Проекты
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Гукова Марина Викторовна

Модернизация и реформирование всей образовательной системы требуют от нас повышения качества образования, что, наряду с другими составляющими включает повышение качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов. Именно эти свойства и определяются аттестационной комиссией при установлении квалификации педагога и его педагогической деятельности.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx435.19 КБ
Файл proekt_muzey.docx49 КБ
Файл nastavnechestvo.docx66.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Проект по теме: «Что такое экономика?»

http://www.vetka.by/wp-content/uploads/2012/08/vetkovski_raion_children_baby_018928.jpg

выполнила: Гукова М.В.

п. Тазовский

2016 г

Цели и задачи проекта

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Перечень основных мероприятий

1. Изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать? »

5. Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Исполнители проекта

• воспитатели группы;

• заведующий детским садом;

• старший воспитатель;

• музыкальный руководитель;

• воспитатели групп;

Ожидаемый результат реализации проекта - дети, понимающие и ценящие окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважающие людей, умеющие хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видящие красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведущие себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролирующие свои потребности в соответствии с возрастом.

Целевая группа проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.

Актуальность

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна не разработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей (А. В. Запорожец, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.

Новизна материала

Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

При составлении проекта опиралась на известные работы Г. Н. Годиной, Л. А. Голуб, Т. В. Дробышевой, Е. А. Курака, А. Н. Орешиной, И. А. Сасовой, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой и других авторов по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Экономика и дошкольник», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация проекта “Что такое экономика?” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Содержание деятельности

Воспитатель осуществляет:

- разработку и реализацию проекта;

- программное обеспечение проектной деятельности;

- выполнение комплекса мер по реализации проекта:

- подбор игр;

- использует дидактические игры на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях и в свободной деятельности;

- подбирает советы и консультации для педагогов и родителей;

- составляет сборники словесно - дидактических игр и упражнений;

- изготавливает и приобретает атрибуты для сюжетно - ролевых игр;

- подбирает материал для проведения занятий.

Основные партнеры:

- старший воспитатель

- музыкальный руководитель

- воспитатели групп

Целевые группы проекта

Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Целевые группы, их интересы

Дети 5-7 лет - наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители - повышение уровня знаний по теме проекта.

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

Педагоги - приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников экономических знаний;

- накопление практического материала;

- проявление интереса к проектной деятельности.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап (подготовительный)

- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

- проведен теоретический анализ экономической и психолого - педагогической литературы.

- разработаны критерии, показатели и уровни оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

- спрогнозировать ожидаемые результаты и риски проекта.

- оптимизировать программно- методическое обеспечение УВП в группе.

II этап (основной)

 1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мониторинг эффективности проекта.

3. Проведение занятий для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

4. Спланированы и проведены экскурсии в банк, магазины.

5. Организованы и проведены сюжетно - ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

6. Изготовлены и проведены игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции.

7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через:

- составление плана совместной работы;

- выступлений на педагогическом совете;

- консультации;

9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через:

-консультации;

-родительское собрание;

- совместное с детьми изготовление товара для ярмарки;

- оформление «папки – передвижки».

10. Систематизировать накопленный материал.

Календарно – перспективное планирование

Мероприятие

Описание

Ответственный

1

Чтение и обсуждение рассказов. Пётр Кошель «История денег» Рассказы для детей

Занятие 1 «Что такое деньги?», «Первые деньги». «Какие еще были деньги»

Воспитатель

Занятие 2 «Что такое банк?». «Бумажные деньги». «Первые металлические деньги».

Воспитатель

Занятие 3 «Первые монеты на Руси». «Русский рубль». «Пятак - самозванец». «Первые монеты».

Воспитатель

Занятие 4 «Монеты раньше и теперь». «Фальшивые деньги». «Что такое инфляция?».

Воспитатель

2

Беседа

Дети и деньги

Воспитатель

3

Игры и развлечения

Сюжетно – ролевая игра «Менялы»

Воспитатель

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Воспитатель

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Воспитатель

Развлечение «Волшебная мнетка»

Воспитатель

4

Демонстрация коллекции монет родителям

Родители, дети , воспитатель

III этап (заключительный)

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Аукцион детских работ».

5. Показательное занятие для воспитателей детского сада «Банк».

Материально - техническое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин»;

- магнитофон;

- аудиокассеты с музыкой;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно - печатные игры;

-пополнение игротеки настольно-печатными играми;

-сюжетно - ролевые игры «Банк», «Кафе»;

- видеокамеру для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности;

- видеомагнитофон.

Программно - методическое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

- программа «Радуга» Т. Н. Дороновой;

-программа «Дошкольник и. экономика» А. Д. Шатова

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр.

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

- библиотека методической литературы; - сборники игр и упражнений;

-обогатить библиотеку новинками методической литературы;

- комплекты по развернутому перспективному планированию по программе «Радуга»;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

Календарный план по реализации проекта

Мероприятия

Описание

Ответственный

1

Диагностика знаний детей по экономике

Диагностика знаний детей по экономике

Воспитатели группы, старший воспитатель.

2

Анализ ресурсного обеспечения проекта

Анализ кадрового потенциала, подбор программ, методик

Старший воспитатель, воспитатель группы

3

Проектирование

Создание рабочей группы по реализации проекта в количестве 7 человек. Распределение членов группы (сетевой координатор, заместитель, члены рабочей группы)

Старший воспитатель, воспитатели группы

4

Повышение квалификации воспитателя

Самообразование, курсы повышения квалификации, в течение года.

Старший воспитатель, воспитатель

5

Мониторинг уровня развития

Обработка данных диагностики за два года.

Старший воспитатель, воспитатель

6

Приобретение

Дидактические, настольно - печатные игры; аудиокассеты; сюжетно - ролевые игры «Кафе», «Банк», «Овощной магазин».

Воспитатель

7

 Изготовление  

- дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки - передвижки для родителей.

Ожидаемые результаты

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Что такое экономика?» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Оценка результатов

В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг знаний детей по экономическому образованию.

Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.

Критерии оценивания Показатели Индикаторы

Инструмент измерения

Уровень развития знаний детей по экономическому образованию. Количество детей с высоким уровнем развития

Средний уровень

Повышение знаний по экономическому образованию детей - дошкольников

Диагностические методики

Навыки педагогической культуры родителей Активность родителей в процессе обучения детей экономическим знаниям Повышение активности родителей в воспитании и развитии детей Отзывы, публикации, опросники

Кадровые потенциалы Компетентность педагогов Прохождение курсов повышения квалификации Свидетельство о повышении квалификации

Дальнейшие результаты проекта

1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

2. Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний.

3. Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников.

4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Форма представления результатов проекта

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.

Список литературы

Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163

Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127

Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95

Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М. : Владос, 2000. – с. 125

Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

д/с «Радуга»

_______________Синельникова О.В.

ПРОЕКТ

по социально- коммуникативному развитию детей подготовительной к школе группы «Знайки»

«Едейко: от русских истоков к началу…».

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0d03651666366eaff7684426c983ae3a&n=33&h=215&w=323

                                                                            Воспитатель:

Гукова Марина Викторовна

п Тазовский 2017 год

Пояснительная записка

Данный проект разработана на основе «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Данилюка А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А., программы развития личностной культуры дошкольников «Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князевой О.Л., Маханевой М.Д, «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и др.

Проект носит название «Едейко: от русских истоков к началу…», в котором заложен смысл формирования начальных нравственных базовых ценностей, к началу социализации, гражданственности, познанию мира и себя в нем, патриотизма и т.д.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князевой О.Л., Маханевой М.Д. и содержание учебно-методического комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре и определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации.

Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников - это направление, которое формирует личность ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого, оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд в образовательном процессе.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

Актуальность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, образовательным учреждением, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, эмпатийность).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных и народных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Знакомство с русской народной культурой , в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения

Цель проекта «Едейко: от русских истоков к началу…»: Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта: 1. Создать условия для укрепления ценностно-смысловой сферы личности.

2. Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.

3. Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.

4. Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.

5. Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного города, края.

6. Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

7. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

8. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

В содержание рабочей программы заложен воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания материала в каждом блоке осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Разными средствами, методами и приемами в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям, передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей русского народа.

Ценностные ориентиры содержания проекта:

 ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;

 ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели;

 ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;

 ценность слова, как возможность общаться;

 ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

 ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка;

 ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

 ценность познания мира;

 ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Образовательный процесс с дошкольниками организуется через кружковую работу, образовательную деятельность в режимные моменты, совместную деятельность со специалистами детского сада и родителями воспитанников на основе интеграции разных видов детской деятельности и образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Кружковые занятия проводятся раз в неделю во второй половине дня по 4 блокам:

 традиции и обычаи русского народа;

 устное народное творчество;

 праздники «солнечный хоровод»;

 не красна изба углами, а красна пирогами;

Организация работы по блокам ведется с использованием следующих форм:

ознакомительные беседы, игры, музыкальная, театрализованная и изодеятельность, викторины, рассматривание и обсуждение картин, ручной труд, чтение и разучивание произведений малого фольклора, придумывание небылиц, стихов, просмотр видеофильмов, экскурсии, целевые прогулки, встречи, проведение различных праздников, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, педагогическая ситуация, ситуация морального выбора, ситуативный разговор, проектная деятельность, поручения и задания, проблемные ситуации, экспериментирование, элементарные исследования и конструирование.

Для реализации проекта используются наглядный, словесный, практический, репродуктивный объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, интерактивный методы и методы стимулирования, а также печатные, аудиовизуальные, демонстрационные, наглядные плоскостные средства и электронные образовательные ресурсы.

Ожидаемые результаты:

 сформированность первых представления о культуре своего народа, обычаях;

 обогащение словарного запаса детей;

 сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

 развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;

 развитие эмоционально-волевой сферы;

 сформированность первых представлений о своей истории, традициях и обычаях русского народа;

 обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа;

 сформированность первоначальных навыков доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способности различать нравственное и безнравственное;

 сформированность первоначальных универсальных учебных действий.

Содержание проекта

Проект представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом пяти блоков:

«Традиции и обряды русского народа»,

«Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство»,

«Праздники «солнечный хоровод»,

 «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

Содержание каждого из 4 блоков организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия.

Реализация ее осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимные моменты, совместную деятельность со взрослыми.

1 блок Традиции и обряды русского народа

Культура и традиции русского народа. Октябрь пахнет капустой. Синичкины именины. Поэзия русского народного костюма. Наум – грамотник. Новый год на Руси. Ждём весну! Сретенье! Путешествие в прошлое России. Нет милее дружка, чем родимая матушка. Со светлой Пасхой.

2 блок Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство 

Что летом родится – зимой пригодится. Шалуны – балуны. Народная игрушка. На печи лежим – сказки слушаем. Пришла коляда – отворяй ворота. Готовимся к Масленице. К худой голове своего ума не приставишь. Сороки. Русские народные потешки. Шутки шутить – людей насмешить. Вербный базар.

3 блок Праздники «солнечный хоровод»

Осенние посиделки. Кузьминки. Святки. Ой, ты, Масленица! Благовещение. Пасха.

4 блок Не красна изба углами, а красна пирогами 

Дом, дом - открой свою тайну. Хлеб – всему голова. Что расскажет нам старинная прялка. Весела была беседа. Мило тому, у кого всего в дому. Эх, чай, чай, чай. Уж ты кумушка, встречай!

                         Перспективное планирование по музейной педагогике

Тема

Задачи

Сроки

1 БЛОК: Традиции и обряды русского народа

1

Культура и традиции русского народа

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, расширить представления о её природе, культуре (устное народное творчество, народно – прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии как традиция

Сентябрь

2

Октябрь пахнет капустой

Познакомить с характерными для октября явлениями природы, народными обычаями проведения вечёрок – капустниц

Октябрь

3

Синичкины именины

Развивать интерес к жизни зимующих птиц, формировать стремление заботиться о них, и оказывать поддержку. Познакомить с традициями проведения праздника на Руси и приметами, связанными с этим днём

Октябрь

4

Поэзия русского народного костюма

Расширить представления детей о русском народном костюме, особенностями его изготовления и использования. Развивать воображение. Обогащать словарь детей.

Ноябрь

5

Наум – грамотник

Познакомить с историей обучения грамоте на Руси, святыми покровителями учения; предметами письменности (чернильницы, перья)

Ноябрь

6

Новый год на Руси

Дать представление об отличительных особенностях проведении Нового года на Руси

Декабрь

7

Ждём весну! Сретенье!

Познакомить с народными приметами и обычаями этого дня, вызвать интерес к народным праздникам, чувство восхищения к традициям русского народа

Февраль

8

Путешествие в прошлое России

На примерах былин показать смелость, мудрость и силу русского народа, богатырей Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.

Март

9

Нет милее дружка, чем родимая матушка

Воспитывать чувство бережного отношения к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери

Апрель

10

Со светлой Пасхой

Обогащать знания детей о празднике Пасхи. Развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность.

Май

2 БЛОК: Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство

1

Что летом родится – зимой пригодится

Познакомить с историей создания календаря. Упражнять в отгадывании загадок; развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе

Октябрь

2

Шалуны - балуны

Развивать интерес к народным играм. Формировать понимание содержаний словесного творчества русского народа, вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества

Ноябрь

3

Народная игрушка

Закрепить знания о народных промыслах; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Ноябрь

4

На печи лежим – сказки слушаем

Углублять интерес к сказкам. Формировать умения выразительно передавать интонацией и голосом характерные черты сказочных персонажей. Воспитывать на примере народной сказки нравственные качества.

Декабрь

5

Пришла коляда – отворяй ворота

Обогащать знания детей о празднике «Святки»; разучивать новые колядки; познакомить с разными видами гадания; научить изготавливать маски для праздника «Святки».

Январь

6

Готовимся к Масленице

Познакомить с названиями дней масленичной недели; разучить заклички, приговорки, игры к празднику; Научить изготавливать «солнышки» различными изобразительными средствами и материалами

Февраль

7

К худой голове своего ума не приставишь

Дать представление детям о мудрости и глубоком смысле пословиц и поговорок русского народа. Показать детям значение знаний, использовать пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости в общении друг с другом.  

Март

8

Птицы

Познакомить с народными приметами и обычаями этого дня; изготовление «птиц – счастья». Воспитывать бережное отношение к природе и развивать эмоционально- чувственную сферу детей.

Март

9

Русские народные потешки

Обогащать лексику произведениями малого фольклора, побуждать к выразительному чтению произведений, показать значение фольклора в формировании нравственных качеств детей.

Апрель

10

Шутки шутить – людей насмешить

Познакомить с народным юмором (дразнилки, небылицы, докучные сказки); показать выразительность, образность и красоту русского слова, и его значение в воспитании положительных качеств личности

Апрель

11

Вербный базар

Расширять знания детей о вербном воскресенье, обрядах, обычаях этого дня; совершенствовать умение изготавливать кукол – закруток и показать их роль в благополучии семейной жизни; развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.

Май

3 БЛОК: Праздники «солнечный хоровод»

1

Осенние посиделки

Познакомить с посиделками, традиционными для русской народной культуры; учить бережно относиться к фольклорным традициям русского народа; приобщать к традиционной культуре на основе использования фольклора (песни, загадки, пословицы, скороговорки); формировать умение участвовать в совместной с другими детьми игре, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых.

Октябрь

2

Кузьминки

Расширить представления детей и родителей о народных обрядах осени, учить использовать старинные слова и выражения, воспитывать умение исполнять народные песни, хороводы, активно включаться в игры.

Ноябрь

3

Святки

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; продолжать знакомить с обрядовыми праздниками; использовать музыкальный фольклорный материал в повседневной жизни; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Январь

4

Ой, ты, Масленица!

Способствовать приобщению детей к традициям отечественной культуры; продолжать знакомить детей с малыми жанрами русского фольклора: (частушки, поговорки, загадки); развивать музыкальные способности; развивать творческие способности детей, совершенствовать их исполнительные умения и навыки; воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Февраль

5

Благовещение

Дать детям представление о встречи весны на Руси, продолжать знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками; Расширять кругозор, закреплять знания детей о первых признаках весны, развивать наблюдательность, внимание; Учить исполнять русские народные песни, сопровождать пение движениями, хороводами; Воспитывать любовь к народным традициям, русскому народному творчеству

Апрель

6

Пасха

Закрепить с детьми знания о празднике «Пасха»; развивать интерес к культуре предков; вспомнить об обычаях и обрядах, связанных с праздником;

Май

4 БЛОК: Не красна изба углами, а красна пирогами

1

Дом, дом - открой свою тайну

Познакомить детей с устройством горницы русской избы и с теми предметами, которые в ней находятся, о крестьянском быте.

Сентябрь

2

Хлеб – всему голова

Систематизировать знания детей о хлебе и значении его в жизни русского народа; познакомить с орудиями труда, которыми пользовались в старину при выращивании и переработке зерна: соха, борона, серп, жернова; сравнивать их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитывать уважение к хлебу, как национальной ценности и нелегкому труду хлеборобов

Октябрь

3

Что расскажет нам старинная прялка

Познакомить детей с прялкой, рассказать какое место она занимала в жизни женщин на Руси.

Ноябрь

4

Весела была беседа

Закрепить знания детей о домашней утвари. Дать знания о колыбельке, люльке, зыбке, вспомнить колыбельные песни.

Декабрь

5

Мило тому, у кого всего в дому

Познакомить детей с укладом жизни русского крестьянства, с традициями гостеприимства, культурой трапезы

Февраль

6

Эх, чай, чай, чай. Уж ты кумушка, встречай!

Закреплять знания о русской избе и национальной кухне, используя пословицы и поговорки

Март

Материально-техническое обеспечение проекта

 Главная цель проекта – формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Реализация этой цели ставит перед воспитателем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально- техническом обеспечении.

Для успешной работы по программе целесообразно организовать уголок по краеведению, которая станет той информационной средой, в которой будут проходить разные мероприятия с дошкольниками.

В детском саду имеются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

 технические средства обучения (доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; компьютер, телевизор, музыкальный центр, мульти проектор, диапроектор, экспозиционный экран, принтер, сканер, фото- и видеотехника;

 мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием рабочей программы;

 библиотечный фонд и печатная продукция (учебно-методические комплекты, хрестоматийные материалы, энциклопедическая и справочная литература, художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным блокам рабочей программы).

Литература

1. Алешина М.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ,2005.

2. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». СПб. «Детство - Пресс».1999.

3. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4. Гладких Л.П., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008.

5. Год души. Православный церковный календарь.-М.:ООО «Сантагма», 2010.

6. Данилюк А.Я.,.,Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- М., «Просвещение» , 2009.

7. Журнал «Детская энциклопедия»,№3,2011. Познавательный журнал для девочек и мальчиков.

8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. – сост.Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, о,Н.Корепанова и др.-3 –е изд., перераб.и дополн. –СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.

 9. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно- методическое пособие. -2-е изд.; перераб. и доп.-СПб.: «Детство- Пресс»,2006.

10. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005.

11. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ, 2005.

12. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.- сост.Натарова В.И. и др.-Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005.83

13. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр.доп.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.

15. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. –М.:ТЦ Сфера, 2011.

16. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО «Творческая педагогика», 1998.

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Едейко: от русских истоков к началу…»

 ДЕТЬМИ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ

Критерии оценки уровня знаний, умений, навыков детей

Высокий уровень: представления сформированы, ребенок дает точные, правильные ответы, полученные знания использует в самостоятельной деятельности.

Средний уровень: представления ребенка нечеткие, сформированы недостаточно, ребёнок допускает неточности, отвечает по наводящим вопросам взрослого, полученные знания использует не всегда.

Низкий уровень: представления не сформированы, ответы ребенка неправильные, он не проявляет интерес к изучению, не принимает участия в мероприятиях.

Вопросы для обследования детей дошкольного возраста

1. В какой республике мы живем? Почему она так называется?

2. Какие государственные символы России ты знаешь? Почему они нужны?

3. Какие цвета на флаге России? Что они обозначают? Где их можно увидеть?

4. Опиши герб России.

5. Узнай гимн России (по магнитофонной записи). Что делают люди, когда слушают государственный гимн?

6. Что нарисовано на гербе г. Барабинск? Почему?

7. Какой город является столицей РФ? Назови достопримечательности г. Барабинска. Какие музеи, памятники, учебные заведения родного города вы знаете?

8. Чем занимались раньше мужчины, женщины? Какие у них были орудия труда?

9. Назови элементы мужской (женской) русской национальной одежды.

10. Выбери русские мужские и женские головные уборы.

11. Какие блюда русской кухни ты знаешь?

12. Какие ты знаешь народные обычаи, которые выражают уважение к взрослым, показывают признаки гостеприимства?

13. Какие народные праздники ты знаешь? Проводите ли вы их в детском саду, селе, городе?

14. Назови русские народные сказки. Какие народные игры ты знаешь?

15. Узнай по звучанию музыкальные русские народные инструменты.

16. Назови русские имена и фамилии.

17. Назови русские названия рек, озер.

18. Какие русские, татарские узоры ты знаешь? Назови и нарисуй их.

19. Каких русских художников, скульпторов, композиторов ты знаешь?

20. Назови известных русских писателей, поэтов, их произведения.

21. Каких известных людей нашего города ты знаешь? Как они прославили себя, наш край? Есть ли города, села, улицы, названные их именами? Перечисли, какие памятники им воздвигнуты?

22. Чем богата наша республика?

23. Что ты знаешь о природных богатствах нашего края?

 24. Почему «Красная книга» так называется? Какова ее главная цель? Назови лечебные травы. При каких болезнях их можно использовать

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

 2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Формирование представлений детей о родном поселке

1. Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой по данному вопросу? Подчеркните да, нет.

2. Какие вопросы вызывают у вас затруднения?

3. В каком направлении Вы хотели бы усовершенствовать свои знания? (Подчеркните.) Теоретическая подготовка, методическая подготовка.

4. Каким формам повышения квалификации Вы отдали бы предпочтение? (Подчеркните.) Самообразование, консультация, семинар.

5. Если бы Вам представилась возможность выбора тематики исследовательско-экспериментальной деятельности, то, в каком из них Вы приняли бы участие?

 Методика ознакомления с историей города (разработка конспектов занятий по алгоритму – все возрастные группы);

Отбор и систематизация материалов по темам, создание информационных текстов для педагогов;

Переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей;

Разработка методов и приёмов активизации познавательной деятельности детей (методов развивающего обучения);

 Разработка новых дидактических игр;

Создание предметно-развивающей среды.

6. Какими профессиональными умениями по данному вопросу

Вы могли бы поделиться? ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Высокий уровень - Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природноклиматические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень - Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны; заботится о близких проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень - Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Методическое обеспечение

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 1997. - 261 с.

2. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - Творческий центр СФЕРА. – М, 2009 86

3. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

4. М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – LINKA-PRESS. – М, 2003

5. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 255 с.

 6. Алешина Н.В. – Патриотическое воспитание дошкольников – М.: УЦ «Перспектива», 2008

7. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду/ Под редакцией Л.А. Кондрыкиной. - М: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.

8. Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – Мы живем в России – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010

10. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Москве. – М.: Ижица, 2004.

11. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

12. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

13. С чего начинается Родина? /Под ред. Л.А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2004

14. Зацепина – Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников – М.: Мозаика- Синтез, 2008

15. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. – Дошкольникам о Москве и родной стране - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010

16. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.

17. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. – Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет – М.: Айрис-пресс, 2009

18. Тематический словарь в картинках. Блоки с 1 по 10. – М.: Школьная Пресса, 2005.

19. Пособия по игровой деятельности:

20. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. – М.: ДОМ, 2007.

21. Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

22. Губанова Н.Ф. – Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2009

 23. Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.

24. Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37.

25. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996.

26. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.

27. Новоселова С.Л., Ревуцкая К.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ. – М., 199

 



Предварительный просмотр:


        Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому ее нужно рассматривать как важный фактор работы над образовательным процессом.  

        Однако, на базе нашего детского сада существует реальная проблема недостаточной эффективности действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области познавательного развития детей дошкольного возраста. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе при подготовке к занятиям, на педсоветах, консультациях, семинарах являются существенными проблемами. И сейчас встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным, грамотным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, я пришла к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Выбрав формы и методы работы с педагогами, я поставила цель моей работы- научить педагогов создавать систему работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

                                                                                                                                           

                                                                                                                                             … Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…

- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость
и любознательность.

                                                                                                                                           Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

                                                                             что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни                        

                                                                                                                               заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

                                                                                                                                   Открывайте всегда что-то недосказанное,

                                                                                                              чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё

раз возвратиться к   тому, что он узнал.
                                                                                               В.А. Сухомлинский.

        Появившись на свет, маленький человек начинает свой длинный путь размером в целую жизнь. С первых минут он выполняет разные действия, чтобы познать мир, в котором живёт. Кто же поможет ему действовать так, чтобы открыть всё необычное, понять все непонятное, объяснить всё необъяснимое? Только те, кто живёт его проблемами и заботами. Это мы – взрослые: родители, педагоги, воспитатели. Многие задают вопрос, как помочь ему действовать так, чтобы не разрушить, а создать, не просто пользоваться, а использовать, не только брать, но и отдавать? Ответ прост: «Не преподноси ребёнку истину, а научи его, её находить». И задача педагога в этой ситуации, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. 
     В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Познавательные интересы- это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия- это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
       Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
      Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (ФГОС пункт 1.4.7.)
На  учебный год как одну из задач можно поставить  - формирование познавательных действий у воспитанников через интегрированный подход всех видов деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Любая практика должна опираться на теорию. И здесь важно помнить, что как у любого познавательного действия есть свои компоненты:
1. Мотивационный. В основе любой деятельности ребёнка лежат потребности, на их основе у него появляется интерес, любознательность, активность.
2. Ребёнок поставил цель и иногда, чтобы её добиться ему приходиться подчинять этой цели своё поведение, управлять им, поэтому следующий компонент – эмоционально-волевой.
3. Любое познание начинается с представления образа, который потом уточняется, дополняется, исправляется ребёнком. Поэтому третий компонент познавательного действия когнитивный.
4. Если ребёнок увидит, поймет, как выполняется действие, то будет искать новые пути его выполнения, проявляя при этом своё творчество и воображение. Поэтому следующий компонент – предметно-практический.
Все компоненты действия тесно связаны друг с другом, интегрированы. Но их можно легко заменить детскими вопросами «Что это?» + «Какое это?» + «Зачем это?» + «Для чего это?» = «Знание», «Опыт» = ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. А развитие познавательной деятельности, а значит и формирование познавательных действий, основная задача реализации ООП с учетом ФГОС. 
      Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению должна проходить через все разделы программы. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- изучение современных подходов к проблемам познавательного развития дошкольников;
- создание условий, способствующих, реализации познавательного развития воспитанников, их творческого потенциала;
- использование современных технологий по познавательному развитию детей.
Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: 
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для познавательного развития(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: 
- использования ИКТ технологий, 
- экспериментирования, 
- проектной деятельности,
- методами ТРИЗ, 
- знаково-символическими средствами- моделирование.
        Одним из важных условий реализации системы познавательного развития в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.
         В каждой возрастной группе создаются условия для познавательного развития: уголки экспериментирования, игровые уголки, мини-музей, книжные уголки. Уголки должны содержать разнообразный материал, пособия, игры. Педагоги должны активно использовать  технические средства обучения.
Организация образовательного процесса
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на познавательное развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- организованная деятельность (образовательная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к познавательной деятельности и развитие творческих способностей (игры, продуктивная деятельность).
       Для формирования познавательного интереса педагоги должны «погрузить» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении. 
     Цель деятельности педагога - создание условий, способствующих саморазвитию личности, дать возможность каждому воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. При этом изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который строится в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивает личностный смысл его деятельности, способствует становлению личности реализующей ценности в жизни.
      В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием взрослого.

      Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития. Таким образом, во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимально эффективного развития.
        Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Работа по развитию познавательных процессов и мыслительной активности детей дошкольного возраста будет малоэффективна, если не найдет поддержки в семье, если родители не станут активными помощниками, заинтересованными в успехах своего ребенка.
     Кроме этого все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по познавательному развитию может реализоваться коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада может успешно сотрудничать с детской библиотекой, школой, краеведческим музеем, другими дошкольными учреждениями поселка. 

     Предполагаемая система работы направлена не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование предпосылок учебной деятельности. А также позволит нам добиться положительных результатов. 
     Таким образом, система работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в разных видах деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей позволяет реализовать цели и задачи познавательного развития. 

Перспективный план работы с педагогами по направлению «Познавательное развитие» на 2017 – 2018уч.год.

Форма мероприятия

Тема

Цель

Срок

1

Творческая гостиная

«Познавательное развитие детей

Организация взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создать обстановка свободного, непринужденного общения по данной теме

Сентябрь

2

Открытые занятия

«Что я умею?»

Познакомиться с методикой работы педагогов по познавательному развитию

Сентябрь

3

Работа с инструктивно-директивными документами. 

«Если не знаю, то научусь»

Показать педагогам о необходимости знакомиться с тем или иным документом, учиться применить его к своей работе и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению своих недостатков.

Октябрь

4

Мастер -класс

«Учусь писать конспекты занятий»

Познакомить педагогов с методикой написания конспекта занятия

Октябрь

5

Семинар - практикум

«Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов»

Научить педагогов развивать у детей основные компоненты познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблем

Ноябрь

6

Квест

«Знакомитесь: ТРИЗ»

Познакомить педагогов с технологиями ТРИЗовской программы

Ноябрь

7

Конкурс микро групп

«Веселый математик»

Определить лучшую микро группу по написания конспекта занятия по математике.

Декабрь

8

Мастер-класс

«Познавательное развитие. Формы и методы работы с родителями»

Закрепить новые формы и методы работы с родителями по познавательному развитию.

Декабрь

9

Конспект интегрированного занятия – поход в подготовительной группе.

«Поход к водоему в лабораторных условиях»

Программное содержание: 1. Развивать познавательную активность детей, умение высказывать свои мысли, суждения, отстаивать свою точку зрения. 2. Закрепить у детей туристические навыки передвижения по пересеченной местности: болото, тоннель, поваленный лес, река, холм. 3. Научить переправляться через реку с помощью веревки. 4. Продолжать работу по обогащению детей знаниями по экосистеме пруда. 5. Познакомить с обитателем пруда лягушкой, с процессом ее размножения. 6. Упражнять детей в решении экологических проблем и ситуаций. 7. Воспитывать бережное отношение к природе, желание прийти к ней на помощь, умение увидеть удивительное в мире природы.

Январь

10

Музыкальный салон

«Мы поем о природе»

Познакомить педагогов с методикой применения музыкального сопровождения на занятия по познавательному развитию

Февраль

11

Игра с педагогами:

«Брейн ринг»

 «Экология и туризм»

 Уточнить и систематизировать знания педагогов по вопросам экологии туризма

Февраль

12

Мастер – класс

ИКТ – технология

Углубленно освоить и внедрять в педагогический процесс ИК- технологию, так как применение мультимедийных обучающих игровых программ помогают повысить у детей познавательную и творческую активность.

Март

13

Брифинг

«Вопрос – ответ»

Организовать встречу, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов.

Март

14

Смотр-конкурс.

«Лучший макет эко-системы»

Привлечь педагогов к созданию макетов природы для развития детей дошкольного возраста

Апрель

15

Тематическая выставка.

«Конспекты по познавательному развитию»

Познакомить педагогов с лучшими конспектами по познавательному развитию

Апрель

16

Конкурс проектов

«Ознакомление с трудом взрослых»

Выбрать лучший проект для дальнейшей реализации его в детском саду  

Май

17

КВН

«Знатоки познавательного развития детей дошкольного возраста»

Закрепить знания, приемы, формы и методы работы с детьми по познавательному развитию.

Май

18

Круглый стол

Подводим итоги работы

Подвести итоги работы по данному направлению, изучить новые предложения для дальнейшей работы.



В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...