Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
методическая разработка

Важенина Анна Николаевна

Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Здравствуйте! Меня зовут Важенина Анна Николаевна (слайд 2), рада приветствовать всех, кто сегодня пришёл погрузиться в тему речевого развития детей, найти новые методы и приёмы для нас, как для педагогов, и обменяться опытом. Я работаю в детском саду «Цветик-семицветик» в разновозрастной группе от 3-5 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сегодня я хочу рассказать вам о своём пути в коррекционной группе, о том какой многогранной может быть работа с детским развитием. И о том, какой спектр чувств вы испытаете на этом пути  

(слайд 3) Итак, когда меня пригласили работать в эту группу, я ожидала, что вокруг будет тишина, ведь дети с тяжелыми нарушениями речи и мы СПОКОЙНО сидим на коврике, играем в развивающие игры, но реальность была сурова, я думала работа в ТНР это тишина, как же я ошибалась! Моё представление о этой работе перевернулось с ног на голову. Поначалу это было так: гул, крики, звукоподражания, песни...и я, стою в центре группы и пребываю в растерянности. А потом я сказала себе, стоп, Аня, это нужно как-то обуздать или возглавить. И тут началась работа. В настоящий момент мой стаж составляет полтора года и это были жаркое времечко. (слайд 4) Иногда мне казалось, что я большая умница и молодец, у меня все получается и я вижу прогресс, но через мгновение ты понимаешь, что они вышли из-под контроля, и все нужно начинать с начала. Помните, как та поговорка «Эта песня хороша, начинай сначала» … И конечно я тревожилась из-за этих нестабильных достижений. То всё хорошо, то кажется плохо.  Но сложнее всего было не показать мои эмоции детям, потому что они очень тонко чувствуют твоё состояние. И я начала искать контакт, быть всегда рядом с ними, говорить, говорить, говорить. Заниматься, работать, участвовать в их играх. Мне нужно было научиться управлять своим голосом, говорить не быстро, спокойно и правильно, речь должна быть чистой.

(слайд 5) Однажды я пришла в детский сад и почувствовала, что наступил момент, когда между нами устанавливалась связь.  Дети привыкли к моей речи, голосу, моим эмоциям и интонациям. Опытные педагоги говорят в таких случаях «Понимают с полувзгляда». Я в свою очередь очень привыкла к детям, но по моим ощущениям, я к ним привязана гораздо больше, чем они ко мне.  (слайд 6) К слову, о эмпатии, о проявлении любви. У детей ТНР она не такая, как в группах нормы. Любовь проявляется визуально, через зрительное изучение тебя. Например, у меня есть девочка, которая настолько детально меня рассматривает, что знает, когда я меняю лак на ногтях, или надеваю другие серёжки, замечает волосы в носу и на руках. Это их такая любовь, так проявляется привязанность. Или просто молча обнимают, ничего не говоря при этом.

 Так вот, и когда я наконец поняла, осознала, что дети меня ПОНИМАЮТ. Достаточно одной фразы, и они слышат, выполняют просьбу. Вы не представляете (хотя конечно представляете, если вы работаете с детьми ОВЗ) Когда ты педагог обычной группы, ты не замечаешь, что они тебя слышат, воспринимают и выполняют то, что ты говоришь, потому что, несмотря на то, что дети с ТНР это дети с сохранным интеллектом, у них страдает много других психических процессов (слайд 7) (восприятие речи, внимание, память, саморегуляция, плохо развит эмоциональный интеллект, слухоречевая память, мелкая и общая моторика, они быстро утомляемы, часто обидчивы и плаксивы)

Когда я начала работать, я была удивлена тому, сколько всего нужно корректировать у детей! И мы составляли план по реализации и последовательной работе.

У детей с ТНР нарушено много процессов, начнем по порядку, восприятие и воспроизведение речи. Нам здоровым людям сложно понять, что наш мозг и речевой аппарат который функционирует с детства может как-то не так себя вести. Давайте послушаем запись, это отрывок моих любимых Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (слайд 8). Попробуйте понять, что будет сейчас сказано. (включаю) Что вы поняли? Смогли ли вы что-то разобрать?  Это как раз о том, что у детей нарушено восприятие речи. Они слышат нас примерно также, как мы с вами сейчас эту запись. А вот проблему с воспроизведением речи (слайд 9) можно уподобить походу к зубному врачу, все же помнят эти чувства после анестезии, когда артикуляционный аппарат совершенно не слушается, вы не чувствуете язык, губы, щеки. Представьте, что вам в таком состоянии нужно выступить и рассказать о чем-то и окружающие должны вас понять.  Опишите свои ощущения, и скажите, что у вас на душе? Но был один подводный камень, с которым я столкнулась. То, что не лежало на поверхности и не было очевидным. (слайд 10) Дети с ТНР стесняются своей речи, стесняются себя, потому что видят, что остальные вокруг говорят лучше, они считают себя плохими и это проблема. Они банально закрываются, либо не говорят совсем, либо говорят тихо, потому что они не чувствуют себя комфортно. Создание комфортной обстановки -  тоже стало проблемой, с которой я столкнулась. Чтобы дети чувствовали себя в саду, как дома. Что я могла сделать, как вы думаете? Да да, именно это! Я стала с ними говорить постоянно, стала их касаться, стала много улыбаться, обращать их внимание не детали. Мы поощряли речевую активность детей по-разному, в том числе с помощью наклеек – смайликов (слайд 11) И самая волшебная фраза, которая действует почти на всех детей «я тебя понимаю». То есть я давала уверенность, что они не одни. Также помимо речи, у детей есть проблемы с самоконтролем. (слайд 12) Как мы развивали самоконтроль? Следует пояснить что основной проблемой составляло неумение контролировать свои эмоции. Дети импульсивные, чрезмерно активные, им сложно сосредоточиться. Мы понимали, что самоконтроль начинается с контроля своего тела. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия. Сначала мы учимся чувствоваться тело и управлять им, и только затем учимся чувствовать свои эмоции и управлять ими. Как всегда, нам на выручку приходят игры, в которых нужно выполнять определённую последовательность действий, соблюдать правила, ждать своей очереди, выполнять игровую роль. Мы ввели в группе полезные ритуалы, которые в том числе включены в режимные моменты. (слайд 13), например, утром дети заходят в группу им надо пропрыгать на одной ноге, в режимных моментах нами озвучиваются разные потешки. Мы играем в множество игр на развитие самоконтроля, предлагаю вам в них поиграть. Первая игра «Сохрани слово в секрете». Я буду называть слова, а вы их повторять. Но нужно помнить о том, что название цветов – наш секрет, их повторять нельзя. Если слышите название цветка – не называйте его, а хлопните в ладоши. (окно, стул, ромашка,шкаф, плечо, василёк, книга)  Вторая игра «Подходящий цвет» (слайд 14). Вам нужно быстро назвать правильный цвет предмета. Также я учила и учу детей прыгать на одной ноге, ползать на животе (многие дети в младенческом возрасте пропускают этот этап), подползать под препятствием, выполнять действия по словесной инструкции.

Следующая проблема, с которой мы столкнулись – внимание. (слайд 15) Особенно нас заботило слуховое внимание, акустическое. Иногда я чувствовала бессилие потому что мне казалось, что дети меня игнорируют специально. Или я говорю ребёнку инструкцию, а он разворачивается и уже забыл, что я просила. Страдают все компоненты внимания (плохо концентрируются, внимание не устойчиво, отвлекаются на посторонние раздражители, им сложно слушать и выполнять одновременно. Внимание формируется в любой игре. Например, лабиринты (слайд 16). Сыграем в игры на развитие внимания. (слайд 17) Игра «Что пропало?» (Стребелева) перед вами две картинки, на одной изображена девочка со своими игрушками, на второй картинке она одну убрала. Какую игрушку убрала девочка? А теперь слуховое внимание. Игра «Нос-пол-потолок» слайд 18) Сейчас я вам буду рассказывать куда вам надо показывать, на нос, потолок или пол. Но я вас буду путать.

Следующая проблема – память. (слайд 19) У наших детей очень хорошая зрительная память, а вот слухоречевая страдает, поэтому мы стараемся запоминаемый материал переводим из модальности в модальность, при запоминании опираемся на зрение, а на воспроизведении на слух. Вот сейчас мы с вами и поиграем в игру «Что пропустила?». (слайд 20) Перед вами картинка животных, нужно их запомнить, не называя, а потом я убираю картинку. (слайд 21) Я вам буду называть животных, одного пропущу. Вам нужно вспомнить кого я пропустила. (лошадь, овца, корова, коза. Пропустила свинью) Нашим большим спасением стал фразовый конструктор, (слайд 22) для умения составлять последовательные, правильные предложения. А для заучивания стихов используем мнемотаблицы, дети могут за день выучить стихотворение по опорным картинкам. (слайд 23) Мы учим стишки по рекомендациям нашего логопеда, из книг Нищевой Натальи Валентиновны.(слайд 24)

Следующей нашей проблемой было то, что наши дети не могли согласовать действия двух рук, делали одной, второй не помогали, движения были неловкими. Когда начали разбираться с этим, оказалось, что у детей плохо развито межполушарное взаимодействие. (слайд 25) Как вам известно, наш мозг состоит из двух полушарий, эти два полушария активно взаимодействуют друг с другом, чтобы решить какую-то задачу. Представьте себе, что у компании есть два офиса, и несколько отделов, находящихся в разных зданиях, работают над одним проектом. Как вы думаете, от чего будет зависеть результат проекта? Так и в нашей голове, если между отделами выстроена крепкая устойчивая связь, соответственно, вся деятельность будет продуктивной. Например, дети слушают сказку. Левое полушарие отвечает за восприятие текста сказки, понимание смысла, а правое за красочный образ, картинку, которая возникает в голове. И в совокупности ребенок представляет внутри «его собственный фильм про эту сказку». Предлагаю с вами поиграть вот в такую игру. Это игра называется «Кулак, ребро, ладонь», (слайд 26) дети её обожают, вы знакомы с ней в классическом варианте, я её адаптировала под своих детей, создала тактичную фактуру, тканевую основу и приклеила животных, чтобы подключить звукоподражание. В принципе, мы эти игры все знаем, их много, самое главное правильно соблюдать порядок работы с этими играми (слайд 27). 1-ведущей рукой 2-не ведущей рукой. 3- двумя руками согласованно. 4 – рассогласованные движения.

Следующая проблема — это общая и мелкая моторика, тут конечно, вариантов масса! (слайд 28) Я хочу показать вам любимые занятия детей, игры с кинетическим песком, да не просто песок, а с бриллиантами и сокровищами. (слайд 29) Я зарываю в песок мелкие игрушки или сокровища, а дети ищут, разгребая песок пальцами. Также дети очень любят закапывать в песок руки друга/соседа. Всевозможные шнуровки, игры с прищепками, лепка, сортеры. (слайд 30)  Всё это активно используется в нашей группе.

Вы уже наверно догадались, что мы обратили своё внимание в сторону нейрокоррекции, в частности на программу (слайд 31) Семенович Анны Владимировны «Метод замещающего онтогенеза» в котором, ребёнок как бы проживает заново этапы своего развития, то есть мы воспроизводим все этапы психо - физического развития, начиная от возможности удерживать голову, то есть с младенчества,  переворачиваться, ползать на животе, на четвереньках, удерживать игрушку перед глазами, казалось бы, какая несущественная вещь, ребёнок трясет перед носом погремушкой, а в этот момент у него складывается зрительное внимание, зрительно – моторная координация, ощущение границ своего тела и тд. Всё это этапы типичного развития. И если один из этапов выпадает, он тянет за собой другие. Наше развитие, как кирпичная кладка, и если один кирпич выпал, то вся стена будет не прочной. (слайд 32) Спустя полтора года я могу сказать, что всё было не зря. Я прошла огромную трансформацию, как личность и как педагог. И вот сейчас я могу сказать, что очень люблю свою работу, своих детей, как бы не было сложно. Все знания, полученные мной, были полезны и используются в работе. Мы воздействуем в группе на детей со всех сторон, чтобы грамотно провести коррекцию! Спасибо! И успехов в нашем нелегком труде! Пройдите пожалуйста опрос и дайте обратную связь! спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи) на 2013-2014 учебный год.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)Развитие словаря1.  Расширение пассивного словарного запаса и активиза­ция в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной методической разработке представлены:1.    Функции учителя-  логопеда и воспитателей в ДОУ.2.    Лексико – тематическое планирование. Перечень художественно...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 6 лет) на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа (далее - Программа) старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  №43 «Тере...

Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Журнал рабочих контактов  учителя-логопеда и воспитателей  средней группы  компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...