Исследовательская деятельность как условие формирования образа «Я» у старших дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

 

В старшем дошкольном возрасте происходит базисное становление самооценки. Это уникальный по своей значимости период развития ребёнка, время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. В 6-7 лет ребёнок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других. Поэтому важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat_deyatelnost_kak_uslov._ya.pptx.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 37

Исследовательская деятельность как условие формирования образа «Я» у старших дошкольников

 

   

                                                                                                Подготовила:

                                                                             воспитатель логопедической группы

                                                                             Иванова Е.А.

Ст.Новопокровская

2017

В старшем дошкольном возрасте происходит базисное становление самооценки. Это уникальный по своей значимости период развития ребёнка, время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. В 6-7 лет ребёнок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других. Поэтому важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.

    Исследовательская деятельность  как условие формирования самостоятельности и инициативы у  дошкольников строится на методах самостоятельного,  творческого  исследовательского поиска.   Дети   большие любители     чего-то новенького,   им нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами.  

Современные материалы исследований показывают, что представления ребёнка о себе и его отношение к себе не являются врождёнными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребёнка зависит от той информации, которую ему предоставляют взрослые и сверстники.

Ребёнок может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для него важно «что» он делает,  и  «как» это надо делать и каким способом.

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растёт, живёт, появляется.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду, воды - в лёд и т.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес.

Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

В период дошкольного детства «островки» познавательно- исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий. К старшему дошкольному возрасту познавательно - исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своимипознавательными мотивами , осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой - либо сфере жизни.

Материал для познавательно-исследовательской деятельности можно условно разделить на следующие типы:

 -объекты для исследования в реальном действии;

   -образно- символический материал;

   -нормативно- знаковый материал.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом диапазон материалов расширяется, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создаёт возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

 При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов, растений и т. п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных «сложных» объектов, разработанных специально для детского экспериментирования. Большое место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии, позволяющие исследовать механику действия сложных реальных объектов (ветряная мельница, подъёмный кран-лебёдка, модели парусников), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, лупа, светофильтры).

Образно-символический материал должен отражать многообразие природного и рукотворного мира, задавать необходимость сравнения, поиска, наглядного моделирования связей и отношений.

Это разного вида картинки для классификации предметов, серии картинок по исторической тематике, позволяющие исследовать и упорядочивать сложные явления природного и социального мира.

Все эти взаимосвязи ребёнок легче постигает, если средством их исследования выступают наглядно-графические модели.

Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост, между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии.

В арсенале образно-символического материала должны также появиться наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, планы местности и т. п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, погодных явлений). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребёнка и содержат элементы наглядно-графического моделирования. Эти материалы могут быть дополнены коллекциями, марок, монет, расширяющих кругозор детей.

Нормативно-знаковый материал в жизни детей должен занимать существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и т.п., материалы, которые дети осваивают в свободной деятельности и в непринуждённом общении с взрослыми. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования. Наборы образно - символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках, стеллажах. Здесь же находится иллюстрированная познавательная литература.

Главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, что в процессе исследования:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

      -развивается речь ребёнка.

      -происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.

      -формируется самостоятельность, образ «Я».

     -развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.      

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её надо рассматривать не как самоцель и развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.     Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение                              давать  адекватную  самооценку уметь  творить  и сотрудничать вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.  

И  задача  каждого  педагога    так  построить  процесс  воспитания, обучения,  развития, чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка, его внутреннему миру.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

развивить  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности....

Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

развивать  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности...

Консультация для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста"...

«Исследовательская деятельность как условие формирования инициативы у детей старшего дошкольного возраста»

Психологи рассматривают самостоятельность как волевую черту личности, способность осуществлять какую -либо деятельность без посторонней помощи....

Консультация "Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста".

Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...