Метод проектов с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Стецюк Вера Николаевна
В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего   дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит педагогам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_s_detmi_rannego_vozrasta.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего   дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.

Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Она даёт ребёнку раннего возраста возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к любой ситуации 

Использование проектных технологий также помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а также речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

         Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.   Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

        Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации игры в детском саду:

Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Педагогический проект «Ребёнок растёт не от хлеба, а от радости общения». Удалось достигнуть хороших результатов. Родители стали активнее участвовать в жизни группы, более внимательно относиться к нашим просьбам. Папы вместе с мамами (и даже одни) приходили на праздники к детям, и активно в них участвовали.  Из сказок, стихов, рассказов дети узнали, что семья есть не только у человека, но у других обитателей земли, и что взрослые животные также заботятся о своих детёнышах. С огромным старанием дети готовили подарки для пап, мам, бабушек на восьмое марта, 23 февраля. Изъявляли желание сделать подарок и без повода. Очень хотелось, чтобы в наше беспокойное время, дети находились с родителями больше времени. Никакая чужая тётя не сможет заменить самых близких и дорогих людей. Ведь ребёнок растёт не от хлеба, а от радости общения со своими родными в первую очередь.

Педагогический проект «В гостях у сказки». Цель проекта: Познакомить детей раннего возраста с русскими народными сказками, через театрализованную деятельность. Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.

Занятия театральной деятельностью помогли развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.

Дети через игру познакомились с социумом через образы, краски и звуки. В процессе театральной деятельности незаметно активизировался словарь ребенка, улучшилась диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает  развить  у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.

Педагогический проект «Первые шаги» Цель проекта: создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста в адаптационный период активно использовала элементы психолого-педагогических технологий: арттерапии, музыкотерапии, игротерапии, облегчающие процесс адаптации.

Дети раннего возраста очень любят рисовать, особенно красками. Процесс рисования помогает ребенку расслабиться и успокоиться, адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Еще один волшебный материал, который активно использовался мною в работе с малышами, - пластилин. Занятия лепкой помогли выразить чувства, восстановить эмоциональное равновесие, снять стресс. Параллельно с лепкой велись беседы с детьми, разучивались короткие четверостишия, рассказывались сказки.

Слушая фольклорные произведения, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми, ласковыми, отзывчивыми. Короткие потешки, прибаутки помогают воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, организовать режимные моменты, провести игру-занятие. Все режимные моменты в адаптационный период сопровождаются играми. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

В результате осуществления проекта были задействованы все участники образовательного процесса, что способствовало сплочению и становлению партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

ВЫВОД. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Итак, проектная деятельность в раннем возрасте способствует:

  • активизации познавательной деятельности детей;
  • формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
  • развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
  • развитию творческих способностей
  • умению наблюдать, слушать
  • развитию навыков обобщать, анализировать
  • развитию мышления, внимания, воображения
  • развитию памяти, речи дошкольников

К тому же она объединяет педагогов, детей и родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по методу проектов с детьми дошкольного возраста

с помощью этого материала , воспитатели разбирутся в интеграции образовательных областей....

Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации

С чего должен начинаться для ребенка  детский сад?. Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш» И на этом первом и очень важном этапе не обойтись без песенки пр...

Консультация для родителей Тема: «Оригинальные методы рисования с детьми раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Оригинальные методы рисования с детьми раннего возраста». Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребено...

«Формы и методы работы с детьми раннего возраста по патриотическому воспитанию»

Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет...

Конспект «Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации»

Особенности развития детей дошкольного возраста исследованы большим количеством российских и зарубежных учёных-психологов. Они отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, ...

Выбор форм, методов работы с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям детского сада

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящ...

«Хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования с детьми раннего возраста»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей....