Статья работа с одаренными детьми
статья на тему

Иванова Светлана

Статья "Работа с одаренными детьми". Музыкальный руководитель Иванова Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 Фрунзенского района Санкт - Петербург

Организация работы с одаренными детьми

Иванова Светлана Николаевна

Санкт - Петербург

                                                                           2017

Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь...
Ницше Ф.

       Детская музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест, среди самых загадочных  и необычных явлений природы. Успешное развитие нашего общества  зависит  не  только от того, какое количество одаренных детей  появляется в наше время, но и от того, как они себя смогут реализовать. Для этого нужно научить ребенка творчески и нестандартно мыслить.

Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

«Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». (Н.С. Лейтес)

       Общепризнанно, что каждый нормальный ребенок имеет обязательно способности к тем или иным видам деятельности. Доминирующая роль музыки в жизни ребенка - основной признак ранней детской музыкальности.

Последнее время  характеризуются существенным  ростом внимания к развитию музыкальных способностей в дошкольном возрасте. Что значительно оказывает влияние на развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте  и создает  фундамент музыкальной культуры человека в будущем.

Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне - идеализированное проявление музыкальных способностей. Другими словами, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», являются показателями музыкальной одаренности.

От чего зависит музыкальность человека? Б. М. Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Отмечают, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.

          Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного  общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

          Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен.  Ребенок  должен почувствовать, что его талант важен. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

         Для выявления музыкально-одаренных детей в  педагогической практике  используют технологию педагогического наблюдения.

         Одной из приоритетных задач современного общества, является

 создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей.

         Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

          Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем лучше  сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

В детских  садах имеются условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Создается предметно развивающая среда, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей:

- оборудован музыкальный зал;

- оформлены музыкальные уголки в групповых комнатах;

- оформлен наглядно – дидактический материал.

В основу работы с детьми положены принципы:

  1. Системность занятий.
  2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
  3. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
  4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
  5. Наглядность
  6. Преемственность в работе с другими специалистами.
  7. Связь с семьей.

С детьми нужно  использовать игровую деятельность, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Через систему привычных сказочных образов  вводить ребенка в мир музыки – музыкальную сказку.

Улучшается чистота интонирования мелодии, музыкальная память. Имея понятие о высоте звуков и их длительности, о характере движения мелодии, ребенок может представить себе весь ход музыкальной фразы с начала и до конца, а, следовательно, осмысленно и выразительно исполнить музыкальную фразу в движении.

Интерес представляет продуктивная деятельность детей, которая является показателем развития творческих способностей:

- подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

- участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.

Показателем развития творческих способностей является:

- участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах  

- подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.

Дети с удовольствием выступает на утренниках, концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются их эмоциональность, актерские способности. У них накапливается исполнительский опыт, в репертуаре есть песни различных жанров и характеров, танцевальные композиции.

Таким образом, система индивидуальных занятий с детьми, имеющими предпосылки к одаренности, позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...

Презентация к статье Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Презентация к статье "Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста" используется как дополнительный наглядный материал об использовании технологий развивающего обучения для...

статья "Опыт работы с одаренными детьми"

Новый закон РФ "Об образовании РФ" №273 от 29 декабря 2012г. и приказ Минобрнауки России "Об утверждении ФГОС ДО" №1155 от 17 октября 2013г.  внесли значительные коррективы в ...

Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми, рассматривая  вид одаренности - "педагогическую одаренность"....

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Статья на тему: "Работа с одаренными детьми в ДО."

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме работе с одаренными детьми. Мы рассмотрели педагогическую сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста, современное состояние обу...

Статья "Одаренные дети. Работа с одаренными детьми"

        Определение, используемое федеральным правительством, гласит: "Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети, которые в дошкольных учрежден...