Статья
статья на тему

Михайлюта Вера Ивановна

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством фольклорных форм работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey.docx424.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Рябинушка\Desktop\фото сделанные\Вера И 11.jpg

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством фольклорных форм работы

В детском саду я работаю двадцать девятый год, и понимаю, как бывает порой не просто воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку войти в непривычный для его мир детского сада.  Думала, как заинтересовать детей, привлечь их внимание, развить в них ум, и обогатить душу каждого малыша. Решила создать вокруг детей атмосферу творчества. Воспитывая детей, замечала, как тянется душа ребёнка к образному языку произведений народного творчества, как ненавязчиво и естественно учатся они сопереживать, видеть прекрасное. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, чтобы смогли в будущем самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ, всё то, что связано с народной культурой. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи, русский дух свободы творчества в русской пляске или устный народный фольклор. Поэтому с раннего возраста, начиная с 1 младшей группы,  решила работать в данном направлении и выбрала для себя парциальную программу О.Л. Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры».

Начала работу по познавательному развитию с элементами фольклора. Я обратилась за помощью к народному поэтическому слову, которое давно служит людям. Это песенки, потешки, прибаутки, считалки, стихи, народные игры. Правильно  подобранная  мной потешка, помогла установить контакт с детьми. При общении с детьми заметила у них интерес к фольклору, пробудила в них чувство симпатии к незнакомому человеку. Обследовала каждого ребёнка и увидела, что речь плохо развита у большинства детей,  и нужно заниматься над звукопроизношением. Поставила себе задачу, как легче подойти к этой проблеме, чтобы детям было интересно, привлечь к себе внимание, а главное научить правильно произносить звуки, слова. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскудение русского языка, исчезает его красота, образность. Моей задачей было показывать детям красоту русского языка через устное народное творчество и поэтапно формировать у детей интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Также я поставила себе задачу над системным ознакомлением детей с малыми фольклорными жанрами. Хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, всё это позволит за короткий срок дать детям многое в плане их умственного развития. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности. Младших детей знакомлю с колыбельными песнями. Ребята не только слушают, но и стараются сами напевать куклам про гулей, про Кота-ворота. Применяю элементы новизны в своей работе с  детьми по познавательному развитию с элементами фольклора. Использую фольклорные пальчиковые игры: «Ладушки», «Бежали мимо речки смешные человечки», «Сорока-ворона» и другие. Дети с большим удовольствием повторяют за мной, стараются самостоятельно играть, обыгрывать и запоминать текст пальчиковых игр. Ребята тренируют мелкую моторику пальцев, что оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка. Тем самым я добиваюсь, чтобы речь у детей развивалась лучше, а малоактивные дети больше включались в игру без стеснения. Через тексты потешек я помогаю активизировать речь детей, побуждая их к высказываниям, звукоподражаниям.  

                                                 

В среднем возрасте большое место отвожу народным сказкам, пословицам загадкам. Знакомство с новой потешкой происходит поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применяю действие игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем использую пальчиковый театр. Тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, я стала включать потешки, припевки на занятиях с данным звуком, а также и в повседневном разговоре с детьми.

Со старшими детьми использую беседы и более сложный фольклорный материал. Составляем загадки о предметах старинного русского быта. Дети становятся сообразительнее, начинают логически думать. Стараюсь обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову, привнести настроение раскрепощённости на занятиях, постепенно раскрывая содержание произведений. Прибегала к принципу наглядности, используя методический приём «обыгрывание» действий. Вносила принцип цикличности действий в процессе последовательного освоения фольклорного текста. Использую приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми. Красочный наглядный материал, мнемотаблицы, мнемодорожки помогают детям лучше усвоить данный материал или тему. Увлекаю детей содержанием художественного произведения, ходом разворачивающихся событий в тексте. Использую игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу. Обыгрываем потешки, сказки, учимся сочинять свои сказки, менять концовки к сказкам. Все занятия проходят в игровой форме, использую игры на чувства, «минутки юмора», «минутки смеха».Работу над звукопроизношением закрепляем в детском саду с логопедом, который ведёт работу с детьми и даёт консультации для родителей и воспитателей.  Элементы фольклора  включаю во все занятия, учитывая интересы детей. В группе оформляем выставки детских работ по изодеятельности «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка». Знакомлю детей с традициями гостеприимства, с жизнью русского крестьянина через игры, беседы, развлечения. С музыкальным работником знакомим и проводим с детьми праздники: «Святки», «Рождество», «Колядование», «Масленица», «Пасха». В работе с детьми использую народные игры: «Подковка», «Баба-Яга», «Козёл». Применяю настольный, теневой, пальчиковый театр при рассказывании сказок. Дети с большим интересом сами участвуют в драматизации.

        С 1 младшей группы был организован кружок «Колобок», это помогало мне совершенствовать грамматическую структуру речи детей. Посредством фольклорных произведений я учу понимать детей «доброе», «злое», как противостоять плохому, защищать слабых. Дидактические игры, упражнения с разным данным звуком, дети учатся произносить громко, умеренно, тише. Учу детей понимать юмор в фольклорных произведениях, повторять и приговаривать фразы с юмором. Это помогает совершенствовать образную речь, лучше запоминают данный материал.

Таким образом детям стал доступен смысл потешек, небылиц, речь становилась понятной, чёткой, внятной. И тогда я решила дополнительно заниматься по основам христианской культуры. Для этого я повысила свою квалификацию в областном институте по подготовке преподавателей  православной культуры. Участвовала в работе регионального экспериментирования по духовно-нравственному воспитанию детей. Познакомила родителей с книгой С. Афанасьевой «Основы христианской культуры». Родители поняли, что растёт понимание необходимости обращения к национальным культурным традициям, к нашим духовным истокам. Записала желающих детей в кружок «Сердечко» с разрешения родителей. С детьми закрепляли знания о православных праздниках на основе нравственных рассказов, суждений – стали относится верно к добру и злу. Ребята были очень удивлены кружковой работой: моделировали сказки, заучивали новые стихи, проводили беседы с элементами диалога, готовили новые пособия к играм. Запросы родителей удовлетворяются, учитываются интересы детей, что даёт позитивные результаты. В группе создала обстановку для детей, которая помогает получать новые знания. Оформлен уголок ряжения, русской избы, которые постоянно дополняю атрибутами. Детям стал близок фольклор, они стараются контролировать  своё поведение.  

       Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, имеют запас знаний  сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В своей работе использую современные образовательные технологии: личностно-ориентированные(обеспечиваю комфортные, безконфликтные и безопасные условия её развития); гуманно-личностные (отвергаю принуждение, исповедую идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку); сотрудничества (реализую демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка); здоровьесберегающие (гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, пальчиковые игры, прогулки на свежем воздухе с использованием подвижных игр, контролирую проветривание помещений); свободного воспитания(делаю акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя свой выбор ребёнок заявляет свою позицию); игровые; развивающее обучение, позволяющее развивать творческую личность, готовой к жизни в современном обществе; дифференцированное обучение, согласно которому даю детям знания по принципу: каждому на уровне его возможностей и способностей, учитываю индивидуальность каждого ребёнка; интерактивные технологии, которые используются мною на занятиях, кружковой работе, в работе с родителями. Благодаря современным педагогическим технологиям  образовательный процесс осуществляется эффективно.

     

Литература:

  • О. С. Ушакова  «Программа развития речи дошкольников» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г.
  • Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г.
  • Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» изд. «Детство – Пресс», Снкт-Перебург,  2008 г.
  • О. Л. Князева, М. Д. Маханёва  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...