аналитическая справка
материал на тему

 Саида Джанатлиевна Саидова

Аналитическая справка

о результате личного участия педагога Саидовой С.Д. в создании развивающей предметно-пространственной среды

во второй группе раннего возраста (2-3 года) №9 ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о результате личного участия педагога Саидовой С.Д. в создании развивающей предметно-пространственной среды

во второй группе раннего возраста (2-3 года) №9 ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Краткая характеристика группы

Группа

Всего детей

Количество девочек

Количество мальчиков

Группа здоровья

Состав семьи

II группа раннего возраста (2-3 года)

22

13

9

I группа – 2

II группа - 20

Полные – 22

Не полные - 0

В ходе проверки подробно были изучены и проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в группе. Анализировались также условия реализации режимных моментов, оформление и оборудование раздевалки, туалетной комнаты и спальни. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с ФГОС, с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников.

Образовательное пространство группы №9 оборудовано всей необходимой игровой мебелью, игрушками и пособиями.

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, актуальным, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия.

Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные или утратившие свой эстетичный вид игрушки заменяются новыми или предметами-заместителями. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления. Стены выкрашены специальной пожаростойкой краской, напольное покрытие также соответствует технике пожарной безопасности. Группа оборудована огнетушителем, имеется схема пожарной эвакуации.

Развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста №9 содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей  группы. Образовательное пространство группы оснащено различным оборудованием для развития движения: мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мягкие модули, сухой бассейн, деревянная горка со ступеньками и пологим спуском, коляски для кукол, большие автомобили и каталки, на которых катаются дети.

Также образовательное пространство группы оснащено игрушками и пособиями для сенсорного развития детей раннего возраста: пирамидки, матрешки из 2-3 частей, вкладные чашечки, разнообразные вкладыши, мозаики. Эти игрушки различаются размером, формой, материалом, из которого сделаны.

Для формирования конструктивных умений детей в группе есть разнообразный строительный материал: цветные кубики, кирпичики, пластины, призмы разного размера.

Развитие слухового восприятия и внимания, умения прислушиваться, узнавать звуки происходит в ходе игр детей со звучащими игрушками. В группе находятся различные озвученные игрушки (петушок, кошечка и другие). Присутствуют игрушки-забавы: стоит малышу нажать на кнопочку птичка «споет» ему песенку, петушок закукарекает, автомобиль просигналит. Такие игрушки привлекают и радуют детей, вызывают положительные эмоции. Также в группе есть музыкальные игрушки и книжки: при нажатии кнопки ребенок может послушать музыку, детскую песенку.

Развивающая предметно – пространственная среда содержит достаточное количество элементов, с которыми каждый ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся  сюжетно-образные игрушки (куклы, посуда, машинки, животные и другие), строительные наборы, пирамидки, вкладыши, книги, музыкальные инструменты, материал для художественного творчества.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации  и возможностей детей. В центре группы находится ковер – место сбора всех детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать разнообразные постройки. Столы, за которыми находятся дети во время приема пищи, можно расставить вдоль стены, поставить кругом или полукругом для того, чтобы увеличить площадь для двигательной активности детей, для игровой деятельности. Ширмы разных размеров используются в игровой деятельности для создания домиков, комнат и т.д.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупные мягкие модули используются для строительства кровати, домика, магазина, гаража, моста, забора и многого другого. Мягкая детская мебель легко «превращается» в автобус или лошадку. Физкультурное оборудование (обручи, скакалки),  подручные материалы (ленточки, пробки) используются в игровой деятельности для создания дорог, моря, домика и многого другого.

Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается зона ближайшего развития. Большое количество шнуровок, игрушек и пособий с пуговицами, кнопками способствуют развитию навыков самостоятельности в одевании и раздевании, что очень важно для детей, находящихся на пороге кризиса «Я сам!».

 Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям,  имеют привлекательный вид, учитывают возрастные, гендерные и индивидуальные особенности. Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи, кашпо для комнатных растений закреплены. Растения находятся в безопасном месте, ядовитых нет.

Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:

  • Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона бежевого цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, крупных модулей и детской мебели четырех основных цветов);
  • Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (галерея сказочных героев, иллюстрации с изображением природы, природных явлений);
  • Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности;
  • Большое количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно – отобразительные, театрализованные,  строительно -  конструктивные, дидактические, развивающие);
  • Личностно – ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы: «День именинника». Каждого ребенка в день его рождения поздравляют все педагоги и дети группы, водят хоровод «Каравай» и «Паучок», организуют праздничное чаепитие.
  • В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, двигательной активности, уединения, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
  • Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
  • Наличие в группе уголка отдыха, уединения: мягкий детский диванчик с подушками.

Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.

2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного  образования ГБДОУ №54. При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.

ОО

Наполнение предметно – пространственной среды

Степень личного участия

Социально – коммуникативное развитие

Центр сюжетно – ролевой игры

Куклы-пупсы, куклы в одежде, кукольная мебель.

Набор «Кухня» (плита, буфет, стол, раковина и т.д.)

Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда чайная и столовая, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, к которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, бинт и т.д.), прогулок (коляски, машины), уборки (губка, мыло, мисочка, совок, веник, салфетки), причесывания (зеркало, расческа, ленточки), стирки и глажения (тазик, гладильная доска, утюги), совершения покупок (касса, муляжи продуктов, овощей и фруктов, сумочки) и др.

Животные лесные и домашние. Деревья.

Строительные наборы.

Транспорт разного размера, цвета и назначения (пожарная машина, скорая помощь» грузовики, легковые автомобили, подъемный кран, кораблики, самолеты, поезда  и т.д.)

Изготовлены «продукты» из соленого теста (сушки, печенье и др.).

Сшиты:

- белый халат и шапочка для «доктора»;

- одежда по сезонам для всех кукол;

- постельное белье для игрушечных кроваток;

- юбки, платочки, пилотки основных цветов;

- сумочки, прихватки, скатерти основных цветов.

Изготовлены ширмы разных размеров.

Для игр подобраны предметы-заместители: баночки, кубики, палочки, шарики, кирпичики, колечки и т.д.

Дидактические игры:

«Кукла проснулась»

«Кукла обедает»

Центр трудового воспитания

Оборудование для хозяйственно – бытового труда, ручного труда, труда на участке: тазики, тряпочки, швабра, совочек, природный и бросовый материал, лопаты и грабли.

 Предметные картинки о труде взрослых. Художественная литература с иллюстрациями.

Познава-тельное развитие

Игры, развивающие познавательные процессы и мышление: вкладыши;

пирамидки; кубики, матрешки, картинки, конструкторы.

Игры, развивающие познавательную активность: коробочки с секретом, игрушки с сюрпризом.

Игры, развивающие целенаправленность действий: фигурная пирамидка, конструкторы, мозаика, пазлы крупные.

Игры, развивающие практические и орудийные действия: шнуровки, застежки, молнии, крючки и замочки, ленты, нитки, веревочки.

Дидактические игры:

«Домино. Сказка «Репка»

«Гуси с гусятами»

«Курочки и цыплята»

«Ёлочки и грибочки»

«Где чья мама?» и др.

Картотека игр  с магнитами.

Картотека игр с красками.

Центр воды и песка: картотека игр с водой  (эксперименты с тонущими и плавающими предметами; превращения воды; наливаем-выливаем).

Многофункциональное панно по сенсорике (кармашки с петельками, кнопки, замки-молнии, липучки).

Игры и пособия для сенсорного развития детей, выполненные из «нестандартных» предметов: крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек).

Дидактические игры:

«Такой листок лети ко мне»

«Узнай на вкус»

«Найди пару»

«Чудесный мешочек»

«Подбери по цвету» (чашка и блюдце, шарфик и шапочка, платье и бантик  и т.д.)  

«Чей домик?»

«Чья мама?»

«Большой и маленький» и др.

Физическое развитие

Оборудование для развития основных видов движения (ползание, лазание, бросание, катание, ходьба, бег): невысокая шведская стенка, мячи разных размеров, ворота, кольцеброс, кегли, городки, штанга, гантели, веревки разной длины и толщины, мешочки с песком, обручи, ребристая доска, каталки и игрушки на колесах, мягкие модули, сухой бассейн, деревянная горка со ступеньками и пологим спуском, коляски для кукол, два больших автомобиля, на которых катаются дети.

Оборудование для общеразвивающих упражнений: флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки.

Оборудование для развития дыхания: «волшебные» бутылочки, вертушки.

Картотека утренней гимнастики с использованием малых форм устного народного творчества.

Картотека подвижных игр и упражнений для развития основных видов движения:

- ходьба: «Пойдем гулять», «Пузырь», «Ножки по дорожке», «Коза с козлятами»  и др.;

- бег: «Бегите ко мне», «Найди свой домик», «Самолеты» и др.;

- равновесие: «Перешагни палку»,«С кочки на кочку» и др;

- лазание, ползание, подлезание: «Доползи до погремушки», «Наседка и цыплята», «Проползи по мостику», «Не задень», «Лиса с лисятами» и др;

- бросание, ловля и прокатывание мяча: «Догони мяч», «Бери мяч», «В гости к зайчику», «Бросай и догоняй», «Сбей кеглю» и др.;

- Прыжки: «Мой веселый звонкий мяч», «Допрыгай до флажка», «Зайка беленький».

Картотека пальчиковых игр.

Картотека музыкально-подвижных игр.

Для профилактики плоскостопия изготовлены коврики для массажа стоп из пробок, пуговиц, «киндер-сюрпризов».

Речевое развитие

Стеллаж для книг, детские книги по возрасту, книжки-малышки, любимые книги детей. Игрушки для развития мелкой моторики пальцев рук: застежки, молнии, крючки и замочки, шнуровки, вкладыши, пирамидки, мозаики, конструкторы и другие.

Игры для развития чувства ритма: музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, погремушки.

Игрушки для развития правильного дыхания, плавного выдоха: вертушки.

Звуковые книги для развития умения повторять звуки.

Детские книги периодически меняются в зависимости от лексической темы, от времени года, календарных праздников и других образовательных задач.

Магнитофон и фонотека «Сказки для малышей».

Картотека «Речь с движениями».

Картотека пальчиковых игр.

Картотека потешек для использования в разных режимных моментах:

- умывание;

- кормление;

- одевание;

 - высаживание на горшок;

- укладывание спать.

Картотека потешек  о животных и птицах.

Картотека пестушек.

Картотека колыбельных песенок.

Конспекты занятий «Ознакомление детей с русской народной песней», «Ознакомление детей раннего возраста с устным народным творчеством».

Подборка картинок по разным лексическим темам.

Дидактические игры на развитие речевого дыхания, высоты голоса, звукоподражания «Кто как кричит», «Скажи так же».

Художест-венно-эстетическое развитие

Уголок музыкального развития

Музыкальные книги и игрушки

Музыкальные инструменты: металлофон, гармошка,  погремушки, бубны, барабаны, деревянные ложки.

«Музыкальный кубик».

Музыкальный волчок.

Магнитофон и фонотека «Времена года», «Классическая музыка для малышей», «Народная музыка», «Звуки природы», «Колыбельные для детей», «Детские песни».

Картотека музыкально-речевых игр.

Пластиковые прозрачные ёмкости, наполненные горохом, желудями, мелкими камешками, крупой.

Центр художественного творчества

Многофункциональное панно – полотно с фигурками на липучках.

Народная игрушка: дымковская, матрешка, ванька-встанька.

Альбомы для рисования, раскраски, цветные карандаши, восковые мелки.

Подборка иллюстраций к произведениям детской литературы.

Периодическая выставка книжек-малышек.

Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др.

Разные материалы для творчества: бумага разного цвета и фактуры, печати, штампики, глина, природный и бросовый материал и др.

Уголок театрализованной деятельности

Театр «Би-ба-бо» (сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Теремок»).

Уголок «ряжения»: детские костюмы, шляпки, сумочки, зеркало.

Маленькие ширмы для настольного театра.

«Пальчиковый театр».

Атрибуты для игр-драматизаций: шапочки, маски, рукавички, нагрудные знаки-эмблемы, веночки.

Плоскостные фигурки животных и людей, сказочных персонажей.

«Теневой театр».

Перчаточные куклы.

Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание образовательных областей с целью социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического, физического развития.

3. Учет возрастных особенностей детей.

Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей раннего  возраста. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.

Возрастные особенности

Отражение в развивающей среде

1. Адаптация детей к условиям детского сада

Яркие звучащие, «разговаривающие» игрушки для отвлечения внимания детей.

У каждого ребенка «частичка дома» - какая-то вещь или игрушка, принесенная из дома.

2. Для детей раннего возраста привлекательна и желанна та игрушка, которая находится в руках  у другого ребенка.

Каждая игра и игрушка представлена в группе в 3-4 экземплярах.

3. Большая потребность в движении

Большая площадь группового помещения освобождается от мебели и пособий для двигательной активности детей.

Горка, «беговая дорожка», «игрушки-прыгуны», каталки и др.

4. Неловкость движений

Профилактика травм:

- все углы на мебели округлые или защищены специальными мягкими накладками;

- детская мебель и модули  мягкие, легкие.

Развитие движений: горка, «беговая дорожка», каталки и др.

5. Несовершенство самоконтроля

Детская мебель, игрушки и пособия изготовлены из материалов, которые легко моются и чистятся.

6. Взрослый – объект для подражания ребенка

Игрушечные орудия труда и занятий взрослых (пылесос, швабра, раковина и посуда, плита, коляски, машины и др.)

7. Активное сенсорное развитие

Пирамидки, кубики, рамки-вкладыши, мозаики  и др.

8. Желание быть самостоятельными

Шнуровки, застежки, молнии, крючки и замочки, ленты, нитки, веревочки, куклы в одежде  для обучения самостоятельно одеваться и раздеваться.

9. Дети любят переодеваться, наряжаться

 Уголок ряжения: детские костюмы, отдельные предметы одежды, шляпки, сумочки, большое зеркало.

Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности детей группы.

Бийсултанова С.Д. создала картотеки потешек для разных режимных моментов, народных игр с малышами («Сорока-белобока», «Ладушки» и многие другие), консультации для родителей. Предметно – пространственная среда в группе организована так, что дает возможность детям реализовать себя через разные виды деятельности.

Виды деятельности

Отражение в среде

Игровая деятельность

Для развития мелкой моторики рук – пирамидки, втыкалочки, мисочки, вкладыши, игры «Нанижи колечко», «Большой – маленький» и др.

Коммуникативная деятельность

Совместные действия воспитателя и ребенка во время таких игр, как «Ладушки», «Сорока» и др. (массаж и самомассаж ладоней и других частей тела)

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры в «Центре песка и воды»:

- с песком - пересыпание, откопай и найди, закопай и спрячь, «куличики», рисование пальцами на песке и др;

- с водой - переливание, утонет – не утонет, плавает – не плавает, подуй и поплывет и др.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Использование малых фольклорных форм во время всех режимных моментов: умывания, одевания, кормления, укладывания спать.

Рассказывание детям русских народных сказок (развитие слухового восприятия и внимания, памяти).

Разыгрывание сказок (имитация движений, жестов, мимики героев сказок).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Обучение застегиванию и расстегиванию пуговиц, крючков, «Липучек», развязыванию шнурков и ленточек (развитие мелкой моторики).

Выполнение элементарных просьб воспитателя с целью формирования понимания обращенной речи: принеси …, дай мне …, подними …, отнеси … и т.д.

Конструирование из различного материала

Конструирование из строительного материала разных размеров, из кубиков по образцу воспитателя (развитие понимания обращенной речи, сенсорное развитие, развитие мышления – умения действовать по образцу).

Конструирование из природного материала (шишек, веточек, желудей) игрушек и предметов для игр с целью развития моторики, тактильных ощущений, воображения.

Изобразительная

деятельность

Рисование пальчиками и ладошками для развития мелкой моторики, сенсорного развития.

Музыкальная деятельность

Слушание музыкальных произведений для детей с целью развития слухового внимания и восприятия.

Игры  с музыкальными инструментами (бубен, барабан, ложки): постучи так же, как я; угадай, какой инструмент звучал и т.д.

Двигательная деятельность

Игры для развития общей моторики: с мячом, воротиками, лесенкой и т.д.

Вывод: педагогом Саидовой С.Д. создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая развитие детей в соответствии с индивидуальной возрастом, а также гендерными особенностями детей.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда группы раннего возраста №9 содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.

Заведующий ГБДОУ детский сад №54

комбинированного вида Кировского

района Санкт-Петербурга                                                _________________/                          /

Дата _____________