Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Мошиян Галина Аршалуйсовна

Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса  "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_moshiyan_g.a.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №27 «ЛАСТОЧКА»

«Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания

 в детском саду»

Мошиян Г.А.,

 воспитатель МБДОУ ЦРР

 детского сада №27

 «Ласточка»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях.

      Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая  на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура, как отец  и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та старина, которая осталась жить- в традициях, обычаях, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков.

    В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

       К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги. В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания и формирования мировоззрения ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Психолого-педагогические исследования Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, решают проблему модернизации дошкольного образования через возрождение народной культуры и ее ценностей.  В своей работе я опираюсь  на концепцию личностно-ориентированного воспитания, основанного на вхождении ребенка в жизнь общества, формирования «концепции жизни» будущего гражданина.

Народная культура – предмет, который человек может постигать на протяжении всей жизни. Учитывая это, я построила свою работу так, чтобы максимально познакомить и сформировать ценностное отношение  и детей и их родителей к богатому наследию культур народов Дона.

Целью своей работы, в соответствии с  современными  реалиями общества и социальной ситуацией  в целом, я вижу в воспитании   любви к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным краем -  это те чувства, которые я стараюсь вызвать в процессе работы с дошкольниками, это и  является первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Цель работы: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем, с обычаями и традициями народов Дона.

       Основными задачами  в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к её истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Задачи:

Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о народах Дона.

Познакомить детей с обычаями и традициями донских армян, воспитывать чувство уважения к культуре других народов.

Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

Целостность образовательного процесса в детском саду обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем направлениям.  Решая на каждой ступени дошкольного детства  свою совокупность воспитательных задач, мы  моделируем образ современного ребенка-дошкольника. Для реализации задач, мы используем следующие  формы работы со всеми участниками образовательного процесса:

    С  детьми  мы проводим  в течение года занятия, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, продуктивные виды деятельности.

      С педагогами организовываем  семинары, педсоветы, открытые просмотры, мастер-классы, различные культурные мероприятия.

      Родители активно участвуют в праздниках, в оформлении музея по краеведению; с  ними проводятся консультации, мастер - классы, конкурсы, выставки.

     На протяжении старшего дошкольного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость, то есть, именно старший дошкольный возраст сензитивен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Основная  моя задача  здесь – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Эффетивность данной работы во многом зависит от создания поликультурной образовательной среды в детском саду. С этой целью у нас функционирует музей по краеведению, в группах оформлены русский, армянский и казачьи уголки.  Наш музей нетрадиционен, здесь не только можно, но и нужно потрогать, рассмотреть поближе, обыграть все экспонаты. Почти всё, что представлено в музее -  подлинное. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далеких предков, донесут до сознания ребенка представления о жизни в далеком прошлом.

Богатая развивающая среда, созданная в детском саду, позволяет мне  знакомить  детей с историей  народов Дона, предметами быта, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством в интересной, занимательной форме.  Традиционные уже  краеведческие занятия я выстраиваю с позиции равноправного личностно-ориентированного  процесса общения. Использую на занятиях здоровьесберегающие, проблемно-поисковые и развивающие  инновационные технологии, стимулирую  детей к активному познанию и рефлексии.   Только в процессе практической деятельности через освоение культурного наследия и опыта предков у детей формируется собственное мировидение, закладываются основы нравственности.

Народная педагогика издревле основывалась на комплексном воздействии на ребенка. Сегодня мы говорим об эффективности  процесса обучения через чувственное восприятие. Мы с детьми  рассматриваем, и прослушиваем, ощущаем и осязаем. Все это возможно только в игре, как ведущем виде детской деятельности. Народная игра развивает ловкость, быстроту движений, силу, меткость. А разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.    

 В устном народном творчестве как нигде отразились черты народного характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Это сказки, песни, пословицы, потешки, поговорки, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, любовь и уважение к человеку труда.

Разные виды народного творчества благотворно влияют на развитие ребенка. Хоровое исполнение народных песен снимает симптомы гипервозбудимости, успокаивая детей. Кроме того способствует постановке правильного дыхания, движению грудной клетки и улучшению работы дыхательной системы, благотворно влияет на психоэмоциональный статус ребенка. Исполнение народных танцев способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений.

Яркие народные костюмы воздействуют  на зрительные центры и улучшают настроение детей.

Очень интересно и красочно проходят в нашем детском саду народные праздники, организованные в тесном сотрудничестве с нашими партнерами – культурными учреждениями  Мясниковского района.  

Мы  активно сотрудничаем с районным этнографическим музеем, с церковью Сурб Амбарцум, с детской библиотекой, с Домом культуры, с муниципальными ансамблями: «Ани», «Цицернак», «Цахкепунч», с ДШИ им. М.Сарьяна, со школами  №1,2; с коллективами  театра песни «Звезда надежды» и «Союз талантов».  Опыт работы по краеведению неоднократно освещался в средствах массовой информации на районном и областном уровнях и транслировался по районному и областному телевидению.

Знакомство детей с историей и культурой родного села невозможно без тематических экскурсий, посещения выставок  и достопримечательностей села. Мы с детьми посетили выставки  «Художники  Мясниковского района», «Жизнь и быт донских армян», «Герои Великой Отечественной войны». Каждый год накануне великого праздника Победы мы проводим торжественный утренник, который заканчивается на мемориале Славы, где  особенно остро ощущается вся горечь потерь и благодарность за ясное небо над головой.

  Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие  нравственные качества разовьются у него , зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Работа с родителями в этом направлении, на мой взгляд, наиболее важна.

     Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса в детском саду.

      С удовольствием принимают участие  родители в фотовыставках «Широка страна моя родная», «Люблю тебя мой край донской», «Расти и расцветай родовое дерево»; конкурсах «Умелые руки», «Лучше нет дружка, чем родная матушка».

   Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и мысль должно приходить к детям»,  - эту заповедь А.С.Макаренко я использую в работе с родителями.

Как и любое направление воспитательно-образовательной деятельности в детском саду нравственно-патриотическое воспитание невозможно без комплексной и взаимосвязанной работы всего коллектива детского сада.

Расширению знаний о культуре народов Дона и  самообразованию педагогов способствовала организация муниципальной экспериментальной площадки  на базе детского сада под руководством кандидата педагогических наук Тамары Сергеевны Есаян  в течении 3-х лет и продолжение данной работы в методобъединении педагогов ДОУ по краеведению.

Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление только моей работы, а связующее звено, пронизывающее всю жизнь ребенка, всю его деятельность в детском саду и в семье, обеспечиваемое преемственностью в работе как детского сада и семьи в целом, так и всех педагогов детского сада.

Мир взрослых должен стать пространством  комфортного окружения мира ребенка, мира детства.

Как писал В.А. Сухомлинский: «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их». Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)

взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской...