Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"
консультация (младшая группа)

Королева Ксения Анатольевна

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ»

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения мы постарались сформировать у детей положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Поэтому, сгладить процесс адаптации ребенка, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого используются игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, дергунчики, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещотки). Малыши очень любят двигательные игрушки коляски, тележки, машинки. Они могут отвлечь их от переживаний на некоторое время.

Доказано, что монотонные движения руками или сгибание кистей рук затормаживают отрицательные эмоции. Поэтому можно предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики («бусы»), колесики от пирамидок, соединять детали крупного конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками.

Релаксационный эффект дают игры с песком. В теплую погоду их лучше устраивать на участке в песочнице. Причем хорошо, если есть возможность играть и с сухим, и с влажным песком. Сухой песок теплый, ласкает руки, снимая напряжение. Можно предложить ребенку отыскивать, спрятанные предметы и игрушки. Из влажного песка хорошо лепить куличики, домики для зверушек, рисовать палочками.  Песок можно заменить крупой. В группе вместо песка имеется ящик с крупой, в котором дети отыскивают спрятанные предметы и игрушки. Имеется поднос с манной крупой, на котором дети рисуют палочками.

В период адаптации широко используется пальчиковые игры. Дети очень любят игры с пальчиками. Их забавляет, что пальчики могут превращаться то в человечков, то в животных, то в домик. Дети также запоминают название пальчиков. Эти игры так же помогают наладить контакт, близкие отношения с ребенком.

Совместная игра – это та деятельность, которая сразу сближает ребенка и взрослого. Дети двух лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Мало того, дети, не имеющие опыта общения с другими детьми, могут испытывать к ним страх, чувство неприязни. Для большинства детей сверстник – весьма занятный объект, на котором красивая одежда, который делает что-то необычное. Заняться общими делами, вместе играть, дети еще не умеют. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику. Этим и нужно воспользоваться для обучения детей игре рядом, а потом и вместе, для сближения детей между собой.

Проведение игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.

Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослые совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило 4. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.

Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят, персонажи, желающие поиграть с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в период адаптации к детскому саду.

Описана технология применения арт терапии для детей в период адаптации к детскому саду. Фотографии, демонстрирующие работу, опубликованы в альбоме. Технология разработана и описана в соавторстве...

Конспект ООД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду" Прогулка в осенний лес"

Цели: Создание у детей радостного настроения во время занятия.Привлечь детей к совместной игровой деятельности для развития познавательной активности.Задачи: Обучающие- учить узнавать и называть ежика...

Конспект занятия с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду « Путешествие в осенний лес»

ВоспитательСметанина Светлана Сергеевна  Задачи: создать положительный эмоциональный настрой в группе; снять эмоциональное и мышечное напряжение; развивать слуховое внимание, ...

консультация для родителей "Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Данная консультация поможет родителям и их малышам  легче пройти период адаптации. В данном материале показаны игры, которые могут успешно применяться не только в период адаптации, но и как самос...

Занятие психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду "Игры с божьей коровкой"

Представляю конспект подгрупповой развивающей деятельности по улучшению адаптации к ДОУ с детьми младшей группы с использованием большой и малой песочниц...

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду.

Методическая разработка игры с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду...