Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Кулак Светлана Александровна

Материал об организации исследовательской деятельности рассчитан на аудиторию педагогов  и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_odarennosti.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.

Формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

На первых этапах исследовательской работы возможно применение методики «исследовательский фартук», разработанной американским педагогом Сандрой Кейплан.

Знакомство детей с «исследовательским фартуком», позволяет удовлетворить жажду новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Методика, предложенная Сандрой Кейплан, рассчитана на значительный возрастной диапазон – 5-9 лет. Она построена на игровой основе и предполагает использование несложного специального оборудования: «исследовательского фартука» и карточек. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый этап, выделяемый автором методики, отражен в надписях, помещенных на кармашках фартука. Всего С. Кейплан выделяет четыре этапа исследования.

Первый этап – «выбор темы» (посередине верхней части фартука - один карман «Тема»).

Ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее, либо берет заранее подготовленную карточку с картинкой, кладет ее в кармашек с надписью «Тема». (Авторы методики считают, что тему исследования можно откорректировать, например, сузив ее. И таким образом, задача станет проще. Так, тему «Растения», можно сузить до темы «Плодовые деревья».)

Второй этап – «постановка вопросов».

Во втором ряду – три-четыре кармашка посвящены «вопросам». Написанные на каждом кармашке слова являются ключевыми словами задаваемых вопросов, например:

Виды. Какие бывают виды плодовых деревьев? 
Функции. Какие функции выполняют плодовые деревья? 
Свойства. Какие свойства у плодовых деревьев? 
Влияния. На что влияют плодовые деревья?

Третий этап (третий ряд фартука) – «проведение исследования».

Дети собирают информацию и записывают ее на листочках. Те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки, заранее размноженные картинки, на которых содержится эта информация.

Четвертый этап – «подведение итогов».

Факты, собранные в каждом кармашке, анализируются, путем сравнения выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка. 

Деятельность, выполняемая ребенком  на уровне самостоятельности, превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. Для нас важно, чтобы каждый ребенок, и каждый воспитатель создавал свой индивидуальный стиль в той или иной деятельности, овладевал им как  для достижения успешности в деле, так и для самореализации своей неповторимости, особого таланта. На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний.

Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать  развитию одаренности ребенка, утверждает автор «Методики проведения учебных исследований в детском саду» - Савенков Александр Ильич, советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества», доктор педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития. 

Предлагаемая Савенковым  А.И. методика проведения исследований в детском саду позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Методика проведения тренировочных занятий.

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования. Рассмотрим специфику тренировочных занятий.

Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования».

Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона. Оптимальный размер карточки – половина обычного альбомного листа (1/2 формата А 4). На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.

На таких же по размеру листочках картона надо заготовить специальные надписи и картинки – «темы» будущих исследований. Для этого надо наклеить на картон изображения животных, растений, зданий и картинки по другой тематике.

Кроме того, для занятий понадобятся ручки, карандаши, фломастеры. Для записей исследователей понадобятся маленькие листочки бумаги размером примерно 7х7 сантиметров.

Проведение тренировочного занятия

Подгруппа (12–13 детей) располагается кружком на ковре. Дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее. Карточки с темами будущих исследований и другие материалы будут выкладываться в центре круга, образованного детьми. Объявляем: - сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца». Им предстоит вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа.

В качестве добровольцев лучше выбирать энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники.

Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования путем выбора карточки с картинкой. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им ранее заготовленные карточки с различными изображениями — темами исследований. В обсуждение по поводу выбора темы надо включить всех участвующих в занятии детей.

На первых тренировочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

Составление плана исследования

Объясним исследователям: их задача  — получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Естественно, что эти вопросы обращены не только к выделенной нами паре детей. Они адресованы всем детям, участвующим в занятии.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».     Можно добавить в арсенал методов исследования такие, как, например, «получить информацию у компьютера», «позвонить по телефону специалисту» (маме, папе, бабушке или еще кому-нибудь), «отправить письмо специалисту по электронной почте», и другие.

Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре), - не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Сбор материала

Следующий, третий, шаг — сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Несмотря на то, что дошкольники не умеют писать, сделать это технически несложно. Мы можем использовать пиктографическое письмо.

Подскажем детям, что на маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки - рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

Начинаем заполнять кармашки «Подумать самостоятельно» (анализируем, делаем заметки, схематические зарисовки - вкладываем в кармашек).

«Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете. Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым.

 «Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу.

        В настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.

         Прочитайте исследователям нужный текст вслух. Помогите зафиксировать новые идеи.

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Можно провести дома, в детском саду, в лаборатории.

Все это надо зафиксировать на наших листочках.

«Обобщение полученных данных». Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Выделим главные идеи, отметим второстепенные. В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. Ничего страшного: откладываем этот листок в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

 Доклад. Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные

уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение. Практически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад, опираясь на собранный материал.

Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индикатором уровня общей подготовки ребенка, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве взрослого. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой очень важной части занятия требует особого педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательское поведение дошкольников. "Паучок."

Как неожиданная находка повлияла на исследовтельское поведение ребят....

Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...

Образовательная ситуация - основная единица образовательного процесса в поддержку исследовательского поведения дошкольников в ДОУ.

Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазв...

«КНИГА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вся жизнь ребенка пронизана сказками и игрой, через которые он может открыть себя миру и мир для себя. В современной образовательной практике мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным...

Социализация младших школьников поддержкой исследовательского поведения дошкольников

Развитие школьника – составная педагогического в деятельности и но усвоение научных но знаний, выступает как цель и результат деятельности. Помочь в мере свои развить самостоятельность, потенциа...

Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения дошкольников

Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения дошкольников...