Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации
консультация (младшая группа) на тему

Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

 

С чего должен начинаться для ребенка  детский сад?. Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш» И на этом первом и очень важном этапе не обойтись без песенки приветствия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yasli.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37»

Рекомендация для воспитателей

«Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации»

Подготовила:

Мастрюкова Т. Е.

музыкальный руководитель

г. Братск

Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств. Которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции.

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в незнакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Важно чтобы этот период был радостным и содержательным.

В последней четверти 20 века в области нейропсихологии было сделано открытие так называемых «окон возможностей». До трех лет у ребенка активно развиваются мозговые структуры. С окончанием их формирования происходит «захлопывание окон». Согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Новейшая психология убедительно доказывает, что для воспитания ребенка возраст до 3 лет  намного важнее последующего периода. Однако как показывает практика, специалисты и даже некоторые родители недостаточно осознают важность этого периода в жизни человека.

Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей и отклонения в поведении. Н. А. Короткова в своей работе «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» вынуждена констатировать, что в настоящее время одним из существенных недостатков в воспитании детей является тот факт, что в раннем, а затем и в дошкольном возрасте, они недостаточно соприкасаются с искусством. «Эстетическое развитие осуществляется в основном в рамках специальных занятий. Вместе с тем музыка в режимных моментах и самостоятельной деятельности может внести большой вклад в воспитание чувства красоты, добра и общечеловеческих ценностей.  Все мы знаем, что именно музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть таковая и у музыки. Она нужна ребенку для его личностного развития и роста, нужна как вода, как воздух и солнце.

С чего должен начинаться для него детский сад?. Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш» И на этом первом и очень важном этапе не обойтись без песенки приветствия

«Мы Полине очень рады,

Для нее похлопать надо….Полина, привет!!!!

Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку.  И это имеет решающее значение, так как маленький ребенок может воспринимать только то, воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят

В нашей группе, в нашей группе

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть ……..

Кто, кто по утрам раненько встает? /хлопки/

Кто, кто по утрам песенки поет? /шлепки/

………..по утрам раненько  встает,

………песенки поет.

Солнышко встало, в небе засияло

/показ солнышка/

Солнышко, солнышко в садике гуляло

/хлопки/

Птички летели, на крылечко сели

/птички/

Нашему……песенку запели

Все эти песенки будут еще эффективней, если ребенка называть именно так как его зовут дома родители.

М. Ю Кистяковская в своих исследованиях отмечала значение потребности у детей раннего возраста в тактильных впечатлениях. Они остро нуждаются в прикосновениях: чтобы их погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Поэтому с большим удовольствием поглаживайте по ладошкам своих крох и ласково им напевайте. А слушая эти песенки с упражнениями для движения пальчиков, ладошек, у ребенка начнет быстро развивается координация, речь, память, эмоциональная отзывчивость. Кроме того музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств – высоты, тембра, силы голоса и звука, темпа, ритма, акцентов, пауз. Интонационная выразительность речи взрослого – это условие для развития не только голоса ребенка, но и его музыкального слуха. Музыкальные способности детей при этом достигают необходимого уровня для дальнейшего совершенствования на этапе дошкольного детства.

Скольжение

Гладить своими ладонями ладошки ребенка.

Скорее ладошки прижми

И ласково гладить начни.

А у наших крошек, славные ладошки,

Мы  погладим  крошек прямо  по ладошкам!!!

Ладушки

Дай похлопаю ладошкой

По твоей совсем немножко.

Подставляй-ка их скорее

Шлеп, да шлеп повеселее!

Хлопай, хлопай поскорее

Хлопай, хлопай, веселей

О-о-о-о-о-о-о-о!

А-а-а-а-а-а-а-а-!

У-у-у-у-у-у-у! /скатываемся с плечиков/

Катание круговыми движениями

Колобок, колобок

Вот какой румяный бок!

Перебирание пальцами по пальчикам малыша

Пальчик с пальчиком встречались

Дружно бегали, смеялись

Зацепиться своим пальцами за пальцы ребенка и покачивать

На двери висит замочек,

Взаперти сидит щеночек,

Хвостиком виляет,

Хозяев поджидает

Поглаживание и щекотание пальчиков

У кошечки лапки,

А в лапках цап-царапки.

Покалывание ладошек

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Поглаживание ладошек ребенка ребром своей ладони

Мы сейчас бренно распилим

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз, два, раз, два

Будут на костер дрова

Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Колыбельные – успокаивали, веселые – радовали, в них звучит любовь к ребенку, забота о нем. Когда ребенок немного освоился и уже допускает тактильное общение с ним, можно играть в игры – баловство.

Пожарники

Два пожарника бежали

И на кнопочку нажали

Бип!

Шагаете пальчиками от животика до носика

Шмель

Шмель влетел в амбар большой

Там обед уж под рукой

Бж-ж-ж-ж-ж!

Коснуться пальцем живота малыша, затем пощекотать в разных местах.

Богатые возможности содержат и музыкальные игрушки – колокольчики, бубны, барабаны, дудочки, свистульки, трещотки. Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков.

Ай ду-ду-ду, ду-ду-ду

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная, позолочена

Играть на дудочке длинные - короткие звуки, громко-тихо

Я везу каталочку

За большую палочку

Провезу ее везде

А потом отдам тебе

Можно организовывать  несложные импровизации по мотивам сказок, с использованием игрушек и персонажей кукольного театра. Со временем дети сами захотят участвовать в таких «спектаклях». Хотелось порекомендовать программу Н. Ф. Сорокиной «Кукольный театр – малышам»

Приветствуется организация веселых подвижных игр, включающие в себя выполнение различных инструкций. В процессе таких игр дети учатся действовать по речевой инструкции взрослого

Две веселые овечки

Две веселые овечки

 Разрезвились возле речки.

 Прыг-скок, прыг-скок!

 (1. Весело прыгаем)

 Скачут белые овечки

 Рано утром возле речки.

 Прыг-скок, прыг-скок!

 Вверх до неба, вниз до травки.

 Вверх до неба, вниз до травки.

 (2. Встаем на ножки, тянемся вверх

3. Приседаем, руки опускаем вниз)

 А потом кружились

 (4. Кружимся)

 И в речку свалились.

 (5.Падаем)

Два жука

На полянке два жука

 Танцевали гопака:

 (1. Танцуем, руки на поясе)

 Правой ножкой топ, топ!

 (2. Топаем правой ножкой)

 Левой ножкой топ, топ!

 (3. Топаем левой ножкой) 

Ручки вверх, вверх, вверх!

 Кто поднимет выше всех?

 (4. Встаем на носочки, тянемся вверх)

В адаптационный период важной составляющей является создание доброжелательных отношений между ребятишками. Сближению детей могут способствовать хороводные игры. Хороводные игры построены на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом.  Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития умения согласовывать свои действия с партнером, общаясь друг с другом в хороводе, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого.

Необходимо учитывать, что ребенку важно не только играть самому, но и родителям участвовать в этом процессе. Взрослые, таким образом, своим примером убеждают ребенка в значимости всего происходящего. Во время такого общения родители исполняют роль ассистентов, такие помощники хорошо знают индивидуальные способности своего ребенка, к тому же пользуются в максимальной степени его доверием. Поэтому из всего выше сказанного можно сделать вывод, что привлечение родителей на совместную деятельность это огромная необходимость, как для ребенка, так и для родителей. Потраченное время не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды.

Любая работа направлена на результат. В чем же он здесь?  В данном случае результат нельзя пощупать или вывести в цифрах. Как мне кажется, это – интерес, желание общаться. Малыш всегда учиться у тех, кого любит, кому доверяет. А педагогу, особенно в период адаптации,  как бы трудно не было, надо быть на самой «высокой ноте», которую можешь взять. И всегда помнить о настроении – важнейшей составляющей успеха.

Литература:

  1. Е. Макшанцева «Скворушка». Сборник музыкально – речевых игр для дошкольного возраста.- М.: АРКТИ, 1998.
  2. Е. О. «Дети раннего возраста в детском саду». Учебно – методическое пособие.- М.: педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  3. Т. Н. Доронова  «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования». Методическое пособие. - М.: Обруч, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОО

В методических рекомендациях раскрываются основные уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации....

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

Статья «Инновационные формы организации образовательного процесса с детьми раннего возраста в период адаптации»

В настоящее время ведется качественное обновление содержания дошкольного образования. Одной из основных задач  является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физичес...

Конспект «Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации»

Особенности развития детей дошкольного возраста исследованы большим количеством российских и зарубежных учёных-психологов. Они отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, ...

Выбор форм, методов работы с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям детского сада

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящ...

Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития....