Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Загребина Ирина Владимировна

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Цели и

Задачи

технологии

Автор

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка.

Константинова А.И. «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год.

Назарова , А.Г. Игровой стретчинг/А.Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург.

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Развитие и коррекция осанки ребёнка, формирование правильных движений, серии движений.

 

- Развитие и коррекция психических функций.

 

- Развитие способности ориентироваться в пространстве.

 

- Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

 

развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни

Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410.

 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410.

 

Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.

 

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

 

3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.

 

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Развлекательную  –  создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную  –  формирует моральные и нравственные качества

Обучающую  –  давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную  –  способствовать выздоровлению.

И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». [2008]

В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».

Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

 

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами.

Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать.

Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Повысить уровень своих знаний о подвижных играх с правилами и методике их проведения.

Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

 

2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.

 

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

 

4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.

 

5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

 

Использование в коррекционно-педагогической работе с детьми йоговских упражнений и релаксационных тренажей помогает решить следующие задачи:

 

- укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;

 

- формирование положительных эмоций и чувств.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

 

- произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей;

 

2) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

Т. С. Овчинникова, Издательство: КАРО

 2006

 

Интернет ресурсы: https://aldebaran.ru/author/s_ovchinnikova_t/kniga...

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

 

Задачи:

предупреждение утомления,

укрепление глазных мышц

снятие напряжения.

общее оздоровление зрительного аппарата.

Автор: Коновалова Нина Геннадьевна

Редактор: Попова Г. П.

Издательство: Учитель, 2015 г.

Серия: Инструктору физического воспитания ДОУ

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/516239/

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Укрепление здоровья детей;

Восстановление нормального физиологического дыхания через нос;

Направление энергии детей «в мирное русло» и полное удовлетворение потребности в двигательной активности;

Кольгина К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 162-164.

 

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

 

Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

Обучать элементам массажа.

Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.

Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

Развивать интеллектуальные функции.

Развивать двигательную память.

Воспитывать бережное отношение к своему телу.

 

Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г. Стр: 336

 «Оздоровительный массаж» Год выпуска: 2007г., Автор: Голубева Л. Г.

Издательство: «Просвещение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Цели и

Задачи

технологии

Автор

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка.

Константинова А.И. «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год.

Назарова , А.Г. Игровой стретчинг/А.Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург.

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Развитие и коррекция осанки ребёнка, формирование правильных движений, серии движений.

- Развитие и коррекция психических функций.

- Развитие способности ориентироваться в пространстве.

- Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни

Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410.

Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Развлекательную  –  создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную  –  формирует моральные и нравственные качества

Обучающую  –  давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную  –  способствовать выздоровлению.

И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». [2008]

В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».

Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами.

Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать.

Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Повысить уровень своих знаний о подвижных играх с правилами и методике их проведения.

Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.

5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Использование в коррекционно-педагогической работе с детьми йоговских упражнений и релаксационных тренажей помогает решить следующие задачи:

- укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;

- формирование положительных эмоций и чувств.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

- произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей;

2) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

Т. С. Овчинникова, Издательство: КАРО

 2006

Интернет ресурсы: https://aldebaran.ru/author/s_ovchinnikova_t/kniga_artikulyacionnaya_i_palchikovaya_gimnast/

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

предупреждение утомления,

укрепление глазных мышц

снятие напряжения.

общее оздоровление зрительного аппарата.

Автор: Коновалова Нина Геннадьевна

Редактор: Попова Г. П.

Издательство: Учитель, 2015 г.

Серия: Инструктору физического воспитания ДОУ

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/516239/

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Укрепление здоровья детей;

Восстановление нормального физиологического дыхания через нос;

Направление энергии детей «в мирное русло» и полное удовлетворение потребности в двигательной активности;

Кольгина К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 162-164.

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

 

Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

Обучать элементам массажа.

Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.

Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

Развивать интеллектуальные функции.

Развивать двигательную память.

Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г. Стр: 336

 «Оздоровительный массаж» Год выпуска: 2007г., Автор: Голубева Л. Г.

Издательство: «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Современные здоровьесберегающие технологии

Консультация для воспитателей.  Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...