Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении
статья по теме

В статье изложены соображения по поводу семейного воспитания и опыт работы ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении

В образовании и воспитании все время существует спор о главенстве семейного или общественного воспитания. Из истории известно, что в допетровские времена предпочтение в различных сословиях населения отдавалось семейному воспитанию. Дети дворян, а тем более крестьянские получали образование в стенах дома, при помощи родителей, старших братьев или сестер, гувернеров. Жизнь ребенка в семье подчинялась законопослушанию родителей, строгой дисциплине, сочетанию этического и этикетного, следованию жесткому распорядку дня.

Однако, после революции 1917 года произошел перелом в сторону общественного воспитания. Все больше воспитание и образование детей перекладывалось на плечи общественных организаций, школ. Родители, законные представители детей все больше времени уделяли работе. Семейные традиции стали утрачиваться, все меньше родители стали уделять времени своим детям. С развитием научно-технического прогресса у детей стало меньше обязанностей по дому, трудовое воспитание детей и обязанности по дому стали утрачивать свои воспитательные функции. Таким образом, постепенно произошел отход от семейного воспитания и почти полный переход на общественное.

Но в 2012 году в Российской Федерации обратили внимание на данную проблему и отразили её решение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Статья 17 предусматривает одну из форм получения образования – семейное образование. Статья 44 предусматривает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Таким образом, была повышена ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, ведь именно родительская общественность должна быть заинтересована в повышении качества образования и развитии своих детей.

С введением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью получения общего образования.

В 2013 году на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка был разработан и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

В основные принципы реализации ФГОС ДО заложено: сотрудничество Организации с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В условиях реализации новых нормативно-правовых подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) детей.

В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольное образовательное учреждение обязано:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, образовательной Программе, локальных актах регулируемых образовательную деятельность;

• обеспечивать открытость дошкольного образования; 

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей в непрерывно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Большая проблема возникает при вовлечении родителей в единое образовательное пространство. Работу в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) осуществляют через следующие виды деятельности: повышение педагогической культуры родителей, непосредственное вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

При организации работы с родителями важно осуществлять дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Для того чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений в группе устанавливаются партнерские отношения, создается атмосфера взаимопонимания, общности интересов, поддержание положительного опыта воспитания и развития детей.

Работа с родителями осуществляется в различных формах взаимодействия:

- презентация дошкольного образовательного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах, работе специалистов (логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

- нетрадиционные формы организации родительских собраний: педагогическая гостиная, игровой практикум, круглый стол, устный журнал и другие;

- большое распространение получили в группе мастер-классы. Родители с удовольствием делятся своими увлечениями, помогают воспитателям в подготовке к праздникам 8 Марта, новый год, изготавливая на мастер-классах украшения для зала, группы. После проведения мастер-классов родители с воспитателем организовывают творческую выставку по определенному направлению. Дети с удовольствием рассказывают о увлечении своих родителей.

- дни открытых дверей, позволяют родителям познакомиться с работой всего коллектива ДОУ, увидеть, как строятся образовательные отношения и самим предстать в роли воспитателей, помощников воспитателей, инструкторов по физической культуре. Родители получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать поведение и умение своего ребенка с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;

- совместные праздники и досуги, развлечения, групповые посиделки также в последнее время получили большее распространение. Родители стали активно участвовать в проводимых мероприятиях, сами подбирая материал, участвуя в постановках. Традиционными праздниками стали: спортивные состязания с участием пап в празднике посвященном 23 февраля, кулинарный поединок, выпускной, 8 Марта, день Здоровья.

- тематические выставки;

- проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Родители с удовольствием изготавливают костюмы для детей из бросового материала, шляпы, изучают строение Земли, растения, животный мир.

- ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

- педагогический совет с участием родителей;

- педагогические конференции с активным участием родителей в обсуждении вопросов воспитания и развития детей;

- организация совместной трудовой деятельности;

- участие в фотоконкурсах и фотовыставках;

- изготовление портфолио воспитанника;

- традиционные формы работы: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, наглядная пропаганда.

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную деятельность учреждения. Родители могут проявлять как активную позицию, участвуя во всех видах образовательной деятельности, но также и эпизодически. С учетом индивидуальных особенностей родителей, семьи, можно привлечь большее количество родителей к участию в образовательном процессе. Некоторые родители с удовольствием обучают детей ремеслам, делятся своими умениями, кому-то с легкостью удается водить детей на экскурсии, оформлять стенды для детского сада и многое другое. При организации работы с родителями важно проанализировать способности, умения и желания родителей.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕМУ УСЛОВИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям д...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...

Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...

Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования

Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...