра».

11. Создание лепбука «Моя Югра»

Предварительная работа:

• Подбор литературы, иллюстраций.

• Подбор презентаций.

Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно – образовательного процесса;
  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
  3. Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.

Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год

Прогнозируемые результаты:

К концу реализации проекта дети должны:

  • знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;
  • знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
  • знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;
  • знать  особенности хантыйского костюма, его орнамент.

Средства реализации проекта:

  1. Экскурсия в краеведческий  музей «Эхо Югры»;
  2. Рассказы с целью сообщения знаний;
  3. Беседы с детьми;
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Создание коллекций (фотографий, альбомов);
  6. Изобразительная деятельность;
  7. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
  8. Просмотр мультимедийных презентаций.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2017-2018 уч.год.

  • обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
  • подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • сбор информации из различных источников по теме;
  • создание предметно-развивающей среды в группе;
  • разработка методического материала по теме.

II этап – основной – ноябрь – апрель 2017-2018 уч.год.

  • организация и проведение циклов занятий;
  • проведение совместных экскурсий и мероприятий;
  • создание Югорского уголка  в группе;
  • разработка и изготовление практического и наглядного материала;

III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2017 – 2018 уч.год.

  • обобщение результатов работы по проекту;
  • анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  • презентация  опыта работы по проекту.

Перспективный план работы с детьми

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Наш проект «Моя Югра»

Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае.

2.

«Путешествие в осенний лес»

Расширять представления детей об осенних приметах и явлениях природы нашего края, растительном  мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

3.

«Щедрые дары природы Югры»

Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу.

4.

«Родной свой край люби и знай»

Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями.

Октябрь

1.

 «Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

2.

«Быт и традиции народов севера»

Развивать познавательный интерес.

Создать условий  для формирования у детей  интереса к национальной культуре народов севера.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

«Одежда народов севера»

Знакомство с национальным костюмом народов севера.

Ноябрь

1.

«Музыкальные инструменты народов севера»

Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси.

2.

«Птицы нашего края»

Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц.

3.

«Животные Югры»

Формировать у детей бережное и доброе  отношение к природе родного края Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и необходимости ее оберегать.

4.

«Книга зимы – следы на снегу»

Познакомить детей с жизнью животных нашего края зимой. Учить различать следы зверей. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Декабрь

1.

«Мужчины и женщины в семье»  

Расширять представления детей  о культуре народов ханты и манси.

2.

 Викторина «Природа родного края»

Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

«Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания

Январь

1.

« Детские писатели Югры»

Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

2.

«Мой город: вчера и сегодня»

Сформировать представления об истории города.

3.

«Символика родного города»

Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания.

Февраль

1.

«Достопримечательности нашего города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях Города Пыть-Ях.

2.

«Улицы нашего города»

Дать детям знания об улицах нашего города; воспитывать любовь к родному городу.

3.

«Знаменитые земляки»

Познакомить детей с земляками, прославившими наш город; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

4.

«Есть такая профессия  Родину защищать»

Воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1.

«Традиционная кукла ханты и манси»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

2.

«Женские образы»

Закреплять у детей женские образы, которые несут доброту, аккуратность, трудолюбие, заботливость, преданность у всех народов.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

Хантыйская кукла «Акань»

Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань.

Апрель

1.

«Праздник  Вороний день «Вуранга  хатл»  

Расширять  знания   детей о традиционном празднике, о традициях народов севера.

2.

«Куклы-деревья

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу – березу; показать последовательность ее изготовления и приемы; объяснить, как подбирают цвета ткани.

3.

Куклы-ягоды

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

4.

«Многонациональная Родина»

Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей;  понимание того,  что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Май

1.

« Этих дней не смолкает слава!»

Обогащение знаний детей о героях нашего края.

2.

« Их помнит Россия, их помнит  Пыть-Ях».

Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе.

3.

«Природные богатства нашего края»

Закреплять  представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

4.

 «За что мы любим свой край»

Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Я живу в Югре»

Проект «Я живу в Югре»...

Проект «Я живу в Югре»

Проект «Я живу в Югре»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в Югре"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект «Я живу в Югре»

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо з...