Мастер-класс "Особенности работы младшего воспитателя в группах компенсирующей направленности"
методическая разработка на тему

Щербина Лариса Александровна

мастер-класс для младших воспитателей о работе в группах компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

РМО младших воспитателей дошкольных организаций

Выселковского района

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

                                                            Подготовила:

                                       старший воспитатель

                                 МБДОУ ДС № 28

                           Щербина Л.А.

В любые времена, человек рождаясь и взрослея, уже не мог представить себя без общества его   окружающего. И во многом на становление    личности    всё же влияет социум, в котором он вращается.
Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же, проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?
Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь.
Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а так же, возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.
Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Развивать способность рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет важное значение для формирования личностных качеств, а   в дальнейшем и   для успешного обучения в  школе,    позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

В детском саду большое внимание уделяется и организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создает самые разнообразные условия для систематического и длительного упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно – гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей с взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

            Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про няню, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получении и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.).

            Когда изменилось название профессии, и няня стала называться младшим воспитателем, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя.

        Теперь младшие воспитатели не только занимаются уборкой, раздачей пищи, но и помогают воспитателю осуществлять приём детей: присматривают за детьми, которые играют, занимаются с прибывшим ребёнком, в то время, когда воспитатель принимает других детей. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников. Помогает воспитателю подготовить пособия для занятий, утренников.

        Предлагаю вам несколько вариантов игр с детьми для младшего воспитателя, пока воспитатель занят с другой подгруппой детей:

1 задание: «ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ»

Всем тем, кто работает с детьми, нужно обеспечить каждому ребенку комфортное пребывание в детском саду, чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Необходимо выбрать правильный способ общения и придерживаться его постоянно. Это понимание, принятие и признание личности ребенка.

Ведущий дает задание младшим воспитателям придумать, чем занять детей, пока воспитателя нет в группе.

2 задание: упражнение на развитие умений педагогически целесообразно выражать свое отношение с помощью невербальных средств общения «Окно».

Встаньте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны: партнер не услышит Вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Но слишком серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что вам нужно и получить ответ.

3 задание: игра «Клубочек».

Все садятся на расставленные по кругу стульчики. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос участнику игры (например: «Как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься?» и др.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задаёт свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все натягивают нить и закрывают глаза. Педагог просит участников игры представить, что они составляют единое целое, и что каждый из них важен и значим для всех.

4 задание: игра «Зеркала».

Из группы играющих выбирается один водящий. Представляется, что он пришёл в магазин, где много зеркал. Водящий встаёт в центр, а участники игры – полукругом вокруг него. Водящий показывает движения, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение и т.д.

5 задание: игра «Поварята».

Все встают в круг – это «кастрюля». Участникам раздаются картинки с изображением овощей. Ведущий называет блюдо, а играющие входят в круг, если овощ входит в состав блюда, т.е. кладет его в «кастрюлю». Затем обсуждают, правильно ли они «приготовили» блюдо.

    Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Полученные сегодня знания помогут вам работать в тесном сотрудничестве друг с другом, организуя свою работу так, чтобы нашим дошкольникам было комфортно в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...

«Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»

В материале говориться о специфике работы воспитателя в группах компенсирующей направленности....

«Работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интокси...

Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, тифлопедагога и учителя-логопеда. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач кор...

Коррекционная работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Описание коррекционной работы воспитателя в группе с детьми с нарушением речи....

цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

методические рекомендации учителя - логопеда по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности

рекомендации по планированию ежедневной работы воспитателя по лексической теме...