Семинар-практикум на тему: «Актерское мастерство воспитателей и его использование в педагогическом процессе и праздничных мероприятиях ДОУ»
консультация на тему

Василенко Марина Леонидовна

В семинаре -практикуме мы предлогаем не только теоретический материал на тему "Актёрское мастерство педагогов" но и его значимость  для работы в детском саду. Так же предлогается практическая часть. Игра "Актёрский ринг" с различными заданиями на развитие актёрского мастерства и обсуждения ситуаций, которые могут возникнуть на утренниках в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему:

«Актерское мастерство воспитателей и его использование в педагогическом процессе и праздничных мероприятиях ДОУ»


          На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. Социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствовании.

Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

При изучении педагогического творчества и активизации роли воспитателя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма — важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.

Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог — одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его воспитанники соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель -эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакля — с другой.

Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др. Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и др. Таким образом, психические процессы являются орудием, средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям и составляют психофизическую основу театральной педагогики.

Безусловно, актерскому мастерству люди учатся годами у великих мастеров и это их огромный плюс. Для нас плюсом является изучение актерского мастерства в реальном времени, на практике, исполняя многочисленные роли в различных мероприятиях, а также возможность каждодневного наблюдения за живыми, яркими эмоциями наших воспитанников.

  Работая в дошкольном учреждении, педагогам постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, в которых просто необходимо актёрское мастерство. Такие ситуации могут возникнуть на праздничном мероприятии, которое является неотъемлемой частью жизни детского сада. Утренники -  это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

      Успех каждого мероприятия зависит от многих факторов: и правильно выбранного сценария, и количества репетиций, ведущего, и конечно яркость и правдивость сыгранных ролей.

      Чтобы не быть голословной и не пускаться лишь в теоретические суждения об актерском мастерстве предлагаем игровой практикум  «Актёрский ринг»

Как вы уже заметили, у каждого из Вас имеется элемент театра.  Предлагаем Вам разделиться на команды по элементам театра. Прошу команды занять свои места! Итак, определились наши команды для участия в игре «Актёрский ринг».

(педагоги разделились на команды по элементам театра и дают название).

- Разрешите представить Вам наших жюри, которые сегодня будут оценивать работу  наших команд. За каждый правильный  ответ и выполненное задание - команда будет получать по жетону.

Представление команд.

А мы предлагаем вам немного размяться перед игрой. И ответить на несколько несложных вопросов:

Разминка

Вопросы для разминки:

1.способность отчетливо произносить слова в речи (дикция) 

2.перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза) 

3.манера ходить, поступь (походка) 

4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова) 

5. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация) 

6. Чувство, душевное переживание (эмоция)

7. Движение рукой, что-то обозначающее (жест) 

8. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка) 

9. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)

10. Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент) 

11. Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр) 

12. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)

И мы приступаем к основной части нашей игры, где Вам будет представлено несколько заданий.

Игры на развитие актерских способностей:

1. Тембровая окраска (прочитать отрывок стихотворения или фразу в соответствии с предлагаемым образом)

- пожилой человек

-ребенок

-суетливый человек

-голос дьявола

-зажигающий шоумен

-разозленный начальник

-продавец с востока

- болит зуб

- попала соринка в глаз

-жмут туфли

-пирожок во рту

2. Сохранение образа (пройти заданную дистанцию)

-с осторожностью

-с любопытством

- с чувством тревоги

-с чувством разочарования

(пройти заданную дистанцию, изображая разные причины)

-согреться

-размяться

-высохнуть

-чтобы обратили внимание на новый костюм

3. Развитие памяти (Собравшиеся встают в круг. Первый участник предлагает свое движение, второй выполняет движение предыдущего и предлагает свое(отличное от предыдущего),третий повторяет движение первого и второго, и предлагает новое движение и т.д)

4. Упражнение на внимание «зеркало» (Два человека стоят напротив друг друга. Один показывает движения, совершаемые каждое утро. Другой с точностью копирует его, опаздывая на 1-2 секунды)

5. Игра «Ассоциации». Нужно без слов, используя только мимику, жесты объяснить заданное, не известное для собравшихся слово, словосочетание или предложение.

6. Придумать ситуации во время праздника и проиграть её.

Например, двое ведущих, стоящих в разных частях зала, хотят что-то друг другу объяснить. Но могут это сделать только невербальным способом. Все игроки команды придумывают ситуацию, а один из них пытается объяснить другой команде о чём идёт речь.

7. Игра «Смена ролей». Попробуйте не менее 50 секунд говорить речь голосом :

  • персонажа – ворчливого пенсионера в социальном учреждении, возмущающегося величиной его пенсии, высокими налогами, правительством, шумными соседями, грязным подъездом, дождем на улице и т.д.
  • А теперь вы злой начальник, который был в отпуске, а за это время ни один сотрудник не удосужился подготовить отчёт и выполнить полный объем заданной ему работы. Блистайте 50 секунд в данном образе.
  • А как вам нудный оратор, читающий по бумажке, смахивающий пот с лица, судорожно теребящий волосы, пиджак, воротник? Расслабьтесь и доверьтесь своему образу, он препроводит вас в волшебный мир перевоплощений.
  • А напоследок, убедитесь, как сложно сыграть зажигающего ведущего, тамаду, клоуна или лидера ЛДПР.

8.  «Мозговой штурм».

К примеру, ведущий  говорит слово «гаснут», а команда должна назвать все предметы, которые могут гаснуть. (зажигаются, горят, и т.д.)

В последней части нашей  игры мы хотим задать вам дополнительные вопросы, для получения дополнительных жетонов.

Рассмотрим роль педагога на празднике в детском саду. Ведущий – это душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. Он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации. Он должен хорошо знать  песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки.

?: Что определяет общий настрой и темп ведения праздника?

Ответ:  Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника.

Ведущий не только должен хорошо знать (а не читать) сценарий праздника, но и уметь «заполнять собой» возникшие паузы.

  На утреннике  нужно держаться  свободно, естественно. Говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Оживляйте речь  уместной шуткой, вопросами к детям, гостям.

?: Какую помощь воспитатель должен оказать музыкальному руководителю:

Ответ:  Перед утренником педагог группы должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков. Ещё раз обговорить с музыкальным руководителем сложные моменты праздника.

?: За что отвечает воспитатель во время утренника?

Ответ: Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов.
          ?: Почему важно задать хороший темп празднику и не допускать растянутость праздника.  

Ответ: Утренник должен проходить в хорошем темпе. Растянутость выступлений, паузы – расхолаживают детей, утомляют, нарушают единую линию эмоционально-физической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего активное участие взрослых, их степень ответственности к подготовке, не за неделю до праздника, а с момента получения на руки сценария.

При обсуждении сценария и определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, и, подключение всего коллектива педагогов.

?:  Каким должен быть внешний вид воспитателя во время утренника?
Ответ: Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими. Поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, черные колготки, высокие «шпильки», «шлёпки».

?: Какие непредвиденные ситуации могут возникнуть во время утренника?

Ответ: Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты с детьми (не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.

        ?: Как правильно нужно закончить праздник?

Ответ: Научитесь организованно заканчивать праздник!  Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь  с ними, предложите детям выйти из зала организованно.

Подведение итогов.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельно...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Взаимодействие родителей и воспитателей в процессе подготовки праздничных мероприятий.

Это и создание особого настроя на праздник, ведь предвкушение определенно долгожданного события ничуть не менее важно для ребенка, чем само это событие!...

Семинар-практикум для родителей. Тема «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ»

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"

Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"Цель:...

Семинар-практикум «Повышение ИКТ компетентности педагогов. Мастерство презентаций»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мыш...