Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.
консультация по коррекционной педагогике

 Наталия Владимировна Белоусова

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, тифлопедагога и учителя-логопеда. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач коррекционную направленность. Воспитатель МБДОУ наряду с осуществлением образовательных задач решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом воспитанников. К ним относятся:создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (пунктуальное распределение времени работы в группе учителя-логопеда, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий и т. д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности, для детей с нарушением зрения

Воспитатель МБДОУ наряду с осуществлением образовательных задач решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом воспитанников. К ним относятся:создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (пунктуальное распределение времени работы в группе учителя-логопеда, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий и т. д.).

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, тифлопедагога и учителя-логопеда. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач коррекционную направленность. 
Одним из основных коррекционных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача-офтальмолога.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. 
Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Эти занятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребёнка. 
Сенсорное и физическое воспитание - основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Воспитатели проводят обязательные зрительные нагрузки – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая - для зрительной гимнастики, назначаются врачом-офтальмологом с учётом возраста, степени амблиопии. Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает:
чередование работы глаз с их отдыхом;
целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;
создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;
подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумлённости фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения.

Воспитатели ежедневно строго по рекомендациям врача-офтальмолога в зависимости от периода восстановительного лечения и зрительной нагрузки в процессе совместной образовательной деятельности проводят упражнения для повышения остроты зрения, умения и навыки детей закрепляются в повседневной жизни (раскрашивание деталей рисунка, обведение контуров рисунка через кальку, плетение ковриков из полос бумаги, игры с мозаикой, обнаружение ошибок в рисунке, нанизывание бус и т.п.).
Коррекционную направленность воспитательно-образовательного процесса определяют следующие существенные особенности:
обязательное проведение зрительной гимнастики (разные виды) и зрительных нагрузок;
повышенное количество дидактических и подвижных игр (утром, на занятиях, на прогулках, во второй половине дня и др.);
каждый вид деятельности и занятие имеет коррекционную направленность, каждая общая дидактическая задача имеет коррекционную;
выбор методов и приёмов осуществляется с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия;
быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия;
суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат;
индивидуальный и дифференцированный подход с учетом остроты зрения и возможности каждого ребёнка.


Дифференцированный подход – это специфическая форма деления детей на подгруппы, основанная на типовых особенностях детей. В МБДОУ дети делятся на подгруппы с учётом: остроты зрения; нарушения зрения в сочетании  со сниженным интеллектом, нарушениями речи – эти группы носят временный характер.

Взаимодействие специалистов МБДОУ при проведении коррекционной работы

Важнейшим условием реализации Программы является тесное взаимодействие специалистов МБДОУ в организации коррекционно-образовательной и лечебно-восстановительной работы. Каждый специалист ДОУ решает свои программные задачи, а деятельность всех специалистов в единой образовательной среде преследует общую цель – социализацию и интеграцию детей с нарушениями зрения, а так же качественную подготовку их к освоению общеобразовательной программы начального школьного образования.
Главная цель организации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения – объединение усилий всех субъектов педагогического процесса путем использования потенциала каждого специалиста МБДОУ, преодоление разобщенности в их работе.
Вся работа педагогов и специалистов МБДОУ должна быть построена так, что коррекционная направленность прослеживается и в организации, и в содержании деятельности. Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, используется с учетом зрительных возможностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»

В материале говориться о специфике работы воспитателя в группах компенсирующей направленности....

«Работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интокси...

Коррекционная работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Описание коррекционной работы воспитателя в группе с детьми с нарушением речи....

цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

методические рекомендации учителя - логопеда по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности

рекомендации по планированию ежедневной работы воспитателя по лексической теме...

Специфика работы воспитателя в группе компенсирующей направленности

В данном материале раскрыты особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ...