Воспитание гражданственности
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Бойко Ирина Викторовна

Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и в семье  (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_grazhdanstvennost.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ  ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Воспитатель МБДОУ д/с № 49 «ФЕЯ» г.Ставрополь

Бойко И.В.

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

В. Г. Белинский

Воспитывать гражданина, - утверждал В.А. Сухомлинский, - значит воспитывать настоящего человека. Идеал гражданина, в представлении педагога предполагал наиболее важные качества: социальный оптимизм; «умение дорожить своими святынями отечества как личностными ценностями и святынями своего сознания и сердца»; понимание смысла жизни; интеллектуальное, духовное богатство личности; активное отношение к добру и злу; достоинство; любовь к труду; чувство долга как стержень этической культуры; осознанную и глубоко переживаемую гражданскую позицию. Быть настоящим человеком и гражданином значит «жить правильно, любить детей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика».

Сегодня, в период, когда разрушены многие идеалы, детям просто не на кого ровняться, перед всем Обществом встала важнейшая задача нравственного воспитания подрастающего поколения - воспитание любви к Родине. Педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей «волновало настоящее и будущее Отчизны» (В. А. Сухомлинский).

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, которое проявляется в более старшем возрасте. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родной страной, родным городом, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. На занятиях воспитатель формирует у детей представление о стране, в которой мы живем, знакомит с понятиями Родина, Отечество, знакомит детей с государственной символикой страны (Герб, Флаг, Гимн), формирует уважительное отношение к ним.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям. Педагог, раскрывая перед родителями вопросы патриотического воспитания;, не только подчеркивает необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями,   происходящими   в   окружающей   их   жизни,   истории,   но   и

указывает основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства. Такими условиями являются:

  1. формирование  у  детей  представлений  о  явлениях  общественной
    жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой
    правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной
    жизни;
  2. воспитание  у  них   отношения   к  окружающему  миру.   Оно   осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде;
  3. сочетание   в   процессе   воспитания   интеллектуального   и   эмоционального факторов.

Дошкольники задают много вопросов касающихся явлений общественной жизни: о космосе, войне, труде людей. Родители часто заблуждаются, думая, что для поддержания интереса дошкольника достаточно кратко ответить. Поэтому задача воспитателя, учитывая детские интересы и любознательность, расширить знания ребенка. Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства воспитатели нашего детского сада знакомят детей с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, посещают с ними музеи, выставки, памятники, рассказывают об известных людях, героях страны и нашего города.

Первая экскурсия с детьми по центру города показала, что не все дети старшего дошкольного возраста знают названия основных значимых мест нашего города: Комсомольская горка, Крепостная гора, Площадь Ленина, Центральный парк. В беседе с родителями выяснилось, что они живут далеко от центра города и не посещают эти места. Поэтому для того чтобы дети знали свой город и любили его, мы разработали перспективный план, который включает в себя:

  1.  Блок: «Моя семья - моя гордость!»
  2.  Блок: «Ставрополь - Родина моя!»
    ΙΙΙ Блок: «Моя Отчизна, я - «капелька» твоя».

В план мероприятий входят: экскурсии по достопримечательностям города; видиопрезентации к городским, краевым, всероссийским мероприятиям, о памятниках культуры края и России в целом, достижениях науки и техники и др.; вечера встреч с выдающимися людьми нашего города, со старожилами; тематические выставки «Моя ромашковая Русь», «Золотое мое Ставрополье», фотовыставки «Моя семья - мое богатство», «На большой Планете должны смеяться дети!»; выставки поделок сделанных руками детей с родителями; знакомство с государственной символикой города, края и России; дети создают символику своей семьи; и многое другое. На родительском собрании провели анкетирование родителей на тему «Воскресный день». Предложили ответить на вопросы:

1. Как обычно вы проводи те свой выходной день?

  1. Часто ли вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей,
    выезды за город?
  2. Какие достопримечательности нашего города знает ребенок?

4. Считаете ли вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческие музеи?

Мы постарались убедить родителей в необходимости показывать детям город и его центральные места.

Но особенно большая работа по патриотическому воспитанию проводится к Дню Победы. Сама жизнь побуждает ребенка интересоваться явлениями современности, которые связаны с историей страны. Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать.

На   занятиях   воспитатели   рассказывают  о   войне,   читают  рассказы, показывают слайды. К работе подключаем и родителей, которые рассказывают детям о своих дедах и прадедах, затем записывают рассказы и приносят фотографии. На основе этих материалов в группе оформляется фотовыставка, дети рассказывают о своих дедах, показывают их фотографии, ордена и медали. Все рассказы хранятся в нашей групповой «Книге Памяти», которую мы показываем вновь прибывшим детям и их родителям. Традицией в нашем детском саду стала акция «Письмо ветерану». Дети рисуют рисунки, родители помогают им написать несколько теплых слов незнакомому ветерану ВОВ. Эти письма мы вручаем ветеранам ВОВ в День Победы 9 мая у Вечного огня, на Крепостной горе, в Центральном парке.

Человек связывает свое чувство любви к стране с теми местами, где он родился и вырос. Надолго остаются в памяти у детей прогулки в лес, парк. Дети видят родную природу в разные сезоны года, наблюдают за ее изменениями, глубже и полнее чувствуют ее своеобразие и прелесть. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю его жизнь. Воспитывая любовь к природе, мы закладываем в нем первые ростки большого чувства любви к Родине.

Работая с детьми но воспитанию патриотических чувств, воспитатель должен помнить, что только положительная информация о своем народе, городе, народных традициях, может вызвать в детях чувство гордости за свою страну. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов любящих свою страну, свой народ, свой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Эта статья о патриотическом воспитании детей, о том как важно его развивать с детства, о том что дошкольный период - важнейший период станов...

Перечень дидактических игр для детей младшего возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма

Материал будет полезен воспитателям групп младшего дошкольного возраста по воспитанию гражданственности и патриотизма и развитию коммуникативных способностей детей....

Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...

Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:В статье представлен опыт работы по внедрению НИТ в образовательный процесс ДОУ на начальном этапе. Рассмотрены проблемы, с которыми пришлось столкнуться и возможные пути их решения. Ц...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей родного города»

Чтобы расти патриотом своей Родины, нужно знать её историю. А начинается Родина с города, где человек родился – с его малой родины. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культур...